Проверка органом ГФС: допускать или нет?
Для кого эта статья: для всех сельхозпредприятий и физлиц-предпринимателей.
Из этой статьи вы узнаете: при каких условиях сельхозпредприятия должны допустить налоговиков к проверке, а при каких – отказать, когда их проверяют, и как оформляются результаты проверки.
Общие положения
Напомним, норма ст. 3 Закона от 03.11.16 г. № 1728-VIII «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» устанавливает мораторий на внеплановые проверки государственными органами до 31.12.18 г., однако другая норма (ст. 6) указывает, что он распространяется не на все органы. Перечень органов госконтроля, которые не подпадают под действие данного Закона (всего 24 госоргана, включая ГФС и ее территориальные органы), утвержден постановлением КМУ от 18.12.17 г. № 1104 (вступил в силу с 23.02.18 г.).
С учетом ежегодной тенденции к росту количества плановых и внеплановых налоговых проверок необходимо еще больше внимания уделить соблюдению правил в случае, если у вас на пороге появляются проверяющие. Мы, в свою очередь, напомним условия допуска к проверке, расскажем, за какой период могут проверить сельхозпредприятие и о других не менее важных нюансах налоговых проверок.
Органы ГФС имеют право проводить такие проверки (ст. 75 Налогового кодекса, далее – НК):
- камеральные;
- документальные (плановые и внеплановые, выездные и невыездные);
- фактические.
Не будем принимать во внимание камеральные проверки, ведь они осуществляются в помещении налоговой исключительно на основании налоговых деклараций (расчетов), поданных налогоплательщиком, данных системы электронного администрирования НДС, Единого реестра акцизных накладных и системы электронного администрирования реализации горючего (пп. 75.1.1 НК). Нам интересно рассмотреть, когда налоговики могут пожаловать лично в сельхозпредприятие с документальной и фактической проверками.
Условия допуска к проверке
До начала проверки представители ГФС обязаны предъявить налогоплательщику (п. 81.1 НК):
- направление на проверку;
- копию приказа о проведении проверки;
- служебные удостоверения.
Направление должно содержать следующую информацию:
- дату выдачи;
- наименование органа ГФС, который проводит проверку;
- номер и дату приказа о проведении проверки;
- цель проверки;
- вид проверки (плановая, внеплановая, фактическая);
- наименование и реквизиты проверяемого субъекта/объекта (Ф. И. О. физлица-предпринимателя);
- основания для проведения проверки;
- дату начала и продолжительность проверки;
- должность и фамилию должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку.
Направление на проверку является действительным при условии наличия на нем подписи руководителя (заместителя/уполномоченного лица) и печати налогового органа.
Приказ о проведении проверки должен содержать аналогичные сведения, подпись руководителя (заместителя/уполномоченного лица) и печать органа ГФС.
Важно: в случае непредъявления перечисленных документов или предъявления документов, составленных с нарушением п. 81.1 НК, налогоплательщик имеет законные основания для недопущения таких лиц к проверке (пп. 5 п. 81.1 НК). |
Если с документами все в порядке, плательщик обязан допустить проверяющих. Тогда он расписывается в направлении на проверку, указав свои Ф. И. О., должность, дату и время ознакомления.
Перед началом проверки налоговики должны сделать запись в Журнале регистрации проверок (если таковой ведется на сельхозпредприятии). Напомним, порядок ведения и форма журнала утверждены приказом Госкомпредпринимательства от 10.08.98 г. № 18. Если же проверяющие отказываются это сделать, плательщик имеет основание не допускать их к проверке (п. 7, 9 данного Порядка).
За какой период налоговики имеют право проверить агропредприятие?
Орган ГФС имеет право провести проверку в течение 1 095 дней по истечении срока представления налоговой декларации, отчета об использовании доходов неприбыльных предприятий и/или срока уплаты денежных обязательств (ст. 102 НК). Если же отчетность подана несвоевременно – в течение 1 095 дней со дня ее фактического представления.
Исключение сделано только для ситуаций, когда (п. 102.2 НК):
- налогоплательщик не подал налоговую декларацию за период, в течение которого возникло налоговое обязательство;
- должностное лицо налогоплательщика или физлицо-предприниматель осуждено за уклонение от уплаты денежного обязательства или вынесено решение о закрытии уголовного производства по нереабилитирующим основаниям, которое вступило в законную силу.
То есть при возникновении одной из этих ситуаций в общих чертах установленный срок проведения налоговой проверки не применяется, тогда с проверкой могут прийти и после истечения трех лет.
Оформление результатов проверки
По результатам проверок, как документальных, так и фактических, составляется (п. 86.1 НК):
- акт – в случае выявления нарушений законодательства;
- справка – если нарушение не выявлено.
В случае выявления нарушения в ходе камеральной проверки, налоговики, руководствуясь п. 86.2 НК, составляют акт в двух экземплярах. Один из них вручается или отправляется налогоплательщику в течение 3 рабочих дней (далее – р. д.) со дня его подписания (п. 86.2 НК).
По окончании электронной проверки составляют справку, тоже в двух экземплярах. Справка подписывается проверяющими, регистрируется в течение 3 р. д. со дня окончания проверки и вручается плательщику лично для ознакомления и подписания (в течение 5 р. д. со дня вручения) (п. 86.11 НК).
В акте проверки указываются как факты занижения, так и факты завышения плательщиком налоговых обязательств.
Если налогоплательщик не согласен с выводами и фактами, изложенными в акте проверки (справке), он имеет право подать возражение к нему в течение 5 дней со дня его получения (п. 86.7 НК). Возражения рассматриваются в течение 7 р. д. после их получения налоговым органом. Орган ГФС направляет плательщику ответ в порядке, установленном ст. 58 НК (п. 86.7 НК).
Имейте в виду: НК предоставляет право налогоплательщику принимать участие в рассмотрении его возражений к акту проверки. Об этом он должен указать в тексте возражений. Тогда орган ГФС обязан уведомить плательщика о месте и времени проведения такого рассмотрения (п. 86.7 НК). Личное присутствие может помочь плательщику повлиять на ход рассмотрения вопроса, поэтому советуем воспользоваться данным правом. |
В случае выявления нарушений не только составляется акт, но и принимается налоговое уведомление-решение (далее – НУР).
В какой срок налоговики выносят НУР?
Налоговики выносят НУР в течение 10 р. д. со дня вручения плательщику акта проверки, а если к акту подавались возражения – в течение 3 р. д. после дня направления ему письменного ответа на возражение (п. 86.6 НК).
По получении НУР плательщик имеет право обжаловать его в административном или судебном порядке (см. «Налоговое уведомление-решение: административное обжалование»). Однако для начала лучше воспользоваться первым вариантом, ведь это бесплатно и быстрее. К тому же при первоочередном обращении в суд плательщик лишается права на административное обжалование.
Перед началом проверки представители ГФС обязаны предъявить налогоплательщику направление на проверку, копию приказа о ее проведении и свои служебные удостоверения.
При отсутствии хотя бы одного документа или предъявлении документа, составленного с нарушениями, налогоплательщик имеет право не допускать лиц к проверке. Итак, если к вам пожаловали представители ГФС, не нервничайте, а тщательным образом проверьте их документы. Никто не может заставить вас спешно решать такой важный вопрос.
Результаты проверки излагаются в акте, если выявлено нарушение, или в справке, если они не найдены. На основании акта налоговики выписывают НУР. После официального получения НУР плательщик имеет право обжаловать его в административном или судебном порядке, чтобы защитить свою репутацию.
Читайте также «Проверки ГФС: кто, где, когда?», и обязательно узнайте, где заканчивается мораторий для органов ГФС.
Комментарии к материалу