Что должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, составляемом налоговой инспекцией?
22.04.2015 688 0 0
По результатам проверки налогоплательщика налоговая инспекция пришла к выводу о наличии в действиях должностных лиц предприятия состава административного правонарушения и зафиксировала это в протоколе об административном правонарушении. Что должно быть указано в протоколе и каковы требования к его составлению?
Протокол об административном правонарушении (далее – протокол) – это документ, который фиксирует факт совершения такого правонарушения. Протокол является основным документом, на основании которого в дальнейшем налоговая инспекция или суд принимает решение о привлечении виновного лица к административной ответственности. Требования к протоколу изложены в ст. 256 КУоАП, а его форма приведена в приложении 1 к Инструкции, утвержденной приказом ГНАУ от 28.10.09 г. № 585.
Несоответствие протокола установленным требованиям может стать дополнительным аргументом в пользу лица, привлекаемого к админответственности, в случае обжалования в судебном порядке постановления о применении к нему административной ответственности. Поэтому обратим ваше внимание на обязательные сведения, которые должен содержать протокол:
1. Дата и место составления, например: 30.03.15 г., г. Днепропетровск.
2. Фамилия, имя и отчество должностного лица налоговой инспекции, составившего протокол.
3. Сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности (Ф. И. О., дата рождения, место жительства, размер зарплаты, семейное положение, наличие иждивенцев, документ, удостоверяющий личность).
4. Место, время совершения и суть правонарушения. Если для изложения сути нарушения необходимо больше места, чем предусмотрено формой протокола, то на практике зачастую делается отсылка к акту проверки, например: суть нарушений изложена в акте от 30.03.15 г. № 2355. Если рассматривать дело об админнарушении уполномочен суд, то налоговая инспекция вместе с протоколом направляет в суд копию акта проверки или извлечение из него в части, касающейся нарушения.
5. Нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение (конкретный пункт и часть статьи КУоАП, которой установлена такая ответственность).
6. Пояснения или замечания лица, привлекаемого к административной ответственности, по поводу содержания протокола. Рекомендуем такому лицу изложить свое мнение относительно правонарушения. Если для пояснений не хватает места в самом протоколе, советуем изложить их на отдельном листе бумаги, сделав в протоколе об этом отметку, и тогда они будут являться приложением к протоколу. Все эти пояснения должны быть учтены при рассмотрении дела и определении меры ответственности.
7. Другие сведения, необходимые для рассмотрения дела, в частности:
- данные о том, ознакомлено ли лицо, в отношении которого составляется протокол, с правами, предоставленными ст. 268 КУоАП и ст. 63 Конституции Украины. Это важный момент, поскольку лицо, которое не ознакомлено со своими правами, лишается возможности полноценно защитить свои интересы при рассмотрении открытого в отношении него дела об админнарушении;
- извещение о дате и месте рассмотрения дела. Формулировка может быть такой: рассмотрение дела об административном правонарушении состоится в 14.00 22.04.15 г. в помещении государственной налоговой инспекции в Бабушкинском районе г. Днепропетровска Главного управления ГФС по адресу: г. Днепропетровск, ул. Героев Сталинграда, 25, каб. 345.
Протокол должен быть подписан должностным лицом налоговой инспекции, которое его составило, и лицом, в отношении которого он составлен.
Следует внимательно прочитать протокол при его подписании. Не надо полагаться на увещевания должностного лица налоговой инспекции, что «там все нормально». От сведений, указанных в протоколе, зависит, привлекут лицо к административной ответственности или нет, а если привлекут, то за что и каким будет размер взыскания. Кроме того, в случае судебного обжалования постановления о наложении административного взыскания точность формулировок в протоколе и позиция лица, привлекаемого к ответственности, увеличат его шансы отстоять свою правоту.
Если лицо, в отношении которого составлен протокол, отказывается его подписывать, налоговый инспектор делает в протоколе соответствующую отметку. Мотивы принятия такого решения (при наличии на то весомых оснований) лучше изложить письменно в самом протоколе.
Комментарии к материалу