Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Можно ли перенести начало налоговой проверки на другую дату?

18.11.2024 291 0 1

На практике у налогоплательщиков довольно часто возникает вопрос, предусмотрена ли законодательством возможность перенести сроки налоговой проверки. Ведь в период военного положения случаются различные нестандартные ситуации, например: выезд директора предприятия за границу, мобилизация физлица-предпринимателя, утрата документов в результате боевых действий и т. д. В статье рассмотрим, в каких случаях согласно законодательству можно перенести сроки налоговой проверки, и ответим на ваши вопросы.


Налоговые проверки

В каких случаях можно перенести начало налоговой проверки на другую дату?

Налоговым кодексом (далее – НК) предусмотрено, что сроки проведения документальной плановой или внеплановой проверки могут переноситься только в двух случаях:

  • в связи с утратой, повреждением, досрочным уничтожением документов (п. 44.5);
  • в связи с изъятием документов правоохранительными и другими органами (п. 85.9).

В Методических рекомендациях относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы при организации, проведении и реализации материалов проверок налогоплательщиков, утвержденных приказом ГНС от 04.09.2020 № 470 (далее – Методрекомендации № 470), назван еще один случай – в связи с отсутствием налогоплательщика по своему местонахождению.

Другие случаи, когда сроки проведения документальных плановых или внеплановых проверок можно перенести, законодательством не предусмотрены.

Как действовать налогоплательщику в вышеуказанных трех случаях?

Первый случай: документы, указанные в п. 44.1 и 44.3 НК, были утрачены, повреждены или досрочно уничтожены.

Согласно п. 44.5 НК налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня такого события уведомить об этом контролирующий орган по месту учета в письменной форме, приложив документы, подтверждающие наступление происшествия, приведшего к такой утрате, повреждению или досрочному уничтожению документов (например, таким документом может быть акт о пожаре, составленный ГСЧС).

Имейте в виду! Подача уведомления не означает, что вы можете работать без наличия документов.

Если налогоплательщик в установленном порядке и сроки подал такое уведомление в контролирующий орган, а провести проверку такого налогоплательщика сейчас нет возможности в связи с утратой, повреждением или досрочным уничтожением документов, то сроки проведения налоговой проверки (кроме проверок, определенных ст. 200 НК) переносятся до даты восстановления и предоставления документов, но не более чем на 120 дней.

Обратите внимание! Утрата или повреждение первичных документов не является основанием для переноса сроков проверки. Это подчеркивает Верховный Суд в постановлении от 13.05.2021 по делу № 640/15297/19.

Обязательное условие переноса срока проверки согласно п. 44.5 НК – именно невозможность проведения проверки из-за отсутствия документов у налогоплательщика.

Если отсутствие определенного (незначительного) перечня документов не дает оснований считать, что провести проверку без таких документов невозможно, тогда сроки проверки не переносятся. То есть речь идет о случае, когда предполагается, что содержание таких документов не должно повлиять на предмет анализа в ходе контрольного мероприятия.

Второй случай: до начала или во время проведения проверки оригиналы первичных документов, учетных и других регистров, финансовой и статистической отчетности, других документов по исчислению и уплате налогов и сборов, а также выполнению требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, были изъяты правоохранительными и другими органами.

Пунктом 85.9 НК установлено, что указанные органы обязаны предоставить для проведения проверки контролирующему органу копии указанных документов или обеспечить доступ к проверке таких документов.

Такие копии, заверенные печатью и подписями должностных (служебных) лиц правоохранительных и других органов, должны быть предоставлены в течение трех рабочих дней со дня получения письменного запроса контролирующего органа.

В этом случае сроки проведения налоговой проверки, в том числе начатой, переносятся до даты получения указанных копий документов или обеспечения доступа к ним.

Третий случай: отсутствие налогоплательщика по своему местонахождению. Этот случай указан в Методрекомендациях № 470, на которые ссылается ГНС в своих разъяснениях.

Итак, органом ГНС получена информация о невозможности установления местонахождения налогоплательщика. В такой ситуации структурным подразделением, осуществляющим проверку, принимаются меры по установлению места нахождения налогоплательщика до наступления обстоятельств, которые делают невозможным проведение соответствующей проверки (например, в связи с прекращением деятельности налогоплательщика, истечением определенных законодательством сроков давности для проведения проверки и т. п.) (абзац двенадцатый пп. 1.4.5 Методрекомендаций № 470).

Может ли физлицо-предприниматель просить контролирующий орган перенести сроки проверки в случае мобилизации, болезни и т. п.? Что по этому поводу разъясняет ГНС?

Как мы выяснили выше, у НК нет такого основания для переноса срока проверки, как желание налогоплательщика. Но налоговики полагают, что в таком случае перенести сроки проверки тоже возможно. Разъяснения по этому вопросу можно найти в ОИР, категория 130.01. Там указано, что при наличии уважительных причин, таких как мобилизация в ряды Вооруженных Сил Украины, болезнь и т. п., физлицо-предприниматель имеет право отправить письмо в орган ГНС с просьбой перенести сроки документальной проверки, изложив причины невозможности ее проведения в ранее назначенный срок.

Как оформляется перенос сроков проверки?

Согласно пп. 1.2.6 Методрекомендаций № 470 перенос сроков проведения документальных плановых или внеплановых проверок налогоплательщиков происходит по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) территориального органа ГНС, осуществляющего (возглавляющего) проверку.

О переносе сроков проведения проверки издается соответствующий приказ с указанием срока и обстоятельств, повлекших за собой такой перенос. Основанием для оформления такого приказа служит составленный налоговиками в произвольной форме акт (в двух экземплярах) об установленной невозможности проведения проверки (абзац первый пп. 1.4.5 разд. І Методрекомендаций № 470). В акте фиксируются документально подтвержденные факты, которые привели к невозможности проведения проверки в сроки, указанные в направлении проверки и приказе о ее проведении (в частности, в связи с отсутствием налогоплательщика по налоговому адресу и/или адресу объектов налогообложения).

Копия приказа о переносе сроков проверки вручается налогоплательщику (должностным лицам налогоплательщика или его законным (уполномоченным) представителям) под подпись или направляется в порядке, предусмотренном ст. 42 НК.

Предположим, впоследствии возникнут или будут выявлены обстоятельства, которые окончательно делают невозможным проведение проверки (например, в связи с прекращением деятельности налогоплательщика, истечением определенных законодательством сроков давности для проведения проверки и т. п.). Тогда руководителем структурного подразделения, которое должно осуществлять (возглавлять) такую проверку, готовится докладная (служебная) записка на имя руководителя (заместителя руководителя, уполномоченного лица) органа ГНС, который издавал приказ о проведении проверки. В служебной записке должны быть приведены обстоятельства, исключающие реализацию приказа о проведении проверки. На основании такой докладной записки издается соответствующий приказ об отмене приказа на проведение проверки как нереализованного (абзац второй пп. 1.2.7 Методрекомендаций № 470).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

6864 грн. / год

Купить

Лучшие материалы