Акценты этой статьи:
Как известно, до 31.12.17 г. введен мораторий на проверки (Законом от 03.11.16 г. № 1728-VIII «О временных особенностях проведения мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», далее – Закон № 1728).
Однако мораторий на проверки, который действует в 2017 году, не распространяется на органы ГФС (ст. 6 Закона № 1728, подробнее см. в консультации «Мораторий-2017: кто и когда может прийти к вам с проверкой»). То есть ничто им не мешает проверить, как СХ соблюдает налоговое и прочее законодательство.
Органы ГФС имеют право проводить (ст. 75 Налогового кодекса, далее – НК):
Рассмотрим все эти виды проверок детальнее.
Камеральная проверка
Камеральная проверка проводится в помещении налогового органа исключительно на основании налоговых деклараций (расчетов), поданных налогоплательщиком, а также данных системы электронного администрирования НДС, Единого реестра акцизных накладных и системы электронного администрирования реализации горючего (пп. 75.1.1 НК).
Назовем особенности, о которых следует знать СХ.
Документальная проверка
Согласно пп. 75.1.2 НК предметом документальной проверки является:
Документальная проверка проводится на основании:
Документальные проверки бывают разных видов. Расскажем об их особенностях.
Плановая проверка
Порядок проведения плановых проверок установлен ст. 77 НК. Органом ГФС для проведения плановой проверки должны соблюдаться строгие требования, а именно:
1. Проверка должна быть предусмотрена планом-графиком. План-график документальных проверок на ближайший год обнародуется на официальном сайте ГФС (www.sfs.gov.ua) до 25 декабря.
Отметим, что годовые планы-графики составляются начиная с плана на 2018 год. То есть план-график на 2018 год должен быть составлен до 25 декабря 2017 года (приказ Минфина от 27.02.17 г. № 294 «Об утверждении изменений к порядку формирования документальных проверок налогоплательщиков»).
2. Периодичность проверок зависит от степени риска налогоплательщика, а именно:
Имеется в виду календарный год (т. е., например, в 2017 году налогоплательщика с высоким риском могут проверить только один раз). Критерии рисков названы в п. 5 разд. III Порядка формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков, утвержденного приказом Минфина от 02.06.15 г. № 524.
3. О проведении проверки налогоплательщика должны уведомить не позднее чем за 10 календарных дней (далее – к. д.) до начала проверки. Такое уведомление вручается налогоплательщику под подпись или высылается заказным письмом с уведомлением о вручении.
В уведомлении орган ГФС обязан сообщить о дате начала проверки и приложить копию приказа о назначении проверки (п. 77.4 НК; пп. 1.4.1 Методических рекомендаций о порядке взаимодействия между подразделениями органов государственной фискальной службы при организации, проведении и реализации материалов проверок налогоплательщиков, утвержденных приказом ГФС от 31.07.14 г. № 22).
4. Если одновременно проводится документальная плановая проверка органом ГФС и плановая выездная ревизия органом Госфинконтроля, тогда проверяющие должны руководствоваться Порядком координации одновременного проведения документальных плановых проверок (ревизий) контролирующими органами и органами государственного финансового контроля, утвержденным постановлением КМУ от 23.10.13 г. № 805.
5. Согласно ст. 82 НК плановая документальная проверка может длиться:
Сроки проверки могут быть продлены до 60 к. д. (п. 82.4 НК). Основания для продления указаны в пп. 82.3.1–82.3.2 НК, это может быть:
Внеплановая проверка
Порядок проведения внеплановых проверок установлен ст. 78 НК. Главные особенности: такие проверки проводятся без предварительного уведомления налогоплательщика и законом не ограничена периодичность их проведения (т. е. при наличии оснований одного налогоплательщика могут проверить несколько раз в год).
Основания для проведения внеплановой проверки установлены в пп. 78.1.1–78.1.5 НК. Так, проверка может быть назначена, если:
Согласно п. 82.2 НК сроки проведения внеплановой проверки составляют не более:
Выездные и невыездные проверки
В пп. 75.1.2 НК сказано, что:
Также возможно проведение внеплановых электронных проверок (абзац седьмой пп. 75.1.2 НК) – на основании заявления, поданного налогоплательщиком в орган ГФС, где он состоит на учете. Заявление подается за 10 к. д. до начала электронной проверки.
Однако такой вид проверки предусмотрен только для налогоплательщиков с незначительным риском (степень риска определяется на основании п. 77.2 НК). То есть для налогоплательщиков, которые:
Фактическая проверка
Согласно пп. 77.1.3 НК фактическая проверка проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, размещения принадлежащих ему хозяйственных и других объектов.
Фактическая проверка может назначаться по поводу соблюдения норм законодательства, которым регулируется:
Налогоплательщику следует знать, что:
Условия допуска к проверке
Перед началом документальной выездной (плановой и внеплановой) и фактической проверки представители ГФС обязаны представить налогоплательщику следующие документы (п. 81.1 НК):
1. Направление на проведение проверки. В этом документе указывается:
Направление должно быть подписано руководителем (заместителем или уполномоченным лицом) органа ГФС и скреплено печатью.
2. Копию приказа о проведении проверки.
3. Служебные удостоверения лиц, которые указаны в направлении на проведение проверки.
Обратите внимание: если эти документы не будут представлены или если они оформлены с нарушением требований п. 81.1 НК, налогоплательщик имеет право не допустить визитеров к проведению проверки.
Проверяемый период
Органы ГФС проверяют налогоплательщика, исходя из показателей его налоговой отчетности и сроков и полноты уплаты налоговых платежей. Поэтому орган ГФС вправе провести проверку в течение 1 095 дней после окончания срока подачи налоговой декларации, отчета об использовании доходов неприбыльных предприятий и/или срока уплаты денежных обязательств (ст. 102 НК). А если декларация не была подана вовремя – тогда срок в 1 095 дней исчисляется со следующего дня после ее фактической подачи.
Срок давности не применяется только в двух случаях (п. 102.2 НК), а именно:
Оформление результатов проверок
Результаты проверки оформляются согласно требованиям ст. 86 НК. Так, результаты документальных и фактических проверок оформляются актом (в случае выявления нарушений) или справкой (если нарушения не выявлены) (п. 86.1 НК).
Процедура проведения документальных проверок также регулируется:
Порядком оформления результатов документальных проверок относительно соблюдения налогового, валютного и прочего законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, плательщиками налогов – физическими лицами, утвержденным приказом Минфина от 14.03.13 г. № 395 (далее – Порядок № 395);
Порядком оформления результатов документальных проверок соблюдения законодательства Украины по вопросам таможенного дела, налогового, валютного и прочего законодательства плательщиками налогов – юридическими лицами и их обособленными подразделениями, утвержденным приказом Минфина от 20.08.15 г. № 727 (далее – Порядок № 727).
Если нарушения выявлены в результате камеральной проверки, то на основании п. 86.2 НК составляется акт в двух экземплярах. Один экземпляр акта вручается или отправляется налогоплательщику на протяжении 3 р. д. со дня его подписания (п. 86.2 НК).
По результатам электронной проверки составляется справка в двух экземплярах. Справка вручается налогоплательщику лично, ознакомиться с ней и подписать ее налогоплательщик обязан в течение 5 р. д. со дня ее вручения (п. 86.11 НК).
Если налогоплательщик не согласен с выводами и фактами, указанными в акте проверки, он может подать свои возражения к акту в течение 5 дней со дня его получения (п. 86.7 НК). Возражения рассматриваются в течение 7 р. д. после их получения. Затем орган ГФС направляет налогоплательщику ответ в порядке, предусмотренном ст. 58 НК (п. 86.7 НК).
На основании акта проверки орган ГФС принимает НУР:
Механизм направления НУР установлен Порядком отправления контролирующими органами налоговых уведомлений-решений налогоплательщикам, утвержденным приказом Минфина от 28.12.15 г. № 1204 (далее – Порядок № 1204).
Обжалование НУР
Налогоплательщик может обжаловать НУР в административном и судебном порядке, действуя на основании п. 56.1 НК. Рассмотрим оба случая.
Административный порядок
Письменную жалобу на решение ГФС налогоплательщик может подать в вышестоящий орган ГФС:
По результатам рассмотрения жалобы орган ГФС должен принять решение и отправить его налогоплательщику в течение 20 к. д. (п. 56.8 НК). В отдельных случаях этот срок может быть продлен до 60 дней, но об этом налогоплательщику обязаны сообщить письменно до истечения 20-дневного срока (п. 56.9 НК).
Если жалоба не была удовлетворена или удовлетворена частично, налогоплательщик имеет право на основании п. 56.6 НК подать повторную жалобу в вышестоящий орган в течение 10 к. д. со дня получения ответа. Сроки рассмотрения повторной жалобы такие же, как и для первой жалобы.
Денежное обязательство налогоплательщика считается несогласованным до окончания процедуры административного обжалования (п. 56.15 НК).
На основании п. 56.17 НК административное обжалование прекращается, а денежное обязательство считается согласованным:
В день согласования денежного обязательства неуплаченное налоговое обязательство становится налоговым долгом.
Судебное обжалование
Налогоплательщик имеет право обратиться в суд:
Однако обратите внимание: НУР, обжалованное в суде, не подлежит уже административному обжалованию.
При подаче иска в суд НУР считается несогласованным до момента вступления в силу судебного решения (п. 56.18 НК).
Важный момент! В п. 56.19 НК установлено, что после административного обжалования налогоплательщик может обратиться в суд в течение 1 месяца. В то же время п. 56.18 НК установлено, что налогоплательщик может обратиться в суд в любое время (как после административного обжалования, так и без него) в течение 1 095 дней после получения НУР. В Информационном письме ВАСУ от 01.11.11 г. № 1935/11/13-11 рекомендует в таких случаях применять срок 1 095 дней, который исчисляется со дня получения НУР.
Однако мы рекомендуем подавать иск все же в течение 10 к. д. после получения НУР. Вы можете обратиться в суд и в более поздние сроки, но по прошествии 10 к. д. после получения решения обязательство автоматически станет согласованным. А это значит, что налогоплательщик должен погасить денежное обязательство, а потом уже подавать иск. Иначе к нему будут применяться меры по принудительному взысканию (в т. ч. налоговый залог).
Иск подается в суд первой инстанции – в окружной административный суд (ч. 2 ст. 19 Кодекса административного судопроизводства, далее – КАС). Решение суда вступает в силу по истечении срока на апелляционное обжалование, то есть 10 к. д. со дня его оглашения (ст. 186 КАС).
Если же решение первой инстанции было обжаловано в апелляционном суде, тогда решение, принятое апелляционной инстанцией, вступает в силу немедленно с даты его оглашения. А при рассмотрении дела в порядке письменного производства без вызова сторон – через 5 дней после направления копий решений сторонам (ч. 5 ст. 254 КАС).
Даже если апелляционный суд не удовлетворил жалобу, налогоплательщик имеет право подать жалобу в ВАСУ в кассационном порядке в течение 20 дней после вступления в законную силу решения апелляционной инстанции.
Однако апелляционное решение все равно вступает в законную силу с момента его оглашения. А это означает, что налоговое обязательство становится согласованным и налогоплательщик обязан погасить его в течение 10 к. д. Ведь на основании ст. 255 КАС постановление суда, вступившее в силу, является обязательным к исполнению.
Может возникнуть вопрос:
Теряется ли право на обжалование, если начисленная в НУР сумма (штрафы, пени) уже уплачена?
Нет, не теряется. В п. 57.3 НК сказано, что налогоплательщик не обязан уплачивать доначисленную сумму в период обжалования решения органа ГФС. Но нет запрета на обжалование НУР в том случае, если налогоплательщик полностью уплатил доначисленную сумму (штраф, пеню).
Итак, если в ходе проверки были обнаружены нарушения, налогоплательщику грозит:
ВЫВОДЫ
Порядок проведения проверок органами ГФС регламентирован гл. 8 разд. II НК. Органы ГФС могут проводить проверку в пределах срока давности: в течение 1 095 дней после окончания срока для подачи отчетности и/или уплаты денежных обязательств.
Налогоплательщик может обжаловать полученное НУР в административном и судебном порядке. За несоблюдение налогового законодательства предусмотрена финансовая, административная и уголовная ответственность.