Остановка производства работ или оказания услуг возможна только по решению суда
Стороны спора
Истец – орган Гоструда; ответчик – общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО).
Обстоятельства дела
В период с 5 по 11 февраля 2015 года орган Госгорпромнадзора (с 30.09.15 г. функции Госгорпромнадзора возложены на органы Гоструда) провел внеплановую проверку производственных объектов предприятия на предмет соблюдения требований законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда и промышленной безопасности. По результатам проверки составлен акт, которым зафиксировано 75 нарушений (работы повышенной опасности выполнялись при отсутствии разрешения Госгорпромнадзора; не все сотрудники прошли обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда и др.). Предприятию выдано предписание от 11.02.15 г. об устранении выявленных нарушений. Поскольку ООО не выполнило предписания, истец обратился в суд с иском о применении меры реагирования путем полной остановки производства работ на объектах ООО.
Суд первой и апелляционной инстанций удовлетворил требования органа Гоструда. Однако ООО подало кассационную жалобу с требованием отменить меры реагирования в виде остановки выполнения строительных работ и работ по эксплуатации гидротехнических сооружений.
Позиции сторон
Истец. Суды безосновательно применили указанные меры реагирования. Это ставит под угрозу существование имущества как истца, так и других лиц. Кроме того, принять решение об остановке строительных работ имеет право орган Гоструда, а не суд.
Ответчик. Решение судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными, так как ООО не выполнило предписания об устранении нарушений.
На чьей стороне суд
Суд не удовлетворил требования ООО (Постановление Верховного Суда Украины от 21.12.18 г., ЕГРСР, рег. № 78808239), оставив в силе решение судов первой и апелляционной инстанции.
Аргументы суда
1. В случае выявления нарушений по результатам плановой или внеплановой проверки должностное лицо органа госнадзора (контроля) составляет акт. В акте отражается состояние соблюдения требований законодательства субъектом хозяйствования (далее – СХ), а в случае их несоблюдения – детальное описание выявленного нарушения со ссылкой на соответствующее требование законодательства (ч. 6, 7 ст. 7 Закона от 05.04.07 г. № 877-V, далее – Закон № 877).
2. На основании акта орган Гоструда при наличии оснований для полного или частичного приостановления производства (изготовления), реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг обращается с соответствующим иском в административный суд – в порядке и сроки, установленные законом.
3. Производство (изготовление) или реализация продукции, выполнение работ, оказание услуг могут быть приостановлены исключительно по решению суда. Восстановить производство и другую деятельность СХ возможно с момента, когда орган государственного надзора (контроля), который инициировал приостановление деятельности СХ, получит от СХ уведомление об устранении им всех доказанных судом нарушений (ч. 5 ст. 4 Закона № 877).
4. Право запретить выполнение работ возникает в случае, если проверкой выявлены: факты нарушения требований законодательства по охране труда и промышленной безопасности, создающие угрозу жизни работников; отсутствие разрешения на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности и т. д. (п. 2.26 Положения, утвержденного приказом МЧС от 11.08.11 г. № 826).
5. По результатам проверки предприятия выявлены нарушения требований нормативно-правовых актов по охране труда и промышленной безопасности, создающие угрозу жизни и здоровью людей.
Предписание органа Гоструда об устранении выявленных нарушений истец не выполнил, поэтому суды правомерно применили меры реагирования путем полной остановки производства работ на объектах ООО. Ведь такое решение имеет право принимать именно суд, а не орган Гоструда.
Вывод
Остановка работ (оказания услуг) возможна исключительно по решению суда. Органы Гоструда не имеют полномочий принимать такие решения
Комментарии к материалу