• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Налоговые проверки: что нужно знать налогоплательщику

24.01.2019 679 0 1

Из этой статьи вы узнаете:

  • какие виды проверок вправе проводить органы ГФС;
  • чем руководствуются проверяющие;
  • какие документы обязаны предъявить проверяющие в случае выездной проверки;
  • при каких условиях могут проводиться плановые проверки органами ГФС.

Что можно сделать на практике: изучить права и обязанности проверяющих, чтобы не допустить незаконных действий в отношении налогоплательщика в случае налоговой проверки.


Общие положения

Вот перечень основных нормативно-правовых актов, которыми руководствуются органы ГФС при проведении проверок:

Также органы ГФС руководствуются своими локальными документами, а именно:

  • Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ГФС от 31.07.14 г. № 22 (далее – Методрекомендации № 22) (относительно порядка взаимодействия подразделений органов ГФС при осуществлении проверок);
  • Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ГФС от 01.06.17 г. № 396 (касательно документального оформления результатов проверок);
  • Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ГФС от 12.10.16 г. № 856 (при проверках по вопросам государственного таможенного дела).

Распространяется ли действие Закона от 05.04.07 г. № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 877) на налоговые проверки?

Да, распространяется. В ст. 2 Закона № 877 перечислены проверки, на которые действие этого закона не распространяется. Среди них нет проверок ГФС. Хотя в ч. 4 этой статьи сказано, что органы ГФС осуществляют контроль в установленном этим Законом порядке, но с учетом особенностей, предусмотренных законами в соответствующих сферах деятельности (для ГФС таким законом является НК).

Действует ли в 2019 году мораторий на проверки?

Нет, в 2019 году мораторий на проверки не установлен ни одним нормативно-правовым актом. Поэтому проверки, в том числе налоговые, проводятся без каких-либо ограничений, но проверяющие должны соблюдать требования законодательства.

Виды проверок

Органы ГФС вправе проводить несколько видов проверок, их перечень приведен в ст. 75 НК. Подробнее особенности каждого вида проверки рассмотрим в табл. 1.

Таблица 1. Виды налоговых проверок


п/п

Вид налоговой
проверки

Пояснения

Основание

1

2

3

3

1

Камеральная

Проводится в помещении контролирующего органа на основании данных, которые указаны в поданных налогоплательщиком декларациях, а также содержатся в системе электронного администрирования (далее – СЭА) НДС (данных органа, который осуществляет казначейское обслуживание бюджетных средств, в котором открываются счета плательщиков в СЭА НДС, данных Единого реестра налоговых накладных и данных таможенных деклараций).

Внимание! Специального решения руководителя контролирующего органа, направления на проведение такой проверки, а также согласия и присутствия налогоплательщика не требуется

Пп. 75.1.1,
п. 76.1 НК

2

Документальная:

– плановая

Проводится на основании плана-графика проверок, в который включаются налогоплательщики, имеющие риск неуплаты налогов
и сборов. Периодичность проведения плановых проверок зависит от степени такого риска. Решение о проведении проверки оформляется приказом руководителя контролирующего органа.

Внимание! О проведении такой проверки налогоплательщик должен быть предупрежден не позднее чем за 10 календарных дней
(далее – к. д.)

Пп. 75.1.2,
ст. 77 НК

– внеплановая

Не предусматривается в плане работы контролирующего органа, но может быть проведена при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пп. 78.1.1–78.1.18 НК. Решение о проведении такой проверки оформляется приказом руководителя контролирующего органа

Пп. 75.1.2,
ст. 78 НК

– выездная

Проводится по месту нахождения налогоплательщика или по месту нахождения проверяемого объекта, принадлежащего налогоплательщику

Пп. 75.1.2 НК

– невыездная

Проводится в помещении контролирующего органа. Присутствие налогоплательщика не обязательно. Решение о проведении проверки оформляется приказом руководителя контролирующего органа.

Внимание! Копия приказа должна быть отправлена налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручена под подпись

Пп. 75.1.2,
ст. 79 НК

– невыездная внеплановая электронная

Проводится на основании заявления налогоплательщика с незначительной степенью риска (степень риска определяется в соответствии с п. 77.2 НК), поданного в налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете. Заявление подается за 10 к. д. до ожидаемого начала электронной проверки, но не ранее официального уведомления ГФС о внедрении проведения такой проверки для соответствующих налогоплательщиков (тех, что применяют упрощенную систему налогообложения, субъектов хозяйствования микро-, малого, среднего предпринимательства, других налогоплательщиков)

Пп. 75.1.2 НК,
приказ
Минфина
от 20.11.15 г.
№ 1040

3

Фактическая

Проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком хозяйственной деятельности или по месту размещения проверяемых объектов, принадлежащих налогоплательщику. Предметом такой проверки являются: оборот наличных, порядок расчетных операций, ведение кассовых операций, наличие лицензий, патентов, свидетельств, в т. ч. производство и оборот подакцизных товаров, соблюдение трудового законодательства. Решение о проведении проверки оформляется приказом руководителя контролирующего органа. Такая проверка проводится при наличии обстоятельств, предусмотренных пп. 80.2.1–80.2.7 НК.

Внимание! Налогоплательщика не должны предупреждать о проведении такой проверки

Пп. 75.1.3,
ст. 80 НК

4

Проверка
по вопросам трансфертного ценообразования

Проверяется полнота начисления и уплаты налогов и сборов во время осуществления контролируемых операций в сфере трансфертного ценообразования. Проводится такая проверка при наличии оснований, предусмотренных ст. 39 НК

П. 39.5 НК

Категории налогоплательщиков для целей проведения проверок

Все налогоплательщики для целей проведения проверок разделены на три категории: крупные, субъекты малого предпринимательства (далее – СМП) и все остальные (далее будем условно называть их – средние). Критерии, по которым налогоплательщики отнесены к той или иной категории, мы приведем в табл. 2.

На заметку! Продолжительность большинства видов проверок зависит от того, к какой категории отнесен налогоплательщик. Например, документальная плановая проверка у крупного налогоплательщика может длиться не дольше 30 рабочих дней (далее – р. д.), у налогоплательщика, являющегося СМП – не дольше 10 р. д. (п. 82.1 НК), у средних – не дольше 20 р. д.

Таблица 2. Категории налогоплательщиков

Категория
плательщика

Критерии

Основание

1

2

3

Крупный

Юрлицо, у которого:

– либо объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает эквивалент 50 млн евро*;

– либо сумма уплаченных налогов за тот же период превышает эквивалент 1 млн евро* в случае, если сумма таких налогов, сборов, платежей, кроме таможенных платежей, превышает эквивалент 500 тыс. евро

Пп. 14.1.24 НК

СМП

Юрлица любой организационно-правовой формы, а также физлица-предприниматели, у которых выполняется одновременно два условия:

– среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 чел.;

– годовой доход от любой деятельности не превышает эквивалент
10 млн евро по среднегодовому курсу НБУ

Ч. 3 ст. 55 ХК**

Средний

Все остальные субъекты хозяйствования, не отнесенные к СМП и крупным налогоплательщикам

Пп. 14.1.24 НК,
ч. 3 ст. 55 ХК

* По средневзвешенному официальному курсу НБУ за этот период.
** Как разъясняет ГФС в Индивидуальной налоговой консультации от 10.10.18 г. № 4372/6/99-99-14-03-03-15/ІПК, для целей определения продолжительности проверок следует пользоваться критериями, установленными для СМП ст. 55 ХК, а не критериями, приведенными в Законе от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».

Документы, которые обязаны предъявить проверяющие

Перечень документов, которые обязаны предъявить проверяющие перед началом проверки, установлен п. 81.1 НК. Это направление на проверку, копия приказа о проведении проверки и служебные удостоверения проверяющих.

Имейте в виду! Налогоплательщик не имеет права требовать от проверяющих другие документы.

Направление на проверку

В направлении на проверку должны быть указаны следующие сведения:

  • дата выдачи и наименование контролирующего органа;
  • реквизиты приказа о проведении проверки;
  • наименование и реквизиты проверяемого субъек­та (Ф. И. О. для предпринимателя) или объекта проверки;
  • цель, вид проверки (документальная плановая/внеплановая или фактическая);
  • основания для проведения проверки;
  • дата начала и продолжительность проверки;
  • должность и Ф. И. О. лица, которое будет проводить данную проверку.

Также направление должно быть подписано руководителем контролирующего органа либо его заместителем и заверено печатью данного органа.

На заметку! Образец такого направления можно найти в приложении 2 к Методрекомендациям № 22.

При получении направления налогоплательщик и/или его служебное лицо расписывается в нем с указанием своих Ф. И. О., должности, даты и время ознакомления.

Что произойдет, если налогоплательщик откажется подписать направление?

В таком случае составляется акт об отказе от подписания направления. Такой акт будет являться основанием для начала проверки (абзацы седьмой, восьмой п. 81.1 НК).

Копия приказа о проведении проверки

В приказе должны быть указаны:

  • дата издания и наименование контролирующего органа;
  • наименование и реквизиты проверяемого субъекта (Ф. И. О. для предпринимателя), а также адрес проверяемого объекта (если проверка проводится в другом месте);
  • цель проверки;
  • вид проверки (документальная плановая/внеплановая или фактическая);
  • основания для проведения проверки;
  • дата начала и продолжительность проверки:
  • период деятельности налогоплательщика, который будет проверяться.

Обратите внимание! Приказ является действительным только при наличии на нем подписи руководителя контролирующего органа либо его заместителя, а также печати контролирующего органа.

Образец такого приказа можно найти в приложении 1 к Методрекомендациям № 22.

Служебные удостоверения проверяющих

Лица, которые пришли с проверкой, обязаны предъявить свои служебные удостоверения. Образцы служебных удостоверений работников органов ГФС утверждены приказом ГФС от 23.10.14 г. № 207.

Будьте бдительны! Внимательно изучите каждый из вышеназванных документов, для надежности сверяясь с их распечатанными образцами. Обращайте внимание на сроки действия, даты и другую информацию. Ведь неправильно составленный документ или просроченное служебное удостоверение является основанием для недопуска проверяющих к проверке.

Обязаны ли проверяющие расписаться в Журнале проверок, который ведет субъект хозяйствования (далее – СХ)?

Напомним, что СХ вправе вести Журнал проверок для фиксации посещения его контролирующими органами. Форма и порядок ведения такого журнала утверждены приказом Госкомпредпринимательства от 10.08.98 г. № 18.

Как разъясняет ГФС (ОИР, категория № 136.01), регистрация в Журнале проверок предусмотрена только для проверок, которые проводятся по месту осуществления деятельности налогоплательщика (т. е. документальных выездных, а также фактических проверок).

Какое наказание грозит налогоплательщику в случае незаконного недопуска к проверке представителей органа ГФС?

При отказе от допуска к проведению проверки без законных на то оснований к налогоплательщику могут применяться:

  • административный арест, налагаемый на имущество такого налогоплательщика на основании пп. 94.2.3 НК;
  • административный штраф, налагаемый на должностных лиц налогоплательщика (ст. 1633 КУоАП – за невыполнение законных требований должностных лиц органов ГФС) в размере от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн.), а при повторном совершении данного правонарушения в течение года – в размере от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн.).

Документальные плановые проверки

Назовем основные требования законодательства к проведению плановых проверок.

1. СХ должен быть внесен в план проверок на соответствующий год. План-график документальных плановых проверок на текущий год должен быть обнародован на сайте ГФС не позднее 25 декабря года, предшествующего году проведения проверки (п. 77.1 НК). Порядок формирования такого плана-графика утвержден приказом Минфина от 02.06.15 г. № 524 (далее – Порядок № 524).

Годовой план проверок на 2019 год можно найти на официальном сайте ГФС в разделе «Планы и отчеты работы».

Корректировка плана-графика проверок осуществляется на основании проектов, сформированных территориальными органами ГФС, начиная со второго месяца текущего года (см. ОИР, категория 136.02). Отметим, что вопросы корректирования утвержденного плана проверок органами ГФС посреди года являются спорными и неоднократно были предметом судебных споров налогоплательщиков с органами ГФС. .

2. При включении СХ в план проверок должны соблюдаться требования к периодичности проведения проверок, в зависимости от того, к какой степени риска отнесен СХ (высокая, средняя, незначительная). Так, согласно п. 77.2 НК плановые проверки должны проводиться с такой частотой:

  • у СХ с незначительной степенью риска – не чаще одного раза в 3 календарных года;
  • средней – не чаще одного раза в 2 календарных года;
  • высокой – не чаще одного раза в календарный год.

Степень риска СХ определяется в соответствии с критериями, предусмотренными п. 5 разд. ІІІ Порядка № 524.

3. О проведении плановой проверки СХ должен быть уведомлен не позднее чем за 10 дней до ее начала (п. 77.4 НК). Налогоплательщику должны вручить под подпись копию приказа органа ГФС о назначении проверки,
а также письменное уведомление с указанием даты начала проверки.

4. Продолжительность плановой проверки не может превышать (п. 82.1 НК):

  • 30 р. д. – для крупных налогоплательщиков;
  • 10 р. д. – для субъектов малого предпринимательства (далее – СМП);
  • 20 р. д. – для всех остальных налогоплательщиков.

Срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем:

  • на 15 р. д. – для крупных налогоплательщиков;
  • 5 р. д. – для СМП;
  • 10 р. д. – для остальных налогоплательщиков.

Выводы

В 2019 году мораторий на проверки не действует. Органы ГФС вправе проводить камеральные, документальные (плановые, внеплановые, выездные, невыездные, невыездные внеплановые электронные), фактические проверки, а также проверки по вопросам трансфертного ценообразования. Продолжительность налоговой проверки зависит от категории налогоплательщика. Перед началом проверки проверяющие обязаны предъявить направление на проверку, копию приказа о назначении проверки и свои служебные удостоверения. Внесен или нет налогоплательщик в план налоговых проверок на текущий год, можно проверить на официальном сайте ГФС.

В следующей публикации на тему налоговых проверок мы рассмотрим детальнее особенности проведения документальных внеплановых, фактических и камеральных проверок.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2268 грн. / год

Купить

Лучшие материалы