Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Знакомимся с судебной системой Украины

02.04.2018 546 0 1

Каждый гражданин Украины имеет неотъемлемое право любыми незапрещенными средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств. Помогает в этом судебная власть. Также и предприятия имеют возможность обращаться в суд при возникновении споров с контрагентами, государственными органами и т. п. Ошибается тот, кто считает, что знание судоустройства и судебной системы страны необходимо только юристу. Сегодня каждый бухгалтер ежедневно сталкивается в своей работе с юридическими вопросами, что в дальнейшем может перерасти в судебное разбирательство дела. Поэтому лучше быть хорошо осведомленным в самом начале. В этой консультации рассмотрим, какова судебная система Украины, ее судоустройство, инстанции судов и основные суммы судебного сбора.

Общие сведения

Основополагающие нормы относительно судебной власти в Украине определены в Конституции, в частности в ст. 6, 55 и разд. VIII. Также существует отдельный нормативный акт, который определяет организацию судебной власти и осуществление правосудия в Украине на началах верховенства права согласно европейским стандартам и для обеспечения права каждого на справедливый суд, – Закон от 02.06.16 г. № 1402-VIII «О судоустройстве и статусе судей» (далее – Закон № 1402).

Задачей суда является (ст. 2 Закона № 1402):

  • осуществление правосудия на началах верховенства права;
  • обеспечение каждому права на справедливый суд и уважение других прав и свобод, которые гарантированы Конституцией и законами.

Согласно Закону № 1402 суд предоставляет следующие права:

  • право на справедливый суд (ст. 7), то есть право каждого лица на защиту своих прав, свобод и интересов в разумные сроки независимым, справедливым и беспристрастным судом;
  • право на профессиональную юридическую помощь (ст. 10), которое прямо следует из предыдущего пункта, ведь это составляющая реализации права на справедливый суд, – получение профессиональной юридической помощи. Так, для предоставления такой помощи действует адвокатура, а вот само лицо, которое нуждается в таком защитнике прав, имеет право свободно его избрать (из бесплатных или частных адвокатов);
  • право на полномочный суд (ст. 8) – ни одно лицо не может быть лишено права на рассмотрение его дела в суде, к юрисдикции которого оно отнесено по процессуальному закону.

Это основные права, которые контролируются и предоставляются судом.

Судопроизводство и делопроизводство в судах осуществляется на государственном (ст. 12 Закона № 1402), то есть украинском языке. Но это не означает, что суды ограничивают права лиц, желающих во время рассмотрения дела разговаривать на другом языке. Суды гарантируют право граждан на использование ими в судебном процессе родного языка или языка, которым они владеют.

Судебная реформа

В 2017 году началась судебная реформа, которая состоит в формировании нового Верховного Суда, создании Высшего совета правосудия и Общественного совета добропорядочности, принятии Закона от 13.07.17 г. № 2136-VIII «О Конституционном Суде Украины», которым восстановлена связь Конституционного Суда с другими судами Украины, поскольку им предоставлено право пересматривать решения, вступившие в силу, в случае, если они основываются на применении законов, противоречащих Конституции, и еще много другого.

Отдельно следует выделить принятие согласно Закону от 03.10.17 г. № 2147-VIII новой редакции сразу трех процессуальных кодексов – Хозяйственного процессуального, Гражданского процессуального и Кодекса административного судопроизводства (далее соответственно – ХПК, ГПК, КАС). Новые редакции кодексов вступили в силу с 15.12.17 г., поэтому при обращении к этим актам помните об этом.

Кодексы разработаны с нуля с множеством нововведений в судебных процессах. Так, появляются электронные доказательства по делу – это информация в электронной (цифровой) форме, которая содержит данные об обстоятельствах дела. Такими документами могут быть веб-сайты, текстовые, мультимедийные, голосовые сообщения, метаданные, базы данных в электронной форме и т. п. То есть даже информация с веб-сайтов может стать доказательством в суде.

Суд также переходит к электронной версии. Имеется в виду направление электронных повесток с помощью электронной почты или даже СМС-сообщений (только на официальный зарегистрированный адрес) (ст. 6 ХПК, ст. 18 КАС, ст. 14 ГПК). Подавать процессуальные документы в суд и знакомиться с материалами дела можно также через Интернет. Узнать о месте в интернет-пространстве, где размещена информация о деле, можно с помощью определения судьи об открытии производства по делу, в котором он указывает веб-страницу на официальном веб-портале Судебной власти Украины, на которой участники дела получают информацию по рассматриваемому делу.

Имейте в виду: регистрация участника процесса в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе не лишает его права на представление документов в суд в бумажной форме (ч. 8 ст. 14 ГПК, ч. 8 ст. 18 КАС, ч. 8 ст. 6 ХПК).

Еще одной интересной новацией является внедрение такого правонарушения, как злоупотребление процессуальными правами. Это происходит, когда один человек подает одновременно несколько исков или безосновательно объявляет вывод судьи, а наказание возможно не только как отказ в принятии иска или удовлетворении ходатайства, но и как прямой штраф лицу, совершившему такое действие (ст. 45 КАС).

Кроме того, был принят в новой редакции Закон № 1402 (вступил в силу с 15.12.17 г.), который значительно изменил требования к качественному наполнению судейского корпуса. Также он частично лишает судей неприкосновенности, если их задержали во время совершения тяжкого преступления, увеличивает количество оснований для привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

Судоустройство

Судоустройство строится по принципам территориальности, специализации и инстанционности. Рассмотрим их детальнее.

Территориальность означает, что судебная система построена с учетом административно-территориального устройства страны. То есть в каждой области, городе, районе функционируют общие суды. Таким образом обеспечивается доступность к судебному звену населения.

Суды специализируются на рассмотрении гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях (ст. 18 Закона № 1402). Кроме того, в местных общих и апелляционных судах действует специализация судей относительно осуществления уголовного производства в отношении несовершеннолетних.

Инстанционность означает, что над каждым судом согласно административно-территориальному делению создается высший суд (суд вышестоящей инстанции). Основным различием между судами разных инстанций является проверка высшим судом законности и обоснованности решений низшего суда.

Судья

Судебные дела рассматриваются судьей единолично или в случаях, определенных процессуальными нормами, – коллегией судей, а также при участии присяжных. Впрочем, сейчас в Украине до сих пор не запущена система рассмотрения судебного дела с помощью народных присяжных. Определяет судью или коллегию судей для рассмотрения конкретного дела Единая судебная информационно-телекоммуникационная система (ст. 15 Закона № 1402).

Итак, судья является лицом, которое наделено полномочиями выступать своего рода рефери между сторонами спора и должен вынести окончательное решение. Также судья обязан рассмотреть дело беспристрастно, законно и всесторонне.

Судья занимает должность бессрочно, а влияние на него каким-либо способом прямо запрещено (ст. 126 Конституции). Впрочем, не только влияние или вмешательство в деятельность судьи может привести к применению ответственности (ст. 344 Уголовного кодекса, далее – УК). За посягательство на его жизнь предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет или пожизненного лишения свободы с конфискацией имущества или без таковой (ст. 112 УК).

Для назначения на должность судьи Президентом Украины претендент предварительно должен пройти конкурс (ст. 128 Конституции). Так, на должность судьи может быть назначен гражданин Украины (ст. 127 Конституции):

  • в возрасте от 30 до 65 лет;
  • с высшим юридическим образованием;
  • со стажем профессиональной деятельности в сфере права как минимум 5 лет;
  • компетентная, добропорядочная личность, которая также владеет государственным языком.

Установлено также и ограничение – судья не может принадлежать к политическим партиям, профсоюзам, участвовать в политической деятельности, иметь представительский мандат и занимать какие-либо оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской или творческой (ч. 1 ст. 127 Конституции).

При поступлении в конкретный суд дела распределяются между судьями с учетом их специализации, нагрузки каждого судьи, запрета принимать участие в пересмотре решений судьи, который принимал судебное решение, о пересмотре которого возбуждаются вопросы (кроме пересмотра дела по нововыявленным обстоятельствам) нахождения судьи в отпуске, командировке, отсутствия в связи с временной нетрудоспособностью, а также других случаев, когда судья не может осуществлять правосудие или принимать участие в рассмотрении судебного дела (ч. 5 ст. 15 Закона № 1402).

Местные суды

Местный суд является судом первой инстанции. Вообще местные суды делятся на три вида (ст. 22 Закона № 1402):

  • общие, которые рассматривают гражданские, уголовные, административные дела, а также дела об административных правонарушениях (в установленных законом случаях);
  • хозяйственные, которые рассматривают дела, возникающие из хозяйственных правоотношений;
  • административные, которые рассматривают дела административной юрисдикции (одна из сторон дела – государственный орган).

Важно! Полный перечень судов можно найти на официальной веб-странице Судебной власти Украины. Впрочем, имейте в виду, что сейчас множество судов находятся на стадии реорганизации (переименование местных общих судов, а также хозяйственных и административных первой и второй инстанций, ликвидация и объединение некоторых судов согласно Указам Президента). Итак, не удивляйтесь, если в вашем регионе до сих пор работают суды со старым названием.

Апелляционные суды

Эти суды действуют как суды апелляционной инстанции, пересматривая судебные решения местных судов, которые находятся в пределах их территориальной юрисдикции. Иногда они могут выступать как суды первой инстанции. Например, апелляционным административным судам как судам первой инстанции подсудны дела по искам о принудительном отчуждении земельного участка по мотивам общественной необходимости, а также других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем (ч. 3 ст. 22 КАС).

Также очень интересным является распределение по стране апелляционных округов, то есть создан один апелляционный суд, к которому относятся сразу несколько областей Украины. Такое было с админсудами, где в один апелляционный админсуд одновременно было включено сразу по три, а кое-где и по четыре региона страны. Кроме того, недавно апелляционные суды были переименованы, поэтому по названию области теперь их тяжело найти, ведь из названия суда выбросили область, где он находился, и теперь они идут только по порядку (см. таблицу).

Звено окружных апелляционных административных судов


п / п

Название суда*

Территория, на которую распространяются полномочия*

Место нахождения**

1

2

3

4

1

Первый апелляционный административный суд

Донецкая и Луганская области

84301, Донецкая область, г. Краматорск, ул. Марата, 15

2

Второй апелляционный административный суд

Полтавская, Сумская и Харьковская области

61057, г. Харьков, площадь Театральная, 1

3

Третий апелляционный административный суд

Днепропетровская, Запорожская и Кировоградская области

49083, г. Днепр, просп. Слобожанский, 29

4

Четвертый апелляционный административный суд

АР Крым и г. Севастополь

Временно по адресу Шестого апелляционного админсуда***

5

Пятый апелляционный административный суд

Николаевская, Одесская и Херсонская области

65082, г. Одесса, ул. Софиевская, 19

6

Шестой апелляционный административный суд

Киевская, Черкасская, Черниговская области и г. Киев

01010, г. Киев, ул. Московская, 8, корп. 30

7

Седьмой апелляционный административный суд

Винницкая, Житомирская, Хмельницкая и Черновицкая области

21001, г. Винница, ул. Брацлавская, 14

8

Восьмой апелляционный административный суд

Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская и Тернопольская области

79005, г. Львов, ул. Саксаганского, 13

* Название и территория, на которую распространяются полномочия апелляционного суда, взяты из Указа Президента от 29.12.17 г. № 455/2017 «О ликвидации апелляционных административных судов и создании апелляционных административных судов в апелляционных округах».
** Адреса судов взяты из официального портала Судебной власти Украины.
*** Согласно ст. 12 Закона от 15.04.14 г. № 1207-VII «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» и в связи с невозможностью осуществлять правосудие на временно оккупированных территориях территориальную подсудность административных судебных дел, подсудных Севастопольскому апелляционному админсуду (после реформы Четвертый апелляционный админсуд), изменена – их рассмотрение обеспечивается Киевским апелляционным админсудом (после – Шестой апелляционный админсуд).

Кассационные суды

Кассационная инстанция пересматривает решения, определения судов первой и апелляционной инстанций, а также судебные решения/определения в связи с вновь выявленными и исключительными обстоятельствами в случае неправильного применения норм процессуального права, которые существенным образом повлияли на правильность судебного решения. Основным назначением инстанции является обеспечение законности и обоснованности принятых решений, неукоснительное соблюдение и создание возможностей защиты прав человека, восстановление справедливости, устранение нарушений закона, которые допускаются.

Наивысшим судом в системе судоустройства Украины является Верховный Суд, который (ст. 36 Закона № 1402):

  • осуществляет правосудие как суд кассационной инстанции, а в предусмотренных случаях и как суд первой или апелляционной инстанции;
  • обеспечивает постоянство и единство судебной практики путем осуществления анализа судебной статистики, обобщения судебной практики;
  • предоставляет выводы относительно проектов законодательных актов, касающихся судоустройства, судопроизводства, статуса судей и т. п.;
  • предоставляет вывод о наличии/отсутствии в действиях, в которых обвиняется Президент, признаков государственной измены или другого преступления;
  • обеспечивает одинаковое применение норм права судами разных специализаций.

Верховный Суд находится по адресу: 01043, г. Киев, ул. П. Орлика, 8. Новый Верховный Суд начал свою работу с 15.12.17 г.

В состав суда входят не более 200 судей. Казалось бы, это достаточно завышенное количество судей как для одного суда, однако их работа довольно трудная и кропотливая. Так, в составе Верховного Суда действуют (ст. 37 Закона № 1402):

  • Большая Палата Верховного Суда;
  • Кассационный административный суд;
  • Кассационный хозяйственный суд;
  • Кассационный уголовный суд;
  • Кассационный гражданский суд.

Как видим, категорий дел, которые рассматривает Верховный Суд, много, да и реализация полномочий, определенных ст. 36 Закона № 1402, требует много времени. Поэтому вполне понятно, почему предусмотрено такое большое количество судей в его составе. В каждом кассационном суде работают судьи соответствующей специализации.

Все судьи Верховного Суда входят в состав коллегиального органа – Пленума Верховного Суда (далее – Пленум). Именно Пленум обобщает практику применения материального и процессуального законов, систематизирует и обеспечивает обнародование правовых позиций Верховного Суда со ссылкой на судебные решения, в которых они были сформулированы, а также предоставляет разъяснения рекомендательного характера по вопросам применения законодательства при решении судебных дел (п. 101, 102 ч. 2 ст. 46 Закона № 1402).

Новые суды

Кроме перечисленных Законом № 1402 вводятся новые высшие специализированные суды по рассмотрению отдельных категорий дел (ст. 31), а именно:

  • Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности;
  • Высший антикоррупционный суд.

К сожалению, эти суды еще не начали свою деятельность, но подготовка к работе идет полным ходом. Новые суды будут действовать как суды первой и апелляционной инстанций по рассмотрению дел, отнесенных к их юрисдикции.

Судебный сбор

За представление в суд искового или другого заявления, апелляционной/кассационной жалобы и т. п. взимается судебный сбор. Правовые принципы и ставки судебного сбора определены Законом от 08.07.11 г. № 3674-VI «О судебном сборе» (далее – Закон № 3674).

Исключение: судебный сбор не уплачивается, в частности, за подачу (ч. 2 ст. 3 Закона № 3674):

  • заявления об отмене судебного приказа;
  • искового заявления о возмещении ущерба, причиненного незаконным решением, действиями или бездействием органа государственной власти, местного самоуправления, их должностного или служебного лица, в том числе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, прокуратуры или суда.

Важно знать: при отсутствии документа об уплате судебного сбора в установленном размере или документа, подтверждающего освобождение лица от такой уплаты, в приложениях к исковому заявлению суд выносит определение об оставлении иска без движения (ст. 161, 169 КАС, ст. 164 ХПК, ст. 177 ГПК). В таком определении суд обязательно указывает на недостатки (в данном случае – отсутствие квитанции об уплате судебного сбора), способ и срок их устранения. Если судебный сбор уплачен не в установленном размере, суд указывает в определении точную сумму, которую необходимо уплатить (доплатить).

Приведем основные ставки судебного сбора в 2018 году (ч. 2 ст. 4 Закона № 3674):

1. За представление в хозяйственный суд:

  • искового заявления имущественного характера – 1,5 % цены иска, но не меньше 1 762 грн. и не больше 616 700 грн., а неимущественного характера – 1 762 грн.;
  • заявления о выдаче судебного приказа – 176,20 грн., о его отмене – 88,10 грн.;
  • заявления о применении предупредительных мер и обеспечении иска, о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения третейского суда, заявления о разъяснении судебного решения – 881 грн.;
  • заявления о возбуждении дела о банкротстве – 17 620 грн.;
  • заявления кредиторов относительно денежных требований к должнику после объявления о возбуждении дела о банкротстве, после сообщения о признании должника банкротом, заявления о расторжении/признании недействительным мирового соглашения по делу о банкротстве – 3 524 грн.;
  • апелляционной жалобы на решение суда, заявления о пересмотре решения по нововыявленным обстоятельствам – 150 % ставки, которая подлежала уплате при подаче искового или другого заявления;
  • кассационной жалобы на решение суда – 200 % ставки, подлежавшей уплате при подаче иска, другой жалобы;
  • апелляционной и кассационной жалобы на определение суда – 1 762 грн.;

2. При принятии хозяйственным судом:

  • постановления о наложении административного взыскания необходимо уплатить 352,40 грн.

3. За представление в административный суд:

  • административного иска имущественного характера юрлицом – 1,5 % цены иска, но не меньше 1 762 грн. и не больше 616 700 грн., физлицом-предпринимателем – 1 % цены иска, но не меньше 704,80 грн. и не больше 8 810 грн.;
  • административного иска неимущественного характера юрлицом или физлицом-предпринимателем – 1 762 грн., физлицом – 704,80 грн.;
  • заявления об обеспечении доказательств или иска – 528,60 грн.;
  • апелляционной жалобы на решение суда, заявления о пересмотре судебного решения по нововыявленным обстоятельствам – 150 % ставки, подлежавшей уплате при подаче искового или другого заявления;
  • кассационной жалобы на решение суда – 200 % ставки, подлежавшей уплате при подаче иска;
  • апелляционной и кассационной жалобы на определение суда – 1 762 грн.

4. За выдачу админсудом:

  • копии судебного решения – 5,29 грн. за каждый лист бумаги;
  • копии технической записи судебного заседания в электронном виде – 52,86 грн.

Будьте внимательны! При подготовке иска в суд необходимо правильно рассчитать сумму судебного сбора и не забыть приложить к иску квитанцию об уплате.

Выводы

Судопроизводство в Украине определено Конституцией и специальным Законом № 1402. Сейчас судебная реформа в стране продолжается, приняты в новой редакции сразу три процессуальных кодекса – ГПК, ХПК, КАС. Местные, хозяйственные и административные суды находятся на стадии реорганизации (переименование, изменение территории действия полномочий и т. п.).

Местные суды делятся на общие суды (районные в городе, районные, местные общие суды), хозяйственные суды (хозяйственные суды областей), административные (окружные админсуды областей). Апелляционные суды пересматривают судебные решения местных судов, которые находятся в пределах их территориальной юрисдикции. Кассационная инстанция пересматривает решения, определения судов первой и апелляционной инстанций. Полный перечень таких судов можно найти на сайте Судебной власти Украины.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы