Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Разные сроки для обжалования налоговых решений: какой применять

28.02.2020

В соответствии с нормами Налогового кодекса (далее – НК) налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение (далее – НУР) или другое решение контролирующего органа в пределах сроков давности, определенных ст. 102 НК (п. 56.18 НК). То есть в течение 1 095 дней после его получения. Но п. 56.19 НК устанавливает иной срок для обжалования, если налогоплательщик начал процедуру административного обжалования. В таком случае иск можно подать в суд только в течение месяца по окончании процедуры административного обжалования.


Коллизия сроков в НК

До недавнего времени судебная система придерживалась мнения, что существование двух законодательно установленных сроков для обжалования решений налоговых органов – это плохо. Ведь это приводит к дискриминации тех налогоплательщиков, которые прибегли к административному (досудебному) обжалованию. А те, кто решил пропустить этот этап, оказались в более выигрышном положении.

Такую позицию ВАСУ изложил в письме от 10.02.11 г. № 203/11/13-11 и рекомендовал административным судам применять именно срок 1 095 дней. Потом ВАСУ еще раз напомнил судам (письмом, адресованным председателям апелляционных судов от 01.11.11 г. № 1935/11/13-11), что для решения указанной законодательной коллизии суды должны исходить из мотивов, изложенных в указанном выше письме ВАСУ.

Занимая такую позицию, ВАСУ исходил из следующего. Пункты 56.18 и 56.19 НК содержатся в одном и том же нормативно-правовом акте, приняты одновременно и регулируют те же отношения. Поэтому наличие двух норм в НК, которые конкурируют между собой, создает определенную коллизию. Для решения этой коллизии следует применить принцип, изложенный в п. 56.21 НК. А именно – в случае если норма НК или другого нормативно-правового акта, изданного на основании НК, или когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов, или когда нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат между собой и допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.

Обратите внимание! Вышеназванными нормами НК не только установлены разные сроки обжалования, но эти сроки и по-разному исчисляются. В первом случае срок обжалования начинается со дня получения налогоплательщиком обжалуемого решения, а во втором – со следующего дня по окончании процедуры административного обжалования.

Таким образом, позиция, выраженная ВАСУ в обзорных письмах, а затем воплощенная в решениях административных судов, закрепилась на практике. Главное, что с ней согласились налоговые органы (см. на официальном сайте ГНС ответ на вопрос в ОИР, категория 127.5).

Коллизия между сроками, установленным НК и КАС

Статьей 122 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС) установлен срок для обращения в административный суд. В части 1 данной статьи сказано, что иск может быть подан в рамках срока обращения в административный суд, предусмотренного данным Кодексом или другими законами. Так, согласно ч. 2 ст. 122 КАС, срок для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица составляет 6 месяцев.

В то же время в абзаце первом ч. 4 ст. 122 КАС, которым установлен срок для обжалования решений субъектов властных полномочий (к которым, безусловно, относится и ГНС), речь идет о случаях, когда законом предусмотрена возможность досудебного решения спора и истец воспользовался этой возможностью, или когда досудебный порядок решения спора является обязательным. В таких случаях срок для обращения в административный суд составляет 3 месяца. Этот срок исчисляется со дня вручения истцу решения по результатам рассмотрения его жалобы на решения, действия или бездействие субъекта властных полномочий. Аналогичная норма содержалась в ч. 4 ст. 99 КАС в редакции, которая действовала до 15.12.17 г., но со сроком в один месяц.

Как видим, еще одна коллизия. Но хотя ВАСУ в своем письме ничего не сказал о разных сроках обжалования решений контролирующих органов, установленных КАС, решение этой коллизии никогда не вызывало трудности на практике. Ведь у КАС есть отсылка к тому, что для защиты прав, свобод и интересов лица этим кодексом (ч. 3 ст. 99 КАС в редакции, которая действовала до 15.12.17 г.) и другими законами могут устанавливаться другие сроки для обращения в административный суд. И это давало возможность решать такую коллизию однозначно в пользу специальной нормы, которая содержалась в НК.

Теперь этот вопрос угодил в фокус внимания Верховного Суда (далее – ВС). Так, в постановлениях от 14.02.19 г. по делу № 813/4921/17 и от 17.07.19 г. по делу № 640/46/19 ВС заметил, что КАС предусматривает возможность установления другими законами специальных сроков обращения в административный суд, а также специального порядка исчисления таких сроков. Суд указал, что в данном случае нормой, которая регулирует порядок обжалования решений контролирующих органов, является ст. 56 НК.

В указанных делах судом был рассмотрен спор налогоплательщика с налоговым органом по иску, который был подан после применения процедуры административного обжалования, причем уже после истечения 3-месячного срока, предусмотренного ст. 122 КАС. И истец не подавал ходатайства о восстановлении срока обращения в суд.

Возвращаясь к ст. 56 НК

В указанных выше постановлениях ВС пришел к тем же выводам, что раньше ВАСУ. Суд указал, что анализ п. 56.18 и 56.19 НК дает основания считать, что эти нормы по-разному регулируют вопрос о сроках судебного обжалования решений контролирующего органа, то есть существует коллизия норм. И решил эту коллизию на основании нормы п. 56.21 НК (см. выше), то есть разрешил спор в пользу налогоплательщика.

В то же время на фоне трактовки п. 56.18 и 56.19 как правовой коллизии в высказываниях ВС можно было отследить и другую тенденцию. Так, в постановлении от 18.06.18 г. по делу № 805/1146/17-а суд признал приоритет применения общей нормы, изложенной в п. 56.18 НК, согласно которой налогоплательщик имеет право в любой момент в течение 1 095 дней (ст. 102 НК) обжаловать в суде НУР или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства, поскольку налогоплательщик не воспользовался процедурой административного обжалования НУР. Вместе с тем суд заметил, что обязательной предпосылкой для применения сроков, предусмотренных п. 56.19 НК, является использование процедуры административного обжалования. И такая постановка вопроса уже сама по себе должна была насторожить налогоплательщиков.

Решение коллизии: в пользу специальной нормы

И вот появилось решение ВС, которое кардинально изменило принцип решения коллизии между нормами НК. Раньше она разрешалась в пользу общей нормы, которая, по мнению судов, имела преимущество, потому что наиболее взвешенно регулировала правоотношения сторон в процедуре обжалования решений. А именно: предоставляла всем плательщикам одинаковые возможности независимо от того, воспользовались они процедурой административного обжалования или нет. Но теперь суд разрешил коллизию в пользу специальной нормы.

Речь идет о постановлении ВС от 11.10.19 г. по делу № 640/20468/18 (далее – Постановление от 11.10.19 г.). По данному делу, как указал суд, спорным является вопрос о применении срока обращения в суд с иском после процедуры административного обжалования решения органа ГНС. В этом споре предприятие обратилось в суд с административным иском к органу ГНС, в котором просило суд: признать противоправным и отменить решение Комиссии ГНС об отказе в регистрации НН в ЕРНН и обязать эту комиссию зарегистрировать НН.

Суд вернул исковое заявление без рассмотрения в связи с пропуском срока обращения в суд. Предприятие обжаловало такое судебное решение, но суды были не на стороне истца и дело дошло до ВС.

Во время рассмотрения этого дела ВС прибег к подробному анализу норм п. 56.18 НК и пришел к заключению, что есть основания для отступления от позиции, ранее выражаемой в решениях ВС. Как заметил суд, исследование содержания предписаний статей самого НК указывает на то, что теперь в ВС сформировался подход, в соответствии с которым сроки обращения в суд после применения досудебного порядка разрешения спора короче, чем обычные сроки.

Суд обратился к принципу правовой определенности, применяемому Европейским судом по правам человека (далее – ЕСПЧ), и указал следующее: «Установление законом сокращенных сроков обращения при использовании досудебного порядка урегулирования споров в налоговых правоотношениях предопределено легитимной целью оперативного обеспечения наступления правовой определенности для налогоплательщика и в деятельности субъектов властных полномочий – налоговых органов, которая корреспондируется с установленным алгоритмом и сроками администрирования налогов для обеспечения надлежащего выполнения конституционной налоговой обязанности и имеет пропорциональный характер, поскольку сокращение срока обращения не влияет на реализацию лицом права на судебную защиту в связи с достаточностью времени на подготовку и оформление правовой позиции, ознакомление с позицией контролирующего органа, привлечение при необходимости консультантов в рамках процедуры административного обжалования».

Другими словами, по мнению ВС, сокращенные сроки обращения в суд после использования досудебных процедур способствуют достижению цели и выполнению задач функционирования налоговой системы государства. Поскольку обеспечивают последовательность юрисдикционных производств (административных и судебных) и минимизируют «темпоральный промежуток между досудебными процедурами и судебным производством».

Вердикт суда был следующим: кассационную жалобу предприятия оставить без удовлетворения. То есть фактически суд признал, что в этой ситуации срок на обжалование составляет не 1 095 дней, а:

  • 3 месяца – если решение контролирующего органа по результатам рассмотрения жалобы было принято и вручено налогоплательщику (жалобщику) в сроки, установленные НК. При этом 3-месячный срок исчисляется со дня вручения налогоплательщику решения по результатам рассмотрения его жалобы на решение контролирующего органа;
  • 6 месяцев – если решение контролирующего органа по результатам рассмотрения жалобы не было принято и/или вручено налогоплательщику (жалобщику) в сроки, установленные НК. При этом 6-месячный срок исчисляется со дня обращения жалобщика в контролирующий орган с соответствующей жалобой на его решение.

Практические выводы

Если вы намереваетесь обжаловать в судебном порядке решение ГНС об отказе в регистрации НН в ЕРНН, советуем вам соблюдать сроки обращения в суд, которые были указаны в Постановлении от 11.10.19 г. (3 или 6 месяцев). В противном случае очень большая вероятность того, что вам откажут в рассмотрении вашего иска ввиду пропуска срока, установленного для обжалования.

Ведь отныне правовую позицию относительно применения нормы права, выраженную в постановлениях ВСУ, обязаны принимать во внимание не только суды, но и субъекты властных полномочий, в частности органы ГНС, которые применяют в своей деятельности нормативно-правовой акт (ч. 5, 6 ст. 13 Закона от 02.06.16 г. № 1402-VIII «О судоустройстве и статусе судей»).

Комментарии к материалу
Популярное
27.06.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
30.06.2025
Проведение внеплановой проверки в связи с требованием налогоплательщика о пересмотре результатов проверки
В статье рассмотрим, когда орган ГНС обязан назначить внеплановую проверку по требованию налогоплательщика. Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки из-за того, что налоговики в ходе проверки не исследовали все имеющиеся обстоятельства, он имеет право подать жалобу о пересмотре резу...
25.06.2025
Оплата по внутреннему договору получена в инвалюте: какая ответственность грозит предприятию?
В статье рассмотрено, могут ли платежи по внутреннему договору осуществляться в иностранной валюте и есть ли ответственность за такие расчеты. Предприятие выполняет строительные работы по договору подряда. Договор заключен с резидентом Украины – физлицом, строительные работы производятся на те...
11.06.2025
Административный арест имущества налогоплательщика: основания и порядок наложения
В статье рассмотрим, в каких случаях органы ГНС могут наложить административный арест на налогоплательщика. Административный арест имущества налогоплательщика является исключительным инструментом обеспечения исполнения налоговых обязательств этим плательщиком. Применить арест можно только при наличи...
Лучшие материалы