Действует ли сегодня мораторий на проверки?
03.10.2016 3073 0 1
Субъектам хозяйствования (далее – СХ) известно, что законодатели периодически устанавливают ограничения и запреты на проведение проверок контролирующими органами. В этой консультации мы расскажем, какими ныне действующими законами введен мораторий на проверки, на какие виды проверок он распространяется и каких контролирующих органов касается. Отметим, что на сегодня ограничения на проведение проверок предусмотрены двумя Законами: № 71 и № 4448. Они имеют совершенно разные сферы действия, поэтому и рассматривать их мы будем отдельно.
Мораторий, установленный Законом № 71
Какой нормой предусмотрен. Запрет на проведение проверок введен п. 3 разд. II Закона № 71.
Период действия. Запрет введен на 2015 и 2016 годы.
На кого распространяется. Мораторий касается СХ, у которых доход за предыдущий календарный год составил менее 20 млн грн. Но и этих налогоплательщиков контролирующие органы могут проверять в следующих случаях:
- по разрешению Кабмина;
- заявлению самого СХ (например, в случае его ликвидации);
- решению суда;
- в соответствии с требованиями УПК.
Также Закон № 71 устанавливает целый ряд исключений, когда мораторий не действует. В частности, мораторий не распространяется на проверки, которые касаются:
- СХ, которые ввозят на таможенную территорию Украины, и/или производят, и/или реализуют подакцизные товары;
- соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий;
- полноты начисления и уплаты НДФЛ и ЕСВ;
- возмещения НДС. Отметим, что документальные внеплановые выездные проверки достоверности сумм бюджетного возмещения НДС, заявленных в отчетных периодах после 1 июля 2015 года, не проводятся на основании п. 37 подразд. 2 разд. ХХ НК (кроме случаев, перечисленных в п. 200.11 НК). С указанной даты также приостановлено действие пп. 78.1.8, абзаца четвертого п. 82.4, п. 200.11 НК, а также п. 200.14 НК в части проведения документальных внеплановых выездных проверок.
Какие контролирующие органы подпадают под действие Закона № 71. Это самый главный вопрос, волнующий СХ. В Законе об этом ничего не сказано. Однако он называется «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы». Именно поэтому по вопросу о сфере действия моратория существуют две позиции:
Позиция 1. Мораторий распространяется на все контролирующие органы, независимо от того, имеют они отношение к налогам или нет.
Позиция 2. Мораторий распространяется только на налоговые проверки, которые проводятся органами ГФС.
Отметим, что многие государственные органы в своих разъяснениях высказались в пользу позиции 2, например, Минюст – в Письме от 04.12.15 г. № 2112/14157-0-4-15/8.1, а Минэкономразвития – в Письме от 21.01.16 г. № 3632-06/1443-03.
Какая из этих позиций правильная, трудно сказать, ведь и судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Есть судебные решения и в пользу одной, и в пользу другой позиции. Так, мнение о том, что:
- мораторий касается исключительно органов ГФС, высказано в определениях Львовского апелляционного суда от 25.01.16 г. (ЕГРСР, рег. № 55281269) и от 15.02.16 г. (ЕГРСР, рег. № 55826341);
- мораторий, введенный Законом № 71, распространяется на все контролирующие органы, а не только на органы ГФС – в определении Апелляционного суда г. Киева (ЕГРСР, рег. № 51885716).
Таким образом, из позиции госорганов следует, что мораторий, установленный Законом № 71, касается только проверок налоговыми органами.
Рассмотрим вопросы, которые чаще всего задают в связи с применением моратория.
Как определяется объем дохода СХ для целей применения моратория по Закону № 71?
Закон № 71 указывает на объем дохода СХ за предыдущий календарный год. При расчете дохода следует руководствоваться нормами НК, а данные о доходе СХ должен брать из своей налоговой отчетности. В 2016 году надо пользоваться показателями налоговой отчетности за 2015 год.
Форма отчетности, в зависимости от категории налогоплательщика, у каждого своя, а именно:
- для предприятий – плательщиков налога на прибыль – это декларация по налогу на прибыль (см. разъяснение ГФС в Письме от 28.01.15 г. № 2463/7/99-99-22-02-04-17 «Об отдельных вопросах проведения проверок в 2015–2016 годах»), а правила определения объема дохода приведены в ст. 134 НК;
- единщиков (юрлиц и физлиц) – отчетность по единому налогу: Налоговая декларация плательщика единого налога – юридического лица, Налоговая декларация плательщика единого налога – физического лица – предпринимателя, а правила определения дохода сформулированы в ст. 292, 2921 НК;
- предпринимателей на общей системе налогообложения – декларация об имущественном состоянии и доходах, а правила определения дохода содержатся в ст. 177 НК.
Предприятие занимается лицензируемым видом деятельности и при этом имеет объем дохода за прошлый год менее 20 млн грн. Вправе ли налоговые органы сейчас провести на этом предприятии комплексную плановую проверку?
Органы ГФС могут проверить соблюдение предприятием норм лицензионного законодательства. (см. разъяснение в Письме ГФС Украины от 25.02.15 г. № 6296/7/99-99-22-07-03-17 «О дополнении к письму») и другие вопросы, которые выведены из-под действия моратория (например, начисление и уплата НДФЛ и ЕСВ).
Мораторий, установленный Законом № 4448
Период действия. Закон № 4448 вступил в силу с 07.04.12 г. и действует по сегодняшний день, не имея никаких временных ограничений.
На кого распространяется. Мораторий касается СХ, применяющих упрощенную систему налогообложения. Закон так и называется: «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц – предпринимателей и юридических лиц, которые применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности».
Ограничения по проверкам, предусмотренные Законом № 4448, распространяются на СХ, деятельность которых не отнесена к высокой степени риска:
- физлиц-предпринимателей, неплательщиков НДС;
- юрлиц – плательщиков единого налога, в состав которого входит НДС (по ставке 5 %).
Критерии степеней риска для каждой сферы деятельности утверждаются КМУ.
У вышеназванных единщиков могут проводиться только следующие виды проверок:
1. Соответствующие контролирующие органы вправе проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения:
- cанитарного законодательства;
- законодательства о труде;
- законодательства о занятости (в т. ч. занятость и трудоустройство инвалидов);
- законодательства о рекламе в части рекламы о вакансиях (прием на работу);
- законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании в части назначения, начисления и выплаты материального обеспечения страховых выплат, предоставления социальных услуг.
2. Органы защиты прав потребителей могут проводить внеплановые проверки по жалобам потребителей.
3. Органы Пенсионного фонда вправе проводить плановые и внеплановые проверки физлиц-предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых отнесена к средней степени риска. Критерии степеней риска для этих целей утверждены Постановлением № 528.
Все остальные не предусмотренные этим законом проверки единщиков, на которых распространяется его действие, являются неправомерными.
Какие контролирующие органы подпадают под действие Закона № 4448. Он касается проверок, осуществляемых контролирующими органами в рамках Закона № 877 (в ст. 1 Закона № 4448 имеется ссылка на Закон № 877).
Рассмотрим применение норм Закона № 4448 на примере разных ситуаций.
СИТУАЦИЯ 1
К предпринимателю-единщику, который является плательщиком НДС, пришли с плановой проверкой представители Госпродпотребслужбы. Насколько правомерны такие действия с учетом требований Закона № 4448?
В данном случае действия проверяющих правомерны, поскольку на этого предпринимателя нормы Закона № 4448 не распространяются, ведь он является плательщиком НДС.
СИТУАЦИЯ 2
На предприятие, которое является плательщиком единого налога по ставке 5 %, пришли представители Госэкоинспекции с внеплановой проверкой. Вправе ли этот контролирующий орган осуществлять проверку, учитывая требования Закона № 4448?
В списке проверок, которые выведены из-под действия моратория, установленного Законом № 4448, проверки Госэкоинспекции не значатся. Однако следует выяснить, распространяется ли этот Закон на проверяемое предприятие. На первый взгляд распространяется, ведь предприятие уплачивает единый налог по ставке 5 %. Но здесь важен и второй критерий, предусмотренный Законом № 4448, – деятельность предприятия не должна быть отнесена к высокой степени риска. Критерии степеней риска для данных целей утверждены Постановлением № 212.
Критериями отнесения к высокой степени риска являются:
1. Наличие у СХ объектов, которые:
- представляют повышенную экологическую опасность, являются потенциально опасными (в их обращении находятся опасные вещества І и ІІ класса опасности) или обеспечивают перевозку опасных грузов;
- обеспечивают жизнедеятельность населенных пунктов, в частности водопроводно-канализационные хозяйства и предприятия, которые осуществляют деятельность в сфере обращения с отходами.
2. Проведение СХ деятельности, которая:
- служит причиной выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в объеме более 5 тыс. т в год, водопотребление и водоотведение – более 25 тыс. м3 в год или приводит к образованию и размещению отходов І и ІІ класса опасности – более 100 т в год или других отходов – более 1 тыс. м3 в год;
- связана с вырубкой леса, использованием водных живых ресурсов, ведением охотничьего хозяйства и сохранением природно-заповедного фонда;
- связана с добычей полезных ископаемых и геологическим изучением недр, в том числе опытно-промышленной разработкой месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения.
Если предприятие не занимается ни одним из этих видов деятельности или не имеет вышеназванных объектов, то проведение у него проверки представителями Госэкоинспекции является неправомерным.
Выводы
На сегодня есть два законодательных акта, которые устанавливают мораторий на проверки контролирующими органами, – Законы № 71 и № 4448. Закон № 71 ограничивает проведение проверок органами ГФС, а в отношении проверок другими контролирующими органами вопрос является спорным, исходя из позиции госорганов и судебной практики. Закон № 4448 ограничивает проведение проверок плательщиков единого налога. Если к вам пришли с проверкой, прежде всего убедитесь, что у представителей контролирующего органа есть все необходимые документы на ее проведение. Кроме того, рекомендуем обратить внимание на требования Законов № 71 и № 4448: вдруг именно эта проверка подпадает под действие моратория и у вас есть все основания не допустить проверяющих к проверке.
На эту тему читайте также:
«Мораторий на налоговые проверки действует до конца 2016 года»
«Проверки и мораторий в 2016 году»
Комментарии к материалу