Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Типичные ошибки при заключении хозяйственных договоров

29.09.2016 895 0 1

Сотрудничество субъектов хозяйствования невозможно без документального подтверждения намерений сторон.

Как правило, чаще всего намерения сторон закрепляются в хозяйственных договорах, реже в переписке, путем выставления счетов.

Фактически до начала сотрудничества, как правило, руководство сторон согласовывает на переговорах основные условия сотрудничества, то есть существенные условия, которые потом отражаются в письменном виде в договоре.

Очень важно на этапе подписания договоров учесть все условия, которые стороны согласовали на переговорах, и продумать все возможные последствия того или иного развития событий в правоотношениях.

Вместе с тем, субъекты бизнеса при заключении договоров делают ошибки. Я хочу привести типичные ошибки в хозяйственных договорах, с которыми чаще всего сталкиваются субъекты хозяйствования на практике. Как правило, такие ошибки связаны с тем, что стороны друг другу доверяют и не предусматривают возможных негативных последствий, или же сам факт достижения договоренностей уже на начальном этапе просто «расслабляет» стороны и никого особо не волнует как будет дальше выполняться договор, если что-то пойдет не так. 

Итак, типичные ошибки субъектов бизнеса:

1. Осуществление оплаты до фактического подписания договора. 

Так, ввиду наличия устных договоренностей и срочной необходимости в проведении оплаты для начала поставок, закупки материала или выполнения работ, продавец или исполнитель настаивают на оплате до подписания договора и до согласования всех условий договора. В дальнейшем, плательщик может стать «заложником» ситуации (или будут условия договора не те, или же вообще недобросовестный продавец или исполнитель воспользуются наличием оплаты и просто не выполнят свои обязательства). 

2. Отсутствие четких сроков оплаты обязательств или формальное их исчисление.

Часто в договорах оплата осуществляется по факту наступления события.

В договорах поставки достаточно часто срок оплаты привязывается не к факту поставки, а к факту реализации товара, при этом поставщики не уделяют внимания тому, каким образом будет подтверждаться, что товар был реализован, как это контролировать. В таких случаях необходимо хотя бы обязывать Покупателя регулярно отчитываться о количестве реализованного товара и остатках товара. 

Может быть и такая ситуация, что оплата привязана к передаче каких-то документов, тогда как работы уже выполнены, а услуги предоставлены, что опять же по техническим причинам может отложить вопрос оплаты. Например, по договору подряда оплата проводится после сдачи-приемки работ и получения технической документации. В соответствии с моментом возникновения обоих фактов, момент оплаты не наступает.

3. Отсутствие четкого порядка передачи работ или услуг.

Достаточно часто факт оплаты и факт выполнения обязательств связываются с подписанием актов приемки-передачи услуг (работ). В таких случаях недобросовестный Заказчик может преднамеренно не подписывать акты, что формально осложняет Исполнителю получение оплаты своих услуг или выполненных работ. В таких случаях в договорах необходимо прописывать возможность считать работы и услуги принятыми с «молчаливого согласия», то есть при отсутствии претензий в течение определенного срока с момента получения актов считается, что у Заказчика отсутствуют претензии к выполненным работам и предоставленным услугам.

4. Размытость предмета договора, технического задания и обязанностей сторон.

Достаточно часто стороны при заключении договоров подряда или услуг не конкретизируют четко техническое задание, работы (например, в сфере IT, ремонта) или услуги, которые планируется получить (например, маркетинговые услуги), что в дальнейшем в случае возникновения спорных ситуаций приводит к тому, что Заказчик не может четко предъявить претензию относительно предоставленной услуги или выполненной работы к Исполнителю.

5. Отсутствие конкретизации последствий при расторжении договора.

При заключении хозяйственных договоров стороны уделяют внимание самому договору, не предусматривая последствий, если такие отношения будут расторгнуты, и процедуру расторжения. Важно всегда четко прописывать сроки и последствия расторжения для дальнейшей судьбы невыполненной работы, непредоставленной услуги, остатков товара, уплаченных денежных средств, передачи документации.

6. Ответственность сторон.

Как правило, одна сторона предоставляет свой стандартный договор, а другая при подписании его согласовывает. Достаточно часто сторона, которой предоставляют готовый текст договора, не обращает внимание на ответственность, которую будет нести в случае нарушения обязательств, или на условия, при которых такая ответственность наступает. В таких случаях стоит обращать внимание как на размер штрафных санкций, так и на ссылку, какие именно нарушения приводят к штрафным санкциям (например, избегать ссылок на общие обязанности согласно договору, конкретизировать при каких случаях наступает ответственность).

В любом случае при подписании договоров стороны должны максимально тщательно подходить к согласованию условий договоров, поскольку фактически договор будет тем документом, который должен предусмотреть любое развитие событий в правоотношениях сторон (как позитивное, так и негативное).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы