Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Налоговые проверки в период военного положения: перечень расширился (новшества Закона № 2719)

08.12.2022 802 0 4

Что изменилось? На период военного положения многие проверки, в том числе налоговые, оказались под запретом. Однако нельзя забывать, что законодательная база постоянно меняется. Так, с 24.11.2022 вступил в силу Закон от 03.11.2022 № 2719-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины относительно приватизации государственного и коммунального имущества, находящегося в налоговом залоге, и обеспечения администрирования погашения налогового долга» (далее – Закон № 2719, опубликован в «Урядовом курьере» от 23.11.2022 № 249). В результате изменился, в частности, перечень налоговых проверок, на которые мораторий не распространяется.

О чем статья? Мы рассмотрим, какие именно виды проверок теперь разрешено проводить налоговым органам и какие еще изменения в сфере проверок предусматривает Закон № 2719.


Какие налоговые проверки сейчас разрешены?

Напомним, что временный запрет на проведение налоговых проверок установлен пп. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ Налогового кодекса (далее – НК). Данная норма предусматривает, что в период военного положения налоговикам запрещено проводить проверки, кроме:

  • камеральных проверок;
  • фактических проверок;
  • документальных внеплановых проверок по основаниям, перечисленным в пп. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК. После принятия Закона № 2719 таких оснований стало больше (см. таблицу-подсказку).

На заметку! Благодаря принятию Закона № 2719 был расширен перечень именно документальных внеплановых проверок, которые можно проводить во время военного положения. А документальные плановые проверки сейчас по-прежнему под запретом.

Таблица-подсказка: какие документальные внеплановые проверки разрешены во время военного положения

Внимание! Звездочкой в таблице отмечены виды документальных внеплановых проверок, которые разрешено проводить начиная с 24.11.2022, то есть после вступления в силу Закона № 2719.

№ п/п

Норма
НК

Основание для назначения проверки

1

2

3

1

П. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ

Обращение налогоплательщика

2

Пп. 78.1.2

Налогоплательщиком не поданы в установленный законом срок налоговая декларация, расчеты, отчетность, необходимая для налогового контроля за трансфертным ценообразованием в соответствии с п. 39.4 НК*

3

Пп. 78.1.5

Налогоплательщиком поданы возражения к акту проверки в порядке, определенном п. 86.7 НК, или жалоба на принятое по результатам проверки налоговое уведомление-решение (далее – НУР), и в них налогоплательщик ссылается на обстоятельства, не исследованные во время проверки, объективное рассмотрение которых невозможно без проведения новой проверки. То есть это случаи, когда требуется полный или частичный пересмотр результатов проверки либо отмена принятой по ее результатам НУР. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, ставшим предметом обжалования*

4

Пп. 78.1.7

Начата процедура реорганизации юрлица (кроме преобразования), прекращения юрлица или предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя, закрытия постоянного представительства или обособленного подразделения юрлица, в том числе иностранной компании, организации, возбуждено производство по делу о признании банкротом налогоплательщика или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика

5

Пп. 78.1.8

Налогоплательщиком подана декларация, в которой заявлен к возмещению из бюджета НДС (при наличии оснований для проверки, определенных в разд. V НК) и/или отражено отрицательное значение НДС в размере более 100 тыс. грн.

Такая проверка проводится исключительно с целью установить законность декларирования заявленного к возмещению из бюджета НДС и/или суммы отрицательного значения НДС

6

Пп. 78.1.12

Контролирующим органом высшего уровня – в порядке контроля за действиями или бездействием должностных лиц контролирующего органа низшего уровня – осуществлена проверка документов обязательной отчетности налогоплательщика или материалов документальной проверки, проведенной контролирующим органом низшего уровня, в результате чего выявлено:

несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства;

– неполное выяснение в ходе проверки вопросов, которые имеют значение для вынесения объективного заключения о соблюдении налогоплательщиком требований соответствующего законодательства*

7

Пп. 78.1.14

Получение документально подтвержденной информации, которая свидетельствует о несоответствии условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки», и/или выявление такого несоответствия в порядке, предусмотренном пп. 39.5.1.1 НК*

8

Пп. 78.1.15

Неподача налогоплательщиком или подача с нарушением требований п. 39.4 НК отчета о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию или в случае установления нарушений при мониторинге такого отчета или документации в соответствии с требованиями п. 39.4, 39.5 НК*

9

Пп. 78.1.16

Получен отчет о контролируемых операциях, отправленный налогоплательщиком в соответствии с п. 39.4 НК. В этом случае проверка проводится исключительно по контролю трансфертного ценообразования*

10

Пп. 78.1.21

Контролирующим органом после проведения документальной плановой или внеплановой проверки получена от иностранных государственных органов информация и/или документы, которые касаются вопросов, охваченных во время предварительных проверок налогоплательщика, и свидетельствуют о нарушении этим налогоплательщиком налогового, валютного и иного законодательства. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, послужившим основанием для ее проведения*

11

Пп. 78.1.22

Получена информация, которая свидетельствует о ведении нерезидентом в соответствии с требованиями пп. 14.1.193 НК хозяйственной деятельности через постоянное представительство на территории Украины без постановки на налоговый учет*

12

Пп. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ

Получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении плательщиком валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручки по экспортным операциям

13

Осуществляется контроль по вопросам налогообложения юрлицами или другими нерезидентами, ведущими хозяйственную деятельность через постоянное представительство на территории Украины, доходов, полученных нерезидентами с источником их происхождения из Украины*

14

Осуществляется налоговый контроль за деятельностью нерезидентов (представительств нерезидентов)*

В каких случаях проверка может быть приостановлена?

Реалии военного времени дают о себе знать: не всегда есть условия для безопасного и надлежащего проведения проверок. Поэтому документальные внеплановые проверки в период военного положения проводятся только при наличии безопасного (абзацы девятый – двенадцатый п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК):

  • доступа, допуска к территориям, помещениям и другому имуществу, которые используются налогоплательщиком для осуществления хозяйственной деятельности, и/или являются объектами налогообложения, или используются для получения доходов (прибыли), или связаны с другими объектами налогообложения налогоплательщика;
  • доступа, допуска к документам, справкам о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах налогоплательщика и другой информации, связанной с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, о соблюдении требований соответствующего законодательства, а также финансовой и статистической отчетности в порядке и по основаниям, определенным законом;
  • проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных денег.

Как поступит контролирующий орган, если начавшаяся внеплановая документальная проверка налогоплательщика не может быть закончена из-за отсутствия условий для ее дальнейшего проведения?

Проверки, начатые по основаниям, которые мы привели в таблице (см. выше), могут быть приостановлены до завершения действия препятствующих обстоятельств и/или их устранения.

К сведению! Это еще одно новшество, введенное Законом № 2719 (соответствующие изменения внесены в абзац четырнадцатый пп. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК).

Как налогоплательщик узнает о том, что проверка приостановлена?

Приостановление проверки оформляется приказом руководителя налогового органа. Копия этого приказа должна появиться в электронном кабинете налогоплательщика (одновременно информацию о виде документа, дате и времени его отправки в электронный кабинет отошлют на электронный адрес налогоплательщика).

Как будет исчисляться срок проведения проверки после ее возобновления: заново или нет?

Если проверка начата в период военного положения (т. е. не ранее 24.02.2022), то в случае приостановления ее срок прерывается. То есть когда приостановленная проверка будет возобновлена, то срок ее проведения будет исчисляться заново, без учета срока, который прошел до приостановления.

Важный нюанс! Срок проверки, начатой в период военного положения, после возобновления исчисляется заново.

Напомним, что продолжительность проверки определяется в соответствии со ст. 82 НК. Срок проведения документальной внеплановой проверки не может превышать:

  • 15 рабочих дней (далее – р. д.) – для крупных налогоплательщиков;
  • 5 р. д. – для субъектов малого предпринимательства;
  • 10 р. д. – для остальных (т. е. «средних») налогоплательщиков.

Возобновление проверок, начатых до 24.02.2022

Закон № 2719 предусматривает, что документальные внеплановые проверки, которые были начаты и не завершены до 24.02.2022, возобновляются на неиспользованный срок (абзац шестнадцатый пп. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК).

Как видите, для таких проверок действует иное правило (не то, о котором мы говорили выше), а именно: срок проверки продолжается, а не начинает течь заново. То есть срок, который был использован проверяющими до 24.02.2022, учитывается в максимальном сроке проведения проверки, установленном ст. 82 НК (см. выше).

Например, внеплановая проверка началась за 5 рабочих дней до введения военного положения. С 24.02.2022 эта проверка была приостановлена. Проверяемое предприятие относится к крупным налогоплательщикам. Значит, на завершение этой проверки у налогового органа осталось 10 р. д. (15 р. д. – 5 р. д.).

Имейте в виду! Такое возобновление срока касается проверок, которые начаты до 24.02.2022 по основаниям, определенным пп. 78.1.5, 78.1.12, 78.1.14–78.1.16 НК.

Какие документальные внеплановые проверки разрешены. Таблица-подсказка.doc
Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы