Порядок заключения и содержание колдоговора
Акценты статьи:
- какими основными принципами следует руководствоваться при заключении колдоговора на предприятии;
- каков порядок ведения переговоров и заключения колдоговора;
- какие нормы следует предусмотреть в колдоговоре.
Коллективный договор представляет собой локальный нормативный документ предприятия. А поэтому его положения обязательны для выполнения сторонами колдоговора. В пределах предприятия этот документ регулирует трудовые, производственные, социально-экономические отношения между работодателем и трудовым коллективом. Прежде всего его заключение направлено на соблюдение интересов работников. В нем прописывают условия, не урегулированные на уровне законодательства о труде, а также в нем могут быть предусмотрены расширенные гарантии работникам по сравнению с действующим законодательством. В то же время колдоговор заключается и в интересах собственников и уполномоченных ими органов, особенно в случаях возникновения спорных вопросов.
Какие принципы следует соблюдать при заключении
Колдоговор заключается на основе действующего законодательства, принятых сторонами обязательств и согласования интересов работников, собственников и уполномоченных ими органов. В Украине основные принципы, порядок разработки и заключения колдоговоров регламентируются КЗоТом, Хозяйственным кодексом (далее – ХК) и Законом от 01.07.93 г. № 3356-XII «О коллективных договорах и соглашениях» (далее – Закон № 3356).
В частности, п. 7 ст. 65 ХК предусмотрено, что на всех предприятиях, использующих наемный труд, между собственником или уполномоченным им органом и трудовым коллективом или уполномоченным им органом должен заключаться колдоговор, которым регулируются производственные, трудовые и социальные отношения трудового коллектива с администрацией предприятия. Статьей 11 КЗоТ также установлено, что колдоговор заключается на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, использующих наемный труд и обладающих правами юридического лица. Также он может заключаться в структурных подразделениях предприятия в рамках компетенции этих подразделений.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» (далее – Закон № 108) организация оплаты труда осуществляется на основании:
- законодательных и других нормативных актов;
- генерального соглашения на национальном уровне;
- отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений;
- колдоговоров;
- трудовых договоров.
Положения генерального, отраслевого (межотраслевого), территориального соглашений предусматривают для субъектов сферы их действия заключение колдоговоров. Ответственность за невыполнение соглашения предусмотрена ст. 18 Закона № 3356. К сфере действия сторон генеральной и отраслевых соглашений не относятся предприятия, которые не являются членами производственных объединений, а их собственники не входят в организации работодателей (подписантов соглашения).
На сегодняшний день действует Генеральное соглашение о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2016–2017 гг. Для предприятий агропромышленного комплекса – Отраслевое соглашение между Министерством аграрной политики и продовольствия, Всеукраинским объединением организаций работодателей «Федерация работодателей агропромышленного комплекса и продовольствия Украины» и Профессиональным союзом работников агропромышленного комплекса в пищевой и перерабатывающей промышленности на 2014–2016 годы (с изменениями от 16.01.17 г.).
Положения генеральной и отраслевых соглашений действуют до тех пор, пока стороны не заключат новые или не пересмотрят действующие.
Согласно ст. 9 Закона № 3356 положения генерального, отраслевого (межотраслевого), территориального соглашений действуют непосредственно и являются обязательными для всех субъектов, находящихся в сфере действия сторон, подписавших соглашение. Если представители сторон, представлявших интересы предприятия, принимали участие в подписании Генерального соглашения (или впоследствии присоединились к нему), то его нормы обязательны при заключении колдоговора. Для предприятий, которые при заключении соглашения не были представлены уполномоченными представителями со стороны работодателя и стороны профсоюза, условия и размеры оплаты труда устанавливаются с соблюдением минимальных гарантий, установленных законодательством (см. письмо Минсоцполитики от 31.07.13 г. № 8422/0/14-13/18).
Вместе с тем действующее законодательство не запрещает предприятиям разных форм собственности при заключении колдоговора применять нормы Генерального или отраслевого соглашения, к которому предприятие относится по характеру производства (см. письма Минтруда и соцполитики от 04.07.08 г. № 435/13/84-08, от 18.06.15 г. № 1002/18/93-15, от 21.11.16 г. № 415/0/15-16/18).
Следует учесть, что колдоговор считается базовым документом, который дополняет и конкретизирует общеизвестные нормы трудового права на каждом конкретном предприятии с учетом специфики рабочего процесса, количества штатных работников, уровня занятости, основного профиля деятельности организации и иных особенностей труда.
Одной из сторон колдоговора на предприятиях согласно ст. 12 КЗоТ и ст. 3 Закона № 3356 является собственник или уполномоченный им орган, второй стороной – профсоюзный или другой уполномоченный на представительство трудовым коллективом орган, а при его отсутствии – представители, избранные и уполномоченные трудовым коллективом.
Соблюдение условий колдоговора одинаково обязательно как для работников, так и для работодателя. Также положения колдоговора распространяются на всех работников предприятия (ст. 9 Закона № 3356).
Порядок ведения коллективных переговоров и заключение колдоговора
Процедура заключения колдоговора состоит из нескольких этапов:
- подготовка к коллективным переговорам;
- ведение коллективных переговоров;
- разработка проекта колдоговора;
- заключение колдоговора;
- подписание и регистрация колдоговора.
К работе с колдоговорами также относится и внесение изменений и дополнений в колдоговор в течение срока его действия и осуществления контроля за его исполнением.
Прежде всего процесс заключения колдоговора должен быть инициирован заинтересованной стороной. Согласно Закону № 3356 любая из сторон может проявить инициативу о начале коллективных переговоров по разработке и заключению коллективного договора.
На вновь созданном предприятии колдоговор заключается по инициативе одной из сторон в трехмесячный срок после регистрации предприятия (ч. 8 ст. 9 Закона № 3356).
Сторона, которая выходит с инициативой о начале переговоров по заключению колдоговора, письменно уведомляет об этом другую сторону, которая должна начать переговоры в течение 7 дней.
До начала переговоров каждая из сторон должна сформировать полномочный орган (рабочую комиссию) для ведения переговоров с равным количеством представителей.
С одной стороны – это собственник или уполномоченный орган либо лицо, определенное уставом предприятия (например, директор). С другой – представители, избранные на общем собрании наемных работников (например, совет трудового коллектива, избрание которого оформляют протоколом собрания).
Законодательством не установлен срок проведения коллективных переговоров. Стороны договариваются об этом самостоятельно (обычно этот срок – около трех месяцев).
Началом переговоров считается день первого заседания рабочей комиссии, их окончанием – день подписания колдоговора, одобренного общим собранием трудового коллектива.
После одобрения проекта колдоговора общим собранием он должен быть подписан уполномоченными представителями сторон не позднее чем через 5 дней с момента его одобрения, если иное не будет определено собранием.
Общим собранием трудового коллектива должен быть определен срок подачи колдоговора на регистрацию в местный орган государственной исполнительной власти. Вместе с колдоговором на регистрацию представляются все приложения к нему, протокол разногласий, состав рабочей комиссии.
Колдоговор вступает в силу со дня его подписания или со дня, указанного в нем. Вступление в силу договора не зависит от факта его регистрации.
Напомним, что колдоговоры подлежат уведомительной регистрации местными органами государственной исполнительной власти. Порядок регистрации коллективных договоров утвержден постановлением КМУ от 13.02.13 г. № 115.
В соответствии с п. 2 данного Порядка уведомительная регистрация проводится в целях удостоверения подлинности экземпляров и копии поданных на регистрацию колдоговоров для обеспечения возможности учета их условий при рассмотрении уполномоченными органами трудовых споров (индивидуальных и коллективных), которые могут возникнуть в результате выполнения условий таких договоров.
Контроль выполнения колдоговора осуществляется непосредственно сторонами, его составившими, или уполномоченными ими представителями в порядке, определенном договором.
Для осуществления контроля стороны обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого имеющуюся информацию.
Стороны, подписавшие колдоговор, ежегодно в сроки, предусмотренные договором, отчитываются о его выполнении. Они должны делать это не реже двух раз в год на собрании трудового коллектива.
Содержание колдоговора
При формировании текста колдоговора законом предоставлена свобода выражения воли сторон (представителей работников и работодателя). В то же время условия колдоговора не могут нарушать или ограничивать права работника или снижать уровень гарантий (компенсаций) по сравнению с теми правами и гарантиями, которые установлены законодательством о труде.
Если условия колдоговоров ухудшают по сравнению с действующим законодательством положение работников, то такие условия считаются недействительными и включать их в колдоговоры запрещается.
Это правило не имеет исключений, что позволяет контролировать и предупреждать возможные нарушения со стороны работодателя и обеспечивать главную цель заключения колдоговора – улучшение правового положения работника по сравнению с минимумом трудовых прав и гарантий, предусмотренных законом.
Содержание и структура колдоговора определяются сторонами в пределах их компетенции. Согласно ст. 13 КЗоТ в колдоговоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности:
- изменения в организации производства и труда;
- обеспечение продуктивной занятости;
- нормирование и оплата труда, установление форм, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и др.);
- установление гарантий, компенсаций, льгот;
- участие трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия, учреждения, организации (если это предусмотрено уставом);
- режим работы, продолжительность рабочего времени и отдыха;
- условия и охрана труда;
- обеспечение жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организация оздоровления и отдыха работников;
- гарантии деятельности профсоюзной или иных представительных организаций трудящихся;
- условия регулирования фондов оплаты труда и установление межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда;
- обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин.
Колдоговор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые льготы.
Существует ряд норм законодательства о труде, которые могут быть реализованы на предприятии только путем их установления в коллективном или трудовом договоре.
Наиболее широкий перечень норм, требующих установления в колдоговоре, касается оплаты труда.
Как известно, согласно ст. 97 КЗоТ оплата труда работников может осуществляться по почасовой, сдельной или другим системам оплаты труда. Оплата может производиться по результатам индивидуальных и коллективных работ.
Формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия установления и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и прочих поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в колдоговоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями.
Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок рабочим, должностных окладов служащим, а также надбавок, доплат, премий и вознаграждений устанавливаются собственником или уполномоченным им органом.
При этом надо помнить, что собственник или уполномоченный им орган либо физическое лицо не имеют права в одностороннем порядке принимать решения по вопросам оплаты труда, ухудшающие условия, установленные законодательством, соглашениями, колдоговорами.
Учитывая новые требования к оплате труда, нормами колдоговора также должно быть обеспечено установление месячной зарплаты в размере не менее минимального. Конкретные размеры минимальных ставок (окладов) зарплаты, межотраслевые и межразрядные соотношения устанавливаются в отраслевых, территориальных соглашениях и колдоговорах.
Как видим, раздел колдоговора, регулирующий оплату труда, охватывает достаточно обширный круг вопросов. Поэтому в большинстве случаев рационально оформить его в виде приложения к коллективному договору. Некоторые нормы, требующие отражения в колдоговоре в разделе «Оплата труда», приведем в таблице.
Таблица
Показатели организации оплаты труда |
Законодательная и договорная норма по организации оплаты труда |
Нормативный документ |
---|---|---|
1 |
2 |
3 |
Формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и прочих поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат |
Устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в колдоговоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями |
Ст. 97 КЗоТ |
Системы оплаты труда |
Системами оплаты труда являются тарифная и другие системы, которые формируются на оценках сложности выполняемых работ и квалификации работников |
Ст. 96 КЗоТ, ст. 6 Закона № 108 |
Колдоговором могут устанавливаться иные системы оплаты труда | ||
Форма оплаты труда |
Оплата труда работников осуществляется по почасовой, сдельной или иным формам оплаты труда; оплата может производиться по результатам индивидуальных и коллективных работ |
Ч. 1 ст. 97 КЗоТ |
Формы выплаты зарплаты |
Форма выплаты зарплаты: в денежных знаках, банковскими чеками, натурой (колдоговором, в порядке исключения, может быть предусмотрена частичная выплата зарплаты натурой (по ценам не выше себестоимости) в размере, не превышающем 30 % начисленной за месяц, в тех отраслях или по тем профессиям, где такая выплата, эквивалентная по стоимости оплате труда в денежном выражении, является обычной или желательной для работников) |
Ст. 23 Закона № 108 |
Сроки выплаты заработной платы |
Зарплата выплачивается работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные колдоговором, но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней (далее – к. д.) |
Ст. 115 КЗоТ |
Установление нормы продолжительности рабочего времени |
Нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю. Предприятия и организации при заключении колдоговора могут устанавливать меньшую норму продолжительности рабочего времени |
Ст. 50 КЗоТ |
Нормы труда |
Введение, замена и пересмотр норм труда |
Ст. 86 КЗоТ |
Срок действия норм труда |
Ст. 87 КЗоТ |
|
Условия работы, подлежащие учету при разработке норм выработки (норм времени) и норм обслуживания |
Ст. 88 КЗоТ |
|
Замена и пересмотр единых и типовых (межотраслевых, отраслевых, ведомственных) норм |
Ст. 89 КЗоТ |
|
Установление нормированных заданий при повременной оплате труда |
Ст. 92 КЗоТ |
|
Расценки |
Порядок определения расценок при сдельной оплате труда |
Ст. 90 КЗоТ |
Тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов |
Порядок формирования тарифной сетки, схемы должностных окладов (производится на основе тарифной ставки рабочего первого разряда, устанавливаемой в размере, превышающем законодательно установленный размер МЗП, и межквалификационных (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов)) |
Ст. 96 КЗоТ, ст. 6 Закона № 108 |
Порядок применения норм колдоговора, которые допускают оплату труда ниже норм, определенных генеральным, отраслевым или региональным соглашениями, но не ниже государственных норм и гарантий оплаты труда (могут применяться только временно, на период преодоления финансовых трудностей предприятия на срок, не превышающий 6 месяцев) |
Ст. 14 Закона № 108 |
|
Условия введения и размеры надбавок, доплат |
Оплата труда при совмещении профессий (должностей) и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника |
Ст. 105 КЗоТ |
Оплата работы в ночное и вечернее время |
Ст. 108 КЗоТ |
|
Условия установления и размеры гарантийных и компенсационных выплат |
Оплата труда при выполнении работ различной квалификации |
Ст. 104 КЗоТ |
Порядок оплаты времени простоя |
Ст. 113 КЗоТ |
|
Оплата работы в сверхурочное время |
Ст. 106 КЗоТ |
|
Оплата работы в праздничные и нерабочие дни |
Ст. 107 КЗоТ |
|
Оплата за работу в тяжелых и вредных и особо тяжелых и особо вредных условиях труда |
Ст. 100 КЗоТ |
|
Прочие доплаты и надбавки |
Ст. 97 КЗоТ |
|
Условия установления поощрительных и компенсационных выплат |
Порядок предоставления и выплаты премий, вознаграждений по итогам работы за год и за выслугу лет, разовых поощрений, не связанных с конкретными результатами труда, материальной помощи систематического характера, выплат социального характера в натуральной и денежной форме, предоставление путевок, прочих выплат, имеющих индивидуальный характер (оплата квартиры и наемного жилья, общежитий, товаров и др.), выплат за неотработанное время и др. |
Ст. 97 КЗоТ, |
Условия социальных выплат |
Порядок предоставления социальных пособий и выплаты за счет средств предприятия работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, при рождении ребенка, семьям с несовершеннолетними детьми и др. |
Ст. 97 КЗоТ |
Выплата выходного пособия |
При прекращении трудового договора вследствие нарушения собственником или уполномоченным им органом законодательства о труде, коллективного или трудового договора работнику выплачивается выходное пособие в размере, предусмотренном коллективным договором, но не менее суммы трехмесячного среднего заработка. |
Ст. 44 КЗоТ |
Предприятие предусматривает в колдоговоре вопросы, касающиеся порядка премирования, установления доплат и надбавок, вознаграждения по итогам работы за год и др., которые являются составляющей частью колдоговора и основанием для начисления и выплаты зарплаты, прочих поощрительных и компенсационных выплат. Эти вопросы могут освещаться в отдельных разделах колдоговора, но при необходимости отдельными приложениями к колдоговору оформляют:
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- Положение о премировании;
- Положение о выплате вознаграждений (по видам вознаграждений);
- Положение о доплатах и надбавках;
- Положение о командировках;
- Положение об отпусках и др.
Кроме оплаты труда колдоговором регулируются и другие вопросы, в частности:
- обеспечение работникам социальных гарантий в сфере охраны труда на уровне не ниже предусмотренного законодательством, их обязательства, а также комплексные меры по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня охраны труда, предупреждению случаев производственного травматизма, профессионального заболевания, аварий и пожаров, определение объемов и источников финансирования указанных мер (ст. 20 Закона от 14.10.92 г. № 2694-XII «Об охране труда»). В колдоговор включается План мероприятий по охране труда и использование средств на такие цели (ст. 161, 162 КЗоТ);
- установление дополнительных по сравнению с законодательством трудовых и социально-бытовых льгот (ст. 91 КЗоТ; ст. 7 Закона № 3356);
- установление продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Согласно ст. 7 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР «Об отпусках» (далее – Закон № 504) такой отпуск предоставляется продолжительностью до 35 к. д. Конкретная продолжительность устанавливается колдоговором в зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и времени занятости работника в этих условиях;
- установление продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда. Работникам некоторых категорий, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, такой отпуск предоставляется продолжительностью до 35 к. д., а работникам с ненормированным рабочим днем – продолжительностью до 7 к. д. согласно спискам должностей, работ и профессий, определенных колдоговором. Конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда устанавливается колдоговором в зависимости от времени занятости работника в этих условиях (ст. 8 Закона № 504);
- ограничения на работу по совместительству (ст. 21 КЗоТ);
- установление других видов отпусков (ст. 4 Закона № 504) и др.
Это, конечно, не полный перечень вопросов, которые регулируются нормами колдоговора. Каждое предприятие самостоятельно решает, какие вопросы должны быть согласованы с трудовым коллективом.
Ответственность сторон
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды ответственности:
- за уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению колдоговора, соглашения, умышленное нарушение установленного законодательством срока начала переговоров или необеспечение работы комиссий из представителей сторон или примирительных комиссий в определенный сторонами переговоров срок – штраф от 3 до 10 НМДГ (от 51 до 170 грн.) (ст. 411 КУоАП, ст. 17 Закона № 3356);
- за нарушение или невыполнение коллективного договора – штраф от 50 до 100 НМДГ (от 850 до 1 700 грн.) (ст. 412 КУоАП, ст. 18 Закона № 3356);
- за непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением колдоговоров, – штраф от 1 до 5 НМДГ (от 17 до 85 грн.) (ст. 413 КУоАП, ст. 19 Закона № 3356).
Вместе с тем, как отмечается в письме Минсоцполитики от 28.09.05 г. № 09-444, в действующем законодательстве нет нормы, предусматривающей ответственность за отсутствие колдоговора. То есть эта ответственность не возникает, если переговоры по заключению колдоговора не были инициированы ни одной из сторон.
Комментарии к материалу