Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Проверки ГФС: кто, где, когда?

29.12.2017 2085 0 3


Из этой статьи вы узнаете: какие проверки проводят органы ГФС, в какие сроки и на каких основаниях.


Согласно ст. 75 Налогового кодекса (далее – НК) органы ГФС имеют право проводить камеральные, документальные (плановые и внеплановые, выездные и невыездные) и фактические проверки. Как видим, достаточно широкий спектр проверок. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Камеральная проверка

Эта проверка проводится в помещении налогового органа исключительно на основании (пп. 75.1.1 НК):

  • налоговых деклараций (расчетов), поданных налогоплательщиком;
  • данных системы электронного администрирования НДС, Единого реестра акцизных накладных и системы электронного администрирования реализации горючего.

Основные особенности камеральной проверки следующие:

  • для ее проведения не нужны ни приказ руководителя ГФС или другое специальное разрешение/направление, ни согласие налогоплательщика и его присутствие;
  • проверка проводится на систематической основе – проверяются все без исключения налоговые декларации и уточняющие расчеты, поданные проверяемым плательщиком;
  • целью проверки является выявление в поданной отчетности арифметических и/или методологических ошибок, которые привели к занижению или завышению налогового обязательства;
  • право на осуществление органом ГФС камеральной проверки возникает в течение 30 дней по истечении срока представления налоговой декларации или уточняющего расчета. Если же документы поданы позднее, то отсчет срока начинается после дня их фактического представления (п. 76.3 НК; п. 2.1 Методических рекомендаций по организации и проведению камеральной проверки налоговой отчетности налогоплательщиков, кроме проверок налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах, а также налоговой декларации плательщика единого налога – физического лица – предпринимателя, утвержденных приказом Миндоходов от 14.06.13 г. № 165).

Документальная проверка

Предметом такой проверки является (пп. 75.1.2 НК):

  • своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных НК налогов и сборов;
  • соблюдение работодателем трудового законодательства в части заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с наемными работниками;
  • соблюдение валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы.

Документальная проверка проводится на основании:

  • налоговых деклараций (расчетов);
  • регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом;
  • финансовой, статистической и другой отчетности;
  • первичных документов, которые используются в учете и связаны с начислением и уплатой налогов и сборов, а также выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГФС;
  • других, полученных в установленном порядке налоговым органом документов и налоговой информации. В том числе сюда относится информация, полученная налоговой по результатам проверок других налогоплательщиков (например, контрагентов плательщика, которого решили проверить).

Рассмотрим виды документальных проверок и их особенности.

Плановая проверка

Плановые проверки проводятся в соответствии с порядком, установленным ст. 77 НК. Так, проверка должна быть предусмотрена планом-графиком. Такой план-график на ближайший год обнародуется до 25 декабря на официальном веб-сайте ГФС. То есть план-график на 2018 год уже можно найти на этом сайте.

От степени риска налогоплательщика зависит периодичность проведения проверок:

  • при незначительном риске – не чаще одного раза в 3 года;
  • среднем – не чаще одного раза в 2 года;
  • высоком – не чаще одного раза в год.

Обратите внимание: периодичность, о которой идет речь, определяется календарным годом. Узнать подробнее о критериях риска можно в п. 5 разд. ІІІ Порядка формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков, утвержденного приказом Минфина от 02.06.15 г. № 524.

Срок проведения документальной плановой проверки составляет не более (ст. 82 НК):

  • 30 рабочих дней (далее – р. д.) – для крупных налогоплательщиков;
  • 10 р. д. – для субъектов малого предпринимательства;
  • 20 р. д. – для всех других налогоплательщиков.

Эти сроки могут быть продлены до 60 календарных дней (далее – к. д.) на основании (п. 82.4, пп. 82.3.1, 82.3.2 НК):

  • заявления субъекта хозяйствования;
  • сменного режима работы или суммированного учета рабочего времени субъекта или его хозяйственных объектов.

О проверке плательщика должны уведомить не позднее чем за 10 к. д. до ее начала. Такое уведомление вручается налогоплательщику под подпись или отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Обратите внимание: в уведомлении о начале проверки орган ГФС обязан привести дату ее начала, а также приложить к нему копию приказа о назначении такой проверки (п. 77.4 НК).

Если одновременно проводятся две проверки – документальная плановая органом ГФС и плановая выездная ревизия органом Госфинконтроля, то проверяющие должны руководствоваться Порядком координации одновременного проведения таких проверок (ревизий), утвержденным постановлением КМУ от 23.10.13 г. № 805.

Внеплановая проверка

Главными «приятными» особенностями этой проверки является то, что она проводится без предварительного уведомления налогоплательщика и без ограничения ее периодичности. То есть при наличии оснований проверять одного плательщика могут несколько раз в год.

Основаниями для проведения внеплановой проверки является (пп. 78.1.1–78.1.5 НК):

  • получение органом ГФС информации о нарушении валютного, налогового или другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на ГФС. При этом налогоплательщик не предоставил ответ на письменный запрос ГФС в течение 15 дней после его получения;
  • непредставление/несвоевременное представление плательщиком декларации, расчета или других документов, представление которых предусмотрено законодательством;
  • выявление недостоверных данных в налоговых декларациях. При этом плательщик не предоставил ответ на письменный запрос ГФС в течение 15 дней после его получения;
  • представление налогоплательщиком уточняющего расчета за налоговый период, который уже был проверен налоговой;
  • представление плательщиком в орган ГФС возражений к акту проверки или дополнительных документов, а также обжалование им налогового уведомления-решения (здесь необходим полный или частичный пересмотр результатов проверки).

Таким образом, при наличии любого из перечисленных оснований орган ГФС сможет прийти к вам с внеплановой проверкой.

Сроки проведения такой проверки составляют не более (п. 82.2 НК):

  • 15 р. д. – для крупных налогоплательщиков;
  • 5 р. д. – для субъектов малого предпринимательства;
  • 3 р. д. – для предпринимателей, которые не имеют наемных работников, и при наличии условий, установленных абзацами третьим – восьмым п. 82.2 НК;
  • 10 р. д. – для других налогоплательщиков.

Выездные и невыездные проверки

Документальной выездной считается проверка, которая проводится по местонахождению налогоплательщика или месту расположения объекта, который ему принадлежит и относительно которого проводится такая проверка. Документальной невыездной является проверка, которая проводится в помещении налогового органа (пп. 75.1.2 НК).

Возможны также внеплановые электронные проверки, которые осуществляются на основании заявления налогоплательщика в орган ГФС, в котором он находится на учете (пп. 75.1.2 НК). Заявление подается в течение 10 к. д. до начала электронной проверки.

Впрочем, такой вид проверки предусмотрен только для налогоплательщиков с незначительным риском, а именно для тех, которые (п. 77.2 НК):

  • применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
  • являются субъектами микропредпринимательства, малого и среднего бизнеса;
  • подпадают под понятие нерискованных налогоплательщиков.

Фактическая проверка

Фактической является проверка, которая осуществляется по месту фактического осуществления деятельности налогоплательщиком, расположения хозяйственных или других объектов его собственности (пп. 75.1.3 НК).

Такая проверка может назначаться относительно соблюдения норм законодательства, которое регулирует:

  • обращение наличности;
  • ведение кассовых операций;
  • порядок проведения расчетных операций;
  • порядок оформления трудовых отношений с работниками;
  • необходимость наличия лицензий, свидетельств, в том числе на производство/оборот подакцизных товаров.

Обратите внимание: фактические проверки проводятся без предупреждения налогоплательщика, а основания для их проведения установлены п. 80.2 НК.

Срок проведения такой проверки составляет не более 10 суток с возможным продлением еще на 5 суток по решению руководителя/заместителя/уполномоченного лица органа ГФС (п. 82.3 НК).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы