Проверки ФСС: распространяется ли на них сегодня мораторий?
10.09.2015 1510 0 1
Имеет ли право ФСС по ВПТ проводить с 01.07.15 г. проверки предприятий относительно расходования средств Фонда, учитывая мораторий на проверки?
Исходя из действующих норм законодательства, можно сказать, что этот вопрос неоднозначен. Объясним почему.
Прежде всего напомним, что в соответствии с п. 4 разд. VII Закона от 23.09.99 г. № 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании» (далее – Закон № 1105) с 01.01.15 г. предусмотрено создание Фонда социального страхования путем слияния ФСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и ФСС по ВПТ. Таким образом, планируется реорганизация указанных Фондов в единый Фонд социального страхования.
До завершения мероприятий, связанных с созданием Фонда соцстрахования и его рабочих органов, выполнение функций и задач, предусмотренных Законом № 1105, обеспечивают в пределах своей компетенции соответствующие исполнительные дирекции и их рабочие органы ФСС от несчастных случаев на производстве и ФСС по ВПТ (п. 6 разд. VII Закона № 1105).
С 01.01.15 г. вступили в силу законы, которыми введены два моратория на проверки:
- Закон от 28.12.14 г. № 71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» (далее – Закон № 71);
- Закон от 28.12.14 г. № 76-VIII «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» (далее – Закон № 76).
При этом мораторий на проведение проверок, установленный Законом № 76, действовал до 01.07.15 г. и касался всех контролирующих органов, за исключением Государственной фискальной службы и Государственной финансовой инспекции, а мораторий, введенный Законом № 71, действует в течение 2015–2016 годов.
При этом нормы Закона № 71 относительно моратория на проверки предусматривают, что в 2015 и 2016 годах проверки предприятий и физлиц-предпринимателей с объемом дохода до 20 млн грн. за предыдущий календарный год проводятся исключительно:
- с разрешения КМУ;
- по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки;
- согласно решению суда или требованиям Уголовного процессуального кодекса.
При этом мораторий не распространяется:
- с 1 января 2015 года – на проверки субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины и/или производят и/или реализуют подакцизные товары, на проверки соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты НДФЛ, ЕСВ, возмещения НДС;
- с 1 июля 2015 года – на проверки плательщиков единого налога второй и третьей (физлица-предприниматели) групп, кроме тех, которые осуществляют деятельность на рынках, продажу товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети (за исключением единщиков, определенных п. 27 подразд. 10 разд. XX Налогового кодекса, далее – НК), по вопросам соблюдения порядка применения РРО.
И Закон № 71, и Закон № 76 оперируют понятием «проверки контролирующих органов». Логично сделать вывод, что в таком случае оба закона вводят мораторий, который касается всех контролирующих органов (и только мораторий, установленный Законом № 76, не распространяется на проверки налоговых органов и финансовых инспекций, поскольку в нем на это прямо указано).
Следовательно, в период с 1 января по 30 июня 2015 года в Украине действовали одновременно два разных моратория на проверки контролирующими органами. При этом мораторий, введенный Законом № 76, касался практически всех субъектов хозяйствования. А мораторий, установленный Законом № 71, распространяется только на малодоходные предприятия, то есть с объемом дохода до 20 млн грн. (в соответствии с письмом ГФС от 28.01.15 г. № 2463/7/99-99-22-02-04-17 этот факт проверяется на основании декларации по налогу на прибыль). Поэтому вполне логично утверждать, что преимущество в выборе моратория в указанный период имели нормы Закона № 76 (обычно за исключением проверок налоговых органов и финансовых инспекций).
Однако с 01.07.15 г. мораторий, введенный Законом № 76, не действует. Таким образом, можно прийти к заключению, что мораторий, установленный Законом № 71, распространяется на проверки всех контролирующих органов, а не только на проверки органов ГФС. Аналогичного мнения придерживается и Государственная регуляторная служба Украины (информация об этом размещена на сайте указанного органа по адресу http://www.dkrp.gov.ua/info/4463).
Название Закона № 71, в котором речь идет о налоговой реформе, не должно вводить в заблуждение относительно распространения моратория только на проверки налоговых органов, поскольку нормы относительно моратория приведены в разделе «Заключительные положения» Закона № 71, а не внесены как изменения или дополнения в НК. Кроме того, в данном Законе не указано, что понятие «контролирующие органы» следует применять в понимании норм НК.
Однако сам Фонд пытается все время выйти из-под действия законов, которыми вводятся моратории на проверки. Напомним, еще с августа 2014 года действовал мораторий на проведение проверок, введенный Законом от 31.07.14 г. № 1622-VII «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год». При этом ФСС по ВПТ утверждал, что на него этот мораторий не распространяется (письмо от 07.08.14 г. № 2.4-17-2056).
Впрочем, после принятия постановления КМУ от 13.08.14 г. № 408 «Вопросы введения ограничений на проведение проверок государственными инспекциями и другими контролирующими органами» (далее – Постановление № 408), которым утвержден перечень контролирующих органов, которые должны получать разрешение Кабмина на проведение проверок, ФСС по ВПТ был включен в перечень таких органов.
В этом году ФСС по ВПТ (письмо от 09.04.15 г. № 2.4-17-705) указывал также на то, что, по его мнению, мораторий, введенный Законом № 76, не распространяется на Фонд, поскольку срок действия Постановления № 408 истек.
Однако истечение срока действия Постановления № 408, принятого в связи с введением Законом № 1622 ограничения на проверки, не свидетельствует о том, что на ФСС по ВПТ действие моратория, введенного Законом № 71, не распространяется, поскольку мораторий в этом году введен отдельным законом.
Таким образом, в вопросе распространения моратория, введенного Законом № 71, на органы ФСС по ВПТ нет однозначности. Считаем, что приведенные нами аргументы дают основания для решения этого вопроса в пользу субъектов хозяйствования.
Комментарии к материалу