Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Поставка товара ненадлежащего качества: как предъявить претензию


В консультации расскажем о порядке предъявления и особенностях составления претензии контрагенту, поставившему некачественный товар.


Правовые последствия поставки некачественного товара

В соответствии с ч. 1 ст. 678 ГК покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, имеет право, независимо от возможности использования товара по назначению, требовать от продавца по своему выбору:

  • пропорционального уменьшения цены;
  • бесплатного устранения дефектов товара в разумный срок;
  • возмещения расходов на устранение дефектов товара.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (выявления недостатков, которые нельзя устранить, недостатков, устранение которых связано с непропорциональными расходами или затратами времени, недостатков, которые появлялись неоднократно либо появились вновь после их устранения), покупатель может по своему усмотрению (ч. 2 ст. 679 ГК):

  • отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
  • требовать замены товара.

Согласно ч. 2 ст. 675 ГК в договоре может быть установлен срок, в течение которого продавец гарантирует качество товара (гарантийный срок). Некачественный товар может быть возвращен продавцу (поставщику) в пределах срока пригодности или гарантийного срока.

Обратите внимание: поставщик (производитель) обязан за свой счет устранить дефекты изделия, выявленные в течение гарантийного срока, или заменить товар, если не докажет, что дефекты возникли вследствие нарушения покупателем (потребителем) правил эксплуатации или хранения изделия (ч. 6 ст. 269 ХК).

В случае устранения дефектов в изделии с гарантийным сроком этот срок продлевается на время, в течение которого он не использовался из-за дефекта, а при замене изделия – исчисляется заново со дня замены.

При выявлении недостатков товара по истечении гарантийного срока продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что эти недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, существовавшим до этого момента (ч. 5 ст. 680 ГК).

В случае поставки товаров ненадлежащего качества покупатель (получатель) имеет право взыскать с изготовителя (поставщика) штраф в размере, предусмотренном ст. 231 ХК, если иной размер не установлен законом или договором (ч. 7 ст. 269 ХК).

Иски, вытекающие из поставки товаров ненадлежащего качества, могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня установления покупателем в надлежащем порядке недостатков поставленных ему товаров (ч. 8 ст. 269 ХК).

Составление претензии

Обнаружив недостатки в полученном товаре, субъект хозяйствования (далее – СХ) имеет право обратиться к контрагенту с претензией, изложив в ней сложившуюся с товаром ситуацию. Отметим, что покупатель может пропустить процедуру подачи претензии поставщику и сразу обратиться в суд, однако это займет больше времени.

На сегодня форма претензии действующим законодательством не установлена. Однако ст. 222 ХК содержит перечень ее обязательных реквизитов, а именно:

  • полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии и СХ, которому она предъявляется;
  • номер претензии и дата предъявления;
  • обстоятельства, из-за которых предъявлена претензия (например, несоответствие товара условиям договора);
  • доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • требования заявителя со ссылками на нормативные акты либо пункт контракта (например, проведение гарантийного ремонта);
  • сумма претензии и ее расчет (если претензия подлежит денежной оценке);
  • платежные реквизиты заявителя претензии;
  • перечень документов, прилагаемых к претензии, и другие доказательства.

Документы, подтверждающие требования заявителя, прилагаются в оригиналах или в виде надлежащим образом заверенных копий. К претензии можно не прилагать документы, если они имеются у другой стороны, а в самой претензии следует сослаться на них (ч. 4 ст. 222 ХК).

Претензия подписывается уполномоченным лицом СХ (заявителя) или его представителем и направляется адресату заказным или ценным письмом либо вручается под подпись (если возможно).

Рекомендуем при вручении претензии под подпись указывать Ф. И. О. и должность получившего ее лица (контрагента или его представителя), дату передачи и входящий номер (если возможно).

Какие документы следует приложить к претензии?

Если в договоре не установлен порядок приемки товаров, применяются нормы Инструкций № П-6 и № П-7. В п. 40 Инструкции № П-7 урегулирован вопрос фиксации факта поставки продукции ненадлежащего качества. Так, к претензии на поставку некачественной продукции следует приложить:

  • акт о фактическом качестве и комплектности товара;
  • упаковочные ярлыки из тарных мест, в которых установлены ненадлежащее качество и некомплектность продукции;
  • ТТН;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя, который участвовал в приемке товаров;
  • акт, в котором указаны количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов (составляется после приемки продукции с участием представителя поставщика). Если продукция переводится в более низкий сорт, покупатель должен обосновать это в акте со ссылкой на стандарт, техническое условие, иные обязательные правила;
  • акт отбора образцов (проб) и заключение по результатам анализа (испытания) отобранных образцов (проб) (при условии, что такой отбор предусмотрен техусловиями, стандартами, договором поставки);
  • другие документы, которые могут свидетельствовать о причинах порчи, ухудшения качества продукции или ее некомплектности (коммерческие акты, для скоропортящихся грузов – сведения о льдоснабжении, температурном режиме, а также ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика при выгрузке груза средствами грузополучателей в местах общего пользования и др.).

 

Срок предъявления претензии

Ныне действующее законодательство не устанавливает конкретных сроков для такой ситуации. Как вариант, загляните в договор поставки или купли-продажи и проверьте, не урегулирован ли этот вопрос договором.

По общему правилу, при выявлении дефектов товара покупатель вправе предъявить претензию в течение гарантийного срока (ч. 3 ст. 680 ГК).

Если стороны не установили в договоре гарантийный срок на товар, то покупатель может предъявить продавцу (производителю) претензии при условии, что недостатки были выявлены в течение 2 лет (ч. 2 ст. 680 ГК).

Ответ на претензию

Обычно претензия рассматривается в месячный срок со дня ее получения (ч. 6 ст. 222 ХК). Форма ответа на претензию законодательно не утверждена, поэтому ответ составляется в произвольной форме. Рекомендуем указать в нем:

  • полное наименование и почтовые реквизиты СХ, который дает ответ, и СХ, которому направляется ответ;
  • дату и номер ответа;
  • дату и номер претензии, на которую дается ответ;
  • способ удовлетворения претензии – если претензия признана полностью или частично;
  • мотивы отклонения претензии со ссылкой на соответствующие нормативные акты и документы, обосновывающие ее отклонение, – если претензия отклонена полностью или частично;
  • перечень прилагаемых к ответу документов и других доказательств.

Ответ на претензию подписывается уполномоченным лицом СХ или представителем и направляется заказным или ценным письмом либо вручается под подпись.

Выводы

О выявлении в товаре недостатков следует уведомить контрагента. Сделать это можно, направив ему претензию. Претензионный порядок урегулирования споров имеет ряд преимуществ перед судебным разбирательством. Прежде всего, это более быстрое разрешение спора.

Также учтите, что в соответствии с ч. 8 ст. 269 ХК исковые заявления о поставке некачественного товара могут быть предъявлены покупателем в течение 6 месяцев со дня установления в надлежащем порядке недостатков поставленного товара.

Образец

<...>

Товариство з обмеженою відповідальністю «Марс»

код ЄДРПОУ 153685247

адреса: м. Київ, просп. В. Маяковського, буд. 86

поштовий індекс: 02358

тел. + 38(056) 788-00-00

е-mail: mars1@gmail.com

Кому: Товариству з обмеженою відповідальністю «Меркурій»

адреса: м. Київ, провулок Хрестовий, буд. 125

поштовий індекс: 02001

тел. +38(067) 258-25-36

е-mail: merkuriiy@gmail.com

Вих. № 98 від 03.06.19 р.

Претензія у зв’язку з виявленням недоліків товару

Між Товариством з обмеженою відповідальністю «Марс» (далі – ТОВ «Марс») і Товариством з обмеженою відповідальністю «Меркурій» (далі – ТОВ «Меркурій») був укладений договір поставки від 13.05.19 р. № 23 (далі – Договір).

Відповідно до п. 1.1 Договору ТОВ «Меркурій» зобов’язувалось поставити візки вантажні ТОРГМАШ ТГ-150М, а ТОВ «Марс» – оплатити і прийняти товар згідно зі специфікацією № 1, яка є невід’ємною частиною Договору.

На підставі товарно-транспортної накладної від 20.05.19 р. ТОВ «Меркурій» поставило за передоплатою візки вантажні ТОРГМАШ ТГ-150М у кількості 30 шт. на загальну суму 135 000 грн.

Згідно з п. 4.2 Договору ТОВ «Марс» перевірило якість товару протягом 10 днів з моменту поставки і виявило неякісний товар у кількості 5 шт. на загальну суму 22 500 грн. Під час перевірки було встановлено, що колеса з гумовою шиною пошкоджені – пропускали повітря.

Як визначено п. 5.3 Договору, невідповідність поставленого товару якості, зазначеній у п. 2.3 Договору, підтверджується актом про відповідність якості товару від 23.05.19 р.

Нормою ч. 5 ст. 269 Господарського кодексу передбачено, що постачальник (виробник) гарантує якість товарів у цілому. Гарантійний строк на комплектуючі вироби і складові частини вважається рівним гарантійному строку на основний виріб, якщо інше не обумовлено договором або стандартами (технічними умовами) на основний виріб.

Згідно з ч. 2. ст. 679 Цивільного кодексу у разі істотного порушення вимог щодо якості товару (виявлення недоліків, які не можна усунути, недоліків, усунення яких пов’язане з непропорційними витратами або затратами часу, недоліків, які виявилися неодноразово чи з’явилися знову після їх усунення) покупець має право за своїм вибором:

  • відмовитися від договору і вимагати повернення сплаченої за товар грошової суми;
  • вимагати заміни товару.

На підставі вищевикладеного ПРОСИМО:

  1. Розглянути претензію і дати на неї відповідь протягом 30 днів з моменту її отримання.
  2. Провести заміну 5 візків вантажних ТОРГМАШ ТГ-150М.

Для розгляду цієї претензії додатково подаємо акт про відповідність якості товару від 23.05.19 р.

У разі невиконання цієї вимоги ТОВ «Марс» буде вимушене звернутися до суду з позовними вимогами про стягнення з ТОВ «Меркурій» суми вартості 5 візків вантажних ТОРГМАШ ТГ-150М, штрафних санкцій за поставку товара неналежної якості, судових витрат.

Директор ТОВ «Марс»          (підпис)               С. А. Даниленко

<...>

 

Зразок_Претензія у зв’язку з виявленням недоліків товару.docx
Скачать
Комментарии к материалу
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
13.05.2025
Алкоголь, табак и горючее: штрафы в сфере лицензирования
В статье рассмотрим, какие штрафы применяются за нарушения в сфере лицензирования, касающегося алкогольных напитков, табачных изделий и горючего. С 2025 года правила лицензирования хозяйственной деятельности по производству, торговле, хранению алкоголя, табачных изделий и горючего изменились. Не все...
24.04.2025
Как сообщить об изменении сведений, содержащихся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота топлива
В статье расскажем, в каких случаях субъекту хозяйствования – хранителю горючего следует сообщать об изменениях в сведениях, содержащихся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота горючего. Заполняем заявление о получении лицензии на право хранения горючего С 08.04.2025 вступило в силу поста...
17.04.2025
Лицензии на алкоголь, табак, горючее: кто обязан обновить информацию до 01.07.2025?
В консультации мы рассмотрим, кто и каким образом должен подать в орган лицензирования обновленные данные, а также ответим на ваши вопросы. Правила лицензирования операций с алкоголем, табаком и горючим изменились с 01.01.2025 – в связи с введением в действие норм Закона от 18.06.2024 № 3817-I...
Лучшие материалы