Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Порядок заключения и содержание колдоговора

02.01.2018 925 0 1

Акценты статьи:

  • какими основными принципами следует руководствоваться при заключении колдоговора на предприятии;
  • каков порядок ведения переговоров и заключения колдоговора;
  • какие нормы следует предусмотреть в колдоговоре.

Коллективный договор представляет собой локальный нормативный документ предприятия. А поэтому его положения обязательны для выполнения сторонами колдоговора. В пределах предприятия этот документ регулирует трудовые, производственные, социально-экономические отношения между работодателем и трудовым коллективом. Прежде всего его заключение направлено на соблюдение интересов работников. В нем прописывают условия, не урегулированные на уровне законодательства о труде, а также в нем могут быть предусмотрены расширенные гарантии работникам по сравнению с действующим законодательством. В то же время колдоговор заключается и в интересах собственников и уполномоченных ими органов, особенно в случаях возникновения спорных вопросов.

Какие принципы следует соблюдать при заключении

Колдоговор заключается на основе действующего законодательства, принятых сторонами обязательств и согласования интересов работников, собственников и уполномоченных ими органов. В Украине основные принципы, порядок разработки и заключения колдоговоров регламентируются КЗоТом, Хозяйственным кодексом (далее – ХК) и Законом от 01.07.93 г. № 3356-XII «О коллективных договорах и соглашениях» (далее – Закон № 3356).

В частности, п. 7 ст. 65 ХК предусмотрено, что на всех предприятиях, использующих наемный труд, между собственником или уполномоченным им органом и трудовым коллективом или уполномоченным им органом должен заключаться колдоговор, которым регулируются производственные, трудовые и социальные отношения трудового коллектива с администрацией предприятия. Статьей 11 КЗоТ также установлено, что колдоговор заключается на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, использующих наемный труд и обладающих правами юридического лица. Также он может заключаться в структурных подразделениях предприятия в рамках компетенции этих подразделений.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» (далее – Закон № 108) организация оплаты труда осуществляется на основании:

  • законодательных и других нормативных актов;
  • генерального соглашения на национальном уровне;
  • отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений;
  • колдоговоров;
  • трудовых договоров.

Положения генерального, отраслевого (межотраслевого), территориального соглашений предусматривают для субъектов сферы их действия заключение колдоговоров. Ответственность за невыполнение соглашения предусмотрена ст. 18 Закона № 3356. К сфере действия сторон генеральной и отраслевых соглашений не относятся предприятия, которые не являются членами производственных объединений, а их собственники не входят в организации работодателей (подписантов соглашения).

На сегодняшний день действует Генеральное соглашение о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2016–2017 гг. Для предприятий агропромышленного комплекса – Отраслевое соглашение между Министерством аграрной политики и продовольствия, Всеукраинским объединением организаций работодателей «Федерация работодателей агропромышленного комплекса и продовольствия Украины» и Профессиональным союзом работников агропромышленного комплекса в пищевой и перерабатывающей промышленности на 2014–2016 годы (с изменениями от 16.01.17 г.).

Положения генеральной и отраслевых соглашений действуют до тех пор, пока стороны не заключат новые или не пересмотрят действующие.

Согласно ст. 9 Закона № 3356 положения генерального, отраслевого (межотраслевого), территориального соглашений действуют непосредственно и являются обязательными для всех субъектов, находящихся в сфере действия сторон, подписавших соглашение. Если представители сторон, представлявших интересы предприятия, принимали участие в подписании Генерального соглашения (или впоследствии присоединились к нему), то его нормы обязательны при заключении колдоговора. Для предприятий, которые при заключении соглашения не были представлены уполномоченными представителями со стороны работодателя и стороны профсоюза, условия и размеры оплаты труда устанавливаются с соблюдением минимальных гарантий, установленных законодательством (см. письмо Минсоцполитики от 31.07.13 г. № 8422/0/14-13/18).

Вместе с тем действующее законодательство не запрещает предприятиям разных форм собственности при заключении колдоговора применять нормы Генерального или отраслевого соглашения, к которому предприятие относится по характеру производства (см. письма Минтруда и соцполитики от 04.07.08 г. № 435/13/84-08, от 18.06.15 г. № 1002/18/93-15, от 21.11.16 г. № 415/0/15-16/18).

Следует учесть, что колдоговор считается базовым документом, который дополняет и конкретизирует общеизвестные нормы трудового права на каждом конкретном предприятии с учетом специфики рабочего процесса, количества штатных работников, уровня занятости, основного профиля деятельности организации и иных особенностей труда.

Одной из сторон колдоговора на предприятиях согласно ст. 12 КЗоТ и ст. 3 Закона № 3356 является собственник или уполномоченный им орган, второй стороной – профсоюзный или другой уполномоченный на представительство трудовым коллективом орган, а при его отсутствии – представители, избранные и уполномоченные трудовым коллективом.

Соблюдение условий колдоговора одинаково обязательно как для работников, так и для работодателя. Также положения колдоговора распространяются на всех работников предприятия (ст. 9 Закона № 3356).

Порядок ведения коллективных переговоров и заключение колдоговора

Процедура заключения колдоговора состоит из нескольких этапов:

  • подготовка к коллективным переговорам;
  • ведение коллективных переговоров;
  • разработка проекта колдоговора;
  • заключение колдоговора;
  • подписание и регистрация колдоговора.

К работе с колдоговорами также относится и внесение изменений и дополнений в колдоговор в течение срока его действия и осуществления контроля за его исполнением.

Прежде всего процесс заключения колдоговора должен быть инициирован заинтересованной стороной. Согласно Закону № 3356 любая из сторон может проявить инициативу о начале коллективных переговоров по разработке и заключению коллективного договора.

На вновь созданном предприятии колдоговор заключается по инициативе одной из сторон в трехмесячный срок после регистрации предприятия (ч. 8 ст. 9 Закона № 3356).

Сторона, которая выходит с инициативой о начале переговоров по заключению колдоговора, письменно уведомляет об этом другую сторону, которая должна начать переговоры в течение 7 дней.

До начала переговоров каждая из сторон должна сформировать полномочный орган (рабочую комиссию) для ведения переговоров с равным количеством представителей.

С одной стороны – это собственник или уполномоченный орган либо лицо, определенное уставом предприятия (например, директор). С другой – представители, избранные на общем собрании наемных работников (например, совет трудового коллектива, избрание которого оформляют протоколом собрания).

Законодательством не установлен срок проведения коллективных переговоров. Стороны договариваются об этом самостоятельно (обычно этот срок – около трех месяцев).

Началом переговоров считается день первого заседания рабочей комиссии, их окончанием – день подписания колдоговора, одобренного общим собранием трудового коллектива.

После одобрения проекта колдоговора общим собранием он должен быть подписан уполномоченными представителями сторон не позднее чем через 5 дней с момента его одобрения, если иное не будет определено собранием.

Общим собранием трудового коллектива должен быть определен срок подачи колдоговора на регистрацию в местный орган государственной исполнительной власти. Вместе с колдоговором на регистрацию представляются все приложения к нему, протокол разногласий, состав рабочей комиссии.

Колдоговор вступает в силу со дня его подписания или со дня, указанного в нем. Вступление в силу договора не зависит от факта его регистрации.

Напомним, что колдоговоры подлежат уведомительной регистрации местными органами государственной исполнительной власти. Порядок регистрации коллективных договоров утвержден постановлением КМУ от 13.02.13 г. № 115.

В соответствии с п. 2 данного Порядка уведомительная регистрация проводится в целях удостоверения подлинности экземпляров и копии поданных на регистрацию колдоговоров для обеспечения возможности учета их условий при рассмотрении уполномоченными органами трудовых споров (индивидуальных и коллективных), которые могут возникнуть в результате выполнения условий таких договоров.

Контроль выполнения колдоговора осуществляется непосредственно сторонами, его составившими, или уполномоченными ими представителями в порядке, определенном договором.

Для осуществления контроля стороны обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого имеющуюся информацию.

Стороны, подписавшие колдоговор, ежегодно в сроки, предусмотренные договором, отчитываются о его выполнении. Они должны делать это не реже двух раз в год на собрании трудового коллектива.

Содержание колдоговора

При формировании текста колдоговора законом предоставлена свобода выражения воли сторон (представителей работников и работодателя). В то же время условия колдоговора не могут нарушать или ограничивать права работника или снижать уровень гарантий (компенсаций) по сравнению с теми правами и гарантиями, которые установлены законодательством о труде.

Если условия колдоговоров ухудшают по сравнению с действующим законодательством положение работников, то такие условия считаются недействительными и включать их в колдоговоры запрещается.

Это правило не имеет исключений, что позволяет контролировать и предупреждать возможные нарушения со стороны работодателя и обеспечивать главную цель заключения колдоговора – улучшение правового положения работника по сравнению с минимумом трудовых прав и гарантий, предусмотренных законом.

Содержание и структура колдоговора определяются сторонами в пределах их компетенции. Согласно ст. 13 КЗоТ в колдоговоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности:

  • изменения в организации производства и труда;
  • обеспечение продуктивной занятости;
  • нормирование и оплата труда, установление форм, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и др.);
  • установление гарантий, компенсаций, льгот;
  • участие трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия, учреждения, организации (если это предусмотрено уставом);
  • режим работы, продолжительность рабочего времени и отдыха;
  • условия и охрана труда;
  • обеспечение жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организация оздоровления и отдыха работников;
  • гарантии деятельности профсоюзной или иных представительных организаций трудящихся;
  • условия регулирования фондов оплаты труда и установление межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда;
  • обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин.

Колдоговор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые льготы.

Существует ряд норм законодательства о труде, которые могут быть реализованы на предприятии только путем их установления в коллективном или трудовом договоре.

Наиболее широкий перечень норм, требующих установления в колдоговоре, касается оплаты труда.

Как известно, согласно ст. 97 КЗоТ оплата труда работников может осуществляться по почасовой, сдельной или другим системам оплаты труда. Оплата может производиться по результатам индивидуальных и коллективных работ.

Формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия установления и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и прочих поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в колдоговоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями.

Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок рабочим, должностных окладов служащим, а также надбавок, доплат, премий и вознаграждений устанавливаются собственником или уполномоченным им органом.

При этом надо помнить, что собственник или уполномоченный им орган либо физическое лицо не имеют права в одностороннем порядке принимать решения по вопросам оплаты труда, ухудшающие условия, установленные законодательством, соглашениями, колдоговорами.

Учитывая новые требования к оплате труда, нормами колдоговора также должно быть обеспечено установление месячной зарплаты в размере не менее минимального. Конкретные размеры минимальных ставок (окладов) зарплаты, межотраслевые и межразрядные соотношения устанавливаются в отраслевых, территориальных соглашениях и колдоговорах.

Как видим, раздел колдоговора, регулирующий оплату труда, охватывает достаточно обширный круг вопросов. Поэтому в большинстве случаев рационально оформить его в виде приложения к коллективному договору. Некоторые нормы, требующие отражения в колдоговоре в разделе «Оплата труда», приведем в таблице.

Таблица

Показатели организации оплаты труда

Законодательная и договорная норма по организации оплаты труда

Нормативный документ

1

2

3

Формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и прочих поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат

Устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в колдоговоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями

Ст. 97 КЗоТ

Системы оплаты труда

Системами оплаты труда являются тарифная и другие системы, которые формируются на оценках сложности выполняемых работ и квалификации работников

Ст. 96 КЗоТ, ст. 6 Закона № 108

Колдоговором могут устанавливаться иные системы оплаты труда

Форма оплаты труда

Оплата труда работников осуществляется по почасовой, сдельной или иным формам оплаты труда; оплата может производиться по результатам индивидуальных и коллективных работ

Ч. 1 ст. 97 КЗоТ

Формы выплаты зарплаты

Форма выплаты зарплаты: в денежных знаках, банковскими чеками, натурой (колдоговором, в порядке исключения, может быть предусмотрена частичная выплата зарплаты натурой (по ценам не выше себестоимости) в размере, не превышающем 30 % начисленной за месяц, в тех отраслях или по тем профессиям, где такая выплата, эквивалентная по стоимости оплате труда в денежном выражении, является обычной или желательной для работников)

Ст. 23 Закона № 108

Сроки выплаты заработной платы

Зарплата выплачивается работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные колдоговором, но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней (далее – к. д.)

Ст. 115 КЗоТ

Установление нормы продолжительности рабочего времени

Нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю. Предприятия и организации при заключении колдоговора могут устанавливать меньшую норму продолжительности рабочего времени

Ст. 50 КЗоТ

Нормы труда

Введение, замена и пересмотр норм труда

Ст. 86 КЗоТ

Срок действия норм труда

Ст. 87 КЗоТ

Условия работы, подлежащие учету при разработке норм выработки (норм времени) и норм обслуживания

Ст. 88 КЗоТ

Замена и пересмотр единых и типовых (межотраслевых, отраслевых, ведомственных) норм

Ст. 89 КЗоТ

Установление нормированных заданий при повременной оплате труда

Ст. 92 КЗоТ

Расценки

Порядок определения расценок при сдельной оплате труда

Ст. 90 КЗоТ

Тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов

Порядок формирования тарифной сетки, схемы должностных окладов (производится на основе тарифной ставки рабочего первого разряда, устанавливаемой в размере, превышающем законодательно установленный размер МЗП, и межквалификационных (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов))

Ст. 96 КЗоТ, ст. 6 Закона № 108

Порядок применения норм колдоговора, которые допускают оплату труда ниже норм, определенных генеральным, отраслевым или региональным соглашениями, но не ниже государственных норм и гарантий оплаты труда (могут применяться только временно, на период преодоления финансовых трудностей предприятия на срок, не превышающий 6 месяцев)

Ст. 14 Закона № 108

Условия введения и размеры надбавок, доплат

Оплата труда при совмещении профессий (должностей) и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника

Ст. 105 КЗоТ

Оплата работы в ночное и вечернее время

Ст. 108 КЗоТ

Условия установления и размеры гарантийных и компенсационных выплат

Оплата труда при выполнении работ различной квалификации

Ст. 104 КЗоТ

Порядок оплаты времени простоя

Ст. 113 КЗоТ

Оплата работы в сверхурочное время

Ст. 106 КЗоТ

Оплата работы в праздничные и нерабочие дни

Ст. 107 КЗоТ

Оплата за работу в тяжелых и вредных и особо тяжелых и особо вредных условиях труда

Ст. 100 КЗоТ

Прочие доплаты и надбавки

Ст. 97 КЗоТ

Условия установления поощрительных и компенсационных выплат

Порядок предоставления и выплаты премий, вознаграждений по итогам работы за год и за выслугу лет, разовых поощрений, не связанных с конкретными результатами труда, материальной помощи систематического характера, выплат социального характера в натуральной и денежной форме, предоставление путевок, прочих выплат, имеющих индивидуальный характер (оплата квартиры и наемного жилья, общежитий, товаров и др.), выплат за неотработанное время и др.

Ст. 97 КЗоТ,
ст. 12 Закона № 108

Условия социальных выплат

Порядок предоставления социальных пособий и выплаты за счет средств предприятия работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, при рождении ребенка, семьям с несовершеннолетними детьми и др.

Ст. 97 КЗоТ

Выплата выходного пособия

При прекращении трудового договора вследствие нарушения собственником или уполномоченным им органом законодательства о труде, коллективного или трудового договора работнику выплачивается выходное пособие в размере, предусмотренном коллективным договором, но не менее суммы трехмесячного среднего заработка.

Ст. 44 КЗоТ

Предприятие предусматривает в колдоговоре вопросы, касающиеся порядка премирования, установления доплат и надбавок, вознаграждения по итогам работы за год и др., которые являются составляющей частью колдоговора и основанием для начисления и выплаты зарплаты, прочих поощрительных и компенсационных выплат. Эти вопросы могут освещаться в отдельных разделах колдоговора, но при необходимости отдельными приложениями к колдоговору оформляют:

  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Положение о премировании;
  • Положение о выплате вознаграждений (по видам вознаграждений);
  • Положение о доплатах и надбавках;
  • Положение о командировках;
  • Положение об отпусках и др.

Кроме оплаты труда колдоговором регулируются и другие вопросы, в частности:

  • обеспечение работникам социальных гарантий в сфере охраны труда на уровне не ниже предусмотренного законодательством, их обязательства, а также комплексные меры по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня охраны труда, предупреждению случаев производственного травматизма, профессионального заболевания, аварий и пожаров, определение объемов и источников финансирования указанных мер (ст. 20 Закона от 14.10.92 г. № 2694-XII «Об охране труда»). В колдоговор включается План мероприятий по охране труда и использование средств на такие цели (ст. 161, 162 КЗоТ);
  • установление дополнительных по сравнению с законодательством трудовых и социально-бытовых льгот (ст. 91 КЗоТ; ст. 7 Закона № 3356);
  • установление продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Согласно ст. 7 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР «Об отпусках» (далее – Закон № 504) такой отпуск предоставляется продолжительностью до 35 к. д. Конкретная продолжительность устанавливается колдоговором в зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и времени занятости работника в этих условиях;
  • установление продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда. Работникам некоторых категорий, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, такой отпуск предоставляется продолжительностью до 35 к. д., а работникам с ненормированным рабочим днем – продолжительностью до 7 к. д. согласно спискам должностей, работ и профессий, определенных колдоговором. Конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда устанавливается колдоговором в зависимости от времени занятости работника в этих условиях (ст. 8 Закона № 504);
  • ограничения на работу по совместительству (ст. 21 КЗоТ);
  • установление других видов отпусков (ст. 4 Закона № 504) и др.

Это, конечно, не полный перечень вопросов, которые регулируются нормами колдоговора. Каждое предприятие самостоятельно решает, какие вопросы должны быть согласованы с трудовым коллективом.

Ответственность сторон

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды ответственности:

  • за уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению колдоговора, соглашения, умышленное нарушение установленного законодательством срока начала переговоров или необеспечение работы комиссий из представителей сторон или примирительных комиссий в определенный сторонами переговоров срок – штраф от 3 до 10 НМДГ (от 51 до 170 грн.) (ст. 411 КУоАП, ст. 17 Закона № 3356);
  • за нарушение или невыполнение коллективного договора – штраф от 50 до 100 НМДГ (от 850 до 1 700 грн.) (ст. 412 КУоАП, ст. 18 Закона № 3356);
  • за непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением колдоговоров, – штраф от 1 до 5 НМДГ (от 17 до 85 грн.) (ст. 413 КУоАП, ст. 19 Закона № 3356).

Вместе с тем, как отмечается в письме Минсоцполитики от 28.09.05 г. № 09-444, в действующем законодательстве нет нормы, предусматривающей ответственность за отсутствие колдоговора. То есть эта ответственность не возникает, если переговоры по заключению колдоговора не были инициированы ни одной из сторон.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы