Об исчислении течения сроков в налоговых правоотношениях
О вопросе об исчислении течения сроков в налоговых правоотношениях
При обжаловании остановки налоговой накладной/расчета корректировки (далее - НН/РК), у руководителей и бухгалтеров возникают различные процессуальные вопросы. В частности, среди таких вопросов есть такие, которые связаные с исчислением срока в 10 дней, которые даются комиссии ГФС Украины, рассматривающей жалобы на решение комиссии об отказе в регистрации НН (речь именно о рассмотрении жалобы, а не о рассмотрении сообщения с приложениями, что направляется после остановки НН/РК). Поэтому, рассмотрим ответы на них.
С какой даты ведется учет 10 дней - срок рассмотрения жалобы?
В п.15 Порядка рассмотрения жалоб на решения комиссий, принимающих решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказ в такой регистрации (утвержденного постановлением КМУ от 21.02.2018 года № 117, далее - Порядок) установлено, что: по результатам рассмотрения жалобы комиссия ГФС по вопросам рассмотрения жалоб принимает решение по жалобе, и направляет его налогоплательщику в срок, определенный п .56.23 ст.56 Налогового кодекса Украины (далее - НКУ), в электронной форме средствами электронной связи, определенными ГФС, с учетом требований Законов Украины «Об электронной цифровой подписи», «Об электронных документах и электронном документообороте» и Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного в установленном порядке.
В свою очередь, в п.п.56.23.3 п.56.23 ст.56 НКУ предусмотрено, что жалоба на решение об отказе в регистрации НН/РК в Едином реестре налоговых накладных рассматривается в течение 10 календарных дней со дня получения такой жалобы центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику. Срок рассмотрения жалобы не может быть продлен.
Таким образом, именно с момента получения ГФС Украины (далее - ГФСУ) жалобы, и будет вестись учет установленного законодательством срока для рассмотрения Вашего жалобы.
Например, Вы прислали жалобу средствами электронной связи в адрес ДФС Украины (далее - ГФСУ) 10.09.2018 года, а квитанция о том, что контролирующий орган получил ее - пришла 11.09.2018 года, отсчет будет вестись от 11.09.2018 года - с дня получения жалобы.
При этом, НКУ не содержит конкретных и четких правил, которые устанавливают порядок исчисления сроков, в частности относительно того, когда начинается течение срока.
Учитывая судебную практику в подобных спорах о начале течения срока (например, Постановление ВС от 27.03.2018 года по делу №821/573/16 (№К / 9901/27095/18). В ней, правда исследовался вопрос не связано с НКУ, но связано с вычислением сроков когда нет четких указаний в законе), можно сделать вывод, что первым днем учета срока в приведенном пример будет - 12.09.2018 года , а последний день - 21.09.2018 года.
Эта позиция обосновывается следующим.
В соответствии с предписаниями ст.1 Европейской Конвенции об исчислении сроков (ETS № 76) от 16 мая 1972 (далее Конвенция № 76) предусмотрено, что она применяется к исчислению сроков в гражданских, коммерческих и административных делах, включая процедуру в отношении таких дел, если такие сроки установлены, в частности, законом или судебным или административным органом.
В ст.2 Конвенции № 76 установлено, что для целей настоящей Конвенции, термин «dies a quo» означает день, с которого начинается отсчет срока, а термин «dies ad quem» означает день, в который этот срок истекает. То есть, Конвенция № 76 предусматривает возможности учета срока от конкретной даты и к определенной дате.
Согласно положений ст.3 Конвенции № 76, сроки, исчисленные в днях, неделях, месяцах и годах, начинаются в полночь dies a quo и всплывают в полночь dies ad quem. Вместе с тем, эта норма позволяет правилу согласно которому, если определенное действие, которое должно быть осуществлено до истечения установленного срока, выполнялось в день dies ad quem только до окончания нормального рабочего времени. Поэтому, в случае обжалования Вами решения комиссии об отказе в регистрации НН/РК в последний день, убедитесь, что прислали электронную жалобу до окончания рабочего времени. То же правило применимо к ГФСУ, однако в силу того, что данный вопрос не урегулирован в НКУ, контролирующий орган всегда может утверждать, что направил ответ об отказе в удовлетворении жалобы вовремя (см. ниже).
Но вернемся к тому, с какой конкретной даты начинает исчисляться срок. Поскольку в НКУ этого четко не указано, используем нормы Кодекса административного судопроизводства Украины (все-таки спор у нас с ГФСУ находится в административной плоскости, далее - КАСУ) и Гражданского кодекса Украины (на него ссылался ВС, как на аналогию закона, далее - ГКУ).
В ч.1 ст.120 КАСУ предусмотрено, что течение процессуального срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало.
Подобная норма предусмотрена и в ст.253 ГКУ - течение срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало.
Следовательно, есть все основания считать, что течение срока в данном случае начинается на следующий день после получения ГФСУ Вашей жалобы. Поэтому, если жалобу Вы прислали 14 сентября в пятницу, а квитанция о ее получении поступила лишь 17.09.2018 года - в понедельник, учет срока на рассмотрение жалобы ведем со вторника.
Попытаться оспорить эту позицию можно. но:
- основания для обжалования слишком вычурными (сравнение различных подпунктов в ст.56 НКУ);
- это лишние судебные расходы, которые фактически не способствуют и достижения цели - регистрации остановленной НН/РК.
Если последний день рассмотрения нашей жалобы является выходным/праздничным, может ли Комиссия ГФСУ принять свое решение на 11-12 день?
Может. Хотя кто-то будет ссылаться на то, что в п.п.56.23.3 п.56.23 ст.56 НКУ предусмотрено, что срок рассмотрения жалобы может быть продлен, в данном случае речь идет именно об исчислении сроков.
Как уже было сказано выше, в НКУ четкого и конкретного ответа по срокам нет. Поэтому нужно руководствоваться Конвенцией № 76.
Так, в ст.5 Конвенции № 76 четко указано, что в случаях, когда день, в котором срок исполнения определенного действия (в нашем случае рассмотрения жалобы) истекает (приходится на субботу, воскресенье, официальный праздник или день, который считается официальным праздником), установленный срок продлевается на первый рабочий день, следующий после него.
Итак, если в пятницу 9-й день, а решение Комиссии ГФСУ все еще нет, ждите его в понедельник.
Что делать, когда Комиссия ГФСУ пропустила срок и прислала решение об отказе на 14-й день?
В первую очередь следует проверить, что были учтены все нюансы учета сроков, изложенные выше (Вы начали учет с правильной даты, учли выходные и праздничные дни и т.п.).
В п.п.56.23.4 п.56.23 ст.56 НКУ предусмотрено - если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика на решение об отказе в регистрации НН/РК в Едином реестре налоговых накладных не направляется налогоплательщику в течение 10-дневного срока, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока.
На практике, к сожалению такие обстоятельства не означают, что НН/РК зарегистрируют в ЕРНН сразу. Более того, на Ваши запросы, жалобы, скорее всего, ГФСУ будет отправлять ответы, что рассмотрено и ответ о рассмотрении такой жалобы направлено жалобщику (Вам) вовремя.
При таких обстоятельствах, целесообразно обжаловать остановки НН/РК в судебном порядке, и дополнительно указать, что решение о рассмотрении жалобы не было направлено Вам вовремя, поэтому фактически ГФСУ признало неправомерность остановки Вашего НН/РК.
Конечно, можно обжаловать бездействие ГФСУ по нерегистрации НН/РК которую, в силу действия п.п.56.23.4 п.56.23 ст.56 НКУ контролирующий орган должен был бы зарегистрировать.
Вместе с тем, представляется стратегически правильным решение, об обжаловании остановки НН/РК со ссылкой (в виде дополнительного доказательства, а не дополнительного требования - это же дополнительные 1762,00 грн. Судебного сбора!) На то, что ГФСУ фактически признало неправомерность остановки ПН/РК.
Можно ли использовать приведенные выше обоснования учета сроков в других спорах с органами ГФС?
Можно. Но нужно всегда помнить об определенных нюансах.
Так, если в НКУ указан определенный срок с оговоркой «к определенной дате» (например, в п.п.267.8.1. Ст.267 НКУ предусмотрено, что уплата транспортного налога юридическими лицами осуществляется авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом), то нужно оплатить такой налог/подать налоговую декларацию до этой даты, даже за 2 дня окончания срока, в пятницу. Конечно, возможности обжаловать штраф даже в этом случае есть, но вероятность выиграть дело в суде приближается к нулю.
Вместе с тем, плательщики уже используют нормы Конвенции № 76 по выходных дней в свою пользу (смотреть здесь ).
Также следует помнить о порядке обжалования решений органа ГФС, которое изложено в ст.56 НКУ.
В частности, в п.56.3 ст.56 НКУ определено, что жалоба подается в вышестоящий контролирующий орган в письменной форме в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется.
Если Вы получили такое решение 10.09.2018 года, то течение срока ведите от 11.09.2018 года. Конечно, можно утверждать со ссылкой на вышеуказанное, что ход начинается с 12.09.2018 года, но существует очень большая вероятность, что именно в этом случае вашу позицию не поддержит даже суд. Вместо этого орган ГФС начнет учитывать за вами налоговый долг, что приведет к другим неприятностям.
Итак, вычислять сроки нужно осторожно, учитывая все обстоятельства дела. При этом, не стоит медлить с подачей жалоб, исков, заодно, учитывать, что даже если ГФСУ не представила Вам ответ вовремя, это не является автоматическим решением всех ваших проблем.
Комментарии к материалу