• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Фактические проверки: отсутствие в приказе четкого основания и периода проверки

06.09.2019 449 0 1

Условия и порядок допуска к налоговой проверке: схема действий

Фактические проверки доставляют немало неприятностей налогоплательщикам, которые осуществляют реализацию подакцизных товаров, используют РРО и имеют большое количество наемных работников. Поскольку проводятся они неожиданно, налогоплательщики не имеют возможности подготовиться к ним и спланировать свои действия. В то же время контролирующие органы могут злоупотреблять своими полномочиями, составляя документы на назначение таких проверок с нарушениями, назначая фактические проверки безосновательно и вопреки положениям п. 80.2 Налогового кодекса (далее – НК). А поскольку не все налогоплательщики понимают, на что следует обращать внимание во время фактической проверки, рассмотрим способы их защиты в случае, если приказ о назначении проверки не имеет четкого основания для ее проведения или в нем не указан период проведения проверки.

Случается, что фактическая проверка налогоплательщика назначается на основании приказа, не соответствующего положениям п. 80.2 НК. Это, по сути, позволяет налогоплательщику признать такой приказ противоправным. А бывает, что оснований для назначения фактической проверки нет, но она назначается по надуманным основаниям в целях проверки деятельности налогоплательщика, который добросовестно исполняет свои обязанности. При таких обстоятельствах фактически существует два основания для назначения фактической проверки: реальное и то, которое указано в приказе.

Например, в качестве основания в приказе указан пп. 80.2.4 НК, а именно непредставление субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании РРО, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, представление их с нулевыми показателями, хотя предприятие подает такие отчеты своевременно и способом, определенным законом. В то же время реальным основанием для назначения такой проверки является докладная записка отдела аудита одного из контролирующих органов соответствующей области о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства.

В таком случае налогоплательщику следует строить свою стратегию защиты с учетом выводов, изложенных в решении Окружного административного суда г. Киева от 15.03.18 г. по делу № 826/16413/17. По этому судебному делу, получив приказ о проведении фактической проверки, составленный с нарушениями, налогоплательщик уведомил контролирующий орган о том, что в соответствии с п. 81.1 НК должностные лица контролирующего органа имеют право приступить к проведению документальной выездной проверки, фактической проверки, в частности, при наличии оснований для их проведения, определенных налоговым законодательством, и в дальнейшем использовал свое право недопуска проверяющих. Предоставляя оценку правомерности действий налогоплательщика в части недопуска к фактической проверке и оценку правомерности приказа, суд сделал выводы в отношении последствий назначения фактической проверки с нарушением п. 80.2 НК.

Выводы суда:

Полная версия доступна только подписчикам

Лучшие материалы