Новый порядок проведения проверок инспекторами труда
11.07.2017 4537 0 1
Для кого эта статья: для всех работодателей, использующих наемный труд.
Из статьи вы узнаете: какие отличия имеет новый порядок проведения проверок Гоструда и как теперь будут проводить проверки инспектора.
С 16.05.17 г. вступило в силу постановление КМУ от 26.04.17 г. № 295 (далее – Постановление № 295), которым утверждены:
- Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее – Порядок № 295);
- Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде.
То есть с указанной даты государственный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют по новому порядку.
Как отметили в Минсоцполитики, Постановление № 295 принято с целью обеспечения выполнения положений ст. 259 КЗоТ, Конвенции МОП № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», а также обеспечения реализации делегированных органам местного самоуправления полномочий в сфере труда.
В Кабмине считают, что принятое постановление определяет эффективный механизм выявления неоформленных работников, который является очередным шагом в борьбе за легализацию доходов граждан и недобросовестных предпринимателей.
Порядком № 295, в частности, введены новые подходы в отношениях государства и бизнеса, согласно которым главным приоритетам инспекторов определена профилактическая работа и консультирование работодателей.
Предусмотрено, що работодатели могут инициировать проведение государственными инспекторами регулярных информационно-разъяснительных кампаний относительно наиболее эффективных пособов соблюдения норм законодательства о труде, защите и восстановлении трудовых прав работников.
Вводится также возможность проведения по желанию работодателя аудита трудового законодательства, а меры воздействия предлагается применить только в случае, если работодатель отказывается устранять нарушения законодательства о труде.
Как осуществляют контроль
Порядок № 295 определяет процедуру осуществления госконтроля за соблюдением законодательства о труде юрлицами (включая их структурные и обособленные подразделения, которые не являются юридическими лицами) и физическими лицами, использующими наемный труд.
К работодателю с инспекционным посещением может прийти инспектор по труду:
- Гоструда и ее территориальных органов;
- исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских (поселковых, городских) советов объединенных территориальных громад (по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений).
Основанием для инспекционного посещения может быть, в частности, как обращение физического лица или работника, относительно которых нарушено законодательство о труде, так и информация от государственных органов: Госстата, ГФС, ПФУ.
Основания для проведения инспекционного посещения
Перечень оснований для проведения инспекционного посещения приведен в п. 5 Порядка № 295. Инспекционные посещения проводятся:
1) по обращению работника о нарушении относительно него законодательства о труде;
2) по обращению физического лица, относительно которого нарушены правила оформления трудовых отношений;
3) по решению руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, принятым по результатам анализа информации, полученной из средств массовой информации, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством, и источников, указанных в пп. 1, 2, 4–7 указанного пункта;
4) по решению суда, сообщению правоохранительных органов о нарушении законодательства о труде;
5) по сообщению должностных лиц органов государственного надзора (контроля), о выявленных в ходе выполнения ими контрольных полномочий признаках нарушения законодательства о труде;
6) по информации:
- Госстата и ее территориальных органов о наличии задолженности по выплате заработной платы;
- ГФС и ее территориальных органов.
7) по информации профсоюзных органов.
Также может использоваться информация ГФС и Пенсионного фонда.
Информация ГФС, согласно которой будет осуществляться контроль:
- несоответствия количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, предоставленных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;
- факты нарушения законодательства о труде, выявленные в ходе осуществления контрольных полномочий;
- факты осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом;
- о работодателях, которые имеют задолженность по уплате ЕСВ в размере, превышающем минимальный страховой взнос за каждого работника.
Пенсионный фонд и его территориальные органы будут предоставлять информацию о работодателях:
- которые начисляют заработную плату в размере меньше минимальной;
- у которых относительно работников нет уведомления о приеме на работу;
- у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 % и более;
- у которых не было начисления заработной платы работникам в отчетном месяце (отпуск без сохранения заработной платы без соблюдения требований КЗоТа и Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР «Об отпусках»);
- у которых в течение года не проводилась индексация зарплаты или сумма повышения заработной платы меньше, чем сумма начисленной индексации;
- у которых 30 % и более работников работают на условиях гражданско-правовых договоров;
- с численностью 20 и больше работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 % и больше работников.
- а также о работниках, выполняющих работы (предоставляющих услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя больше года.
Во время подготовки к проведению инспекционного посещения или невыездного инспектирования инспектор труда, если только он не будет считать, что это нанесет ущерб инспекционному посещению или невыездному инспектированию, может получить информацию и/или документы, касающиеся предмета инспекционного посещения или невыездного инспектирования, от объекта посещения, государственных органов, а также путем проведения анализа имеющейся (общедоступной) информации о состоянии соблюдения законодательства о труде.
Документы, полученные во время подготовки к проведению инспекционного посещения или невыездного инспектирования, которые содержат информацию о нарушении объектом посещения требований законодательства о труде, приобщаются к материалам инспекционного посещения или невыездного инспектирования.
В случае необходимости для участия в инспекционных посещениях могут привлекаться (с согласия руководителя объекта посещения или другого уполномоченного им должностного лица) представители профсоюзов, их организаций и объединений профсоюзов, члены которых работают у объекта посещения, организаций работодателей и их объединений.
Порядок проведения инспекционного посещения
О проведении инспекционного посещения инспектор труда уведомляет объект посещения или уполномоченное им должностное лицо.
О проведении инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений инспектор труда уведомляет объект посещения или уполномоченное им должностное лицо, если только он не будет считать, что такое уведомление может нанести ущерб инспекционному посещению.
Во время проведения инспекционного посещения инспектор труда должен предъявить объекту посещения или уполномоченному им должностному лицу свое служебное удостоверение.
Форма служебного удостоверения инспектора труда утверждена приказом Минсоцполитики от 24.05.17 г. № 866.
Новый порядок не требует наличия у инспектора труда направления на инспекционное посещение, как это было раньше в случае проведения внеплановой проверки.
Инспекторы труда при наличии служебного удостоверения беспрепятственно, без предварительного уведомления имеют право:
1) во время проведения инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений при наличии оснований, определенных п. 5 Порядка № 295, самостоятельно и в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд;
2) ознакомляться с какими-либо книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, которые содержат информацию/сведения по вопросам, являющимся предметом инспекционного посещения, невыездного инспектирования, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещения их копии или извлечения;
3) наедине или в присутствии свидетелей задавать руководителю и/или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и/или письменные объяснения;
4) при наличии признаков уголовного правонарушения и/или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов;
5) на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками о предмете инспекционного посещения;
6) фиксировать проведение инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото и видеотехники;
7) получать от государственных органов информацию, необходимую для проведения инспекционного посещения, невыездного инспектирования.
Требование инспектора труда о предоставлении объектом посещения для ознакомления документов и/или их копий либо извлечений из документов, объяснений, доступа к помещениям, организации рабочего места, внесенное в пределах полномочий, является обязательным для выполнения.
По решению руководителя органа контроля или его заместителя, согласованному с объектом посещения, инспекторы труда при наличии оснований, определенных пп. 1, 4–7 п. 5 Порядка № 295, могут проводить невыездные инспектирования в помещении соответствующего органа контроля на основании документов и объяснений, предоставленных объектом посещения.
Оформление результатов инспектирования
По результатам инспекционного посещения или невыездного инспектирования составляется акт и в случае выявления нарушений законодательства о труде – предписание об их устранении.
Акт составляется в последний день инспекционного посещения или невыездного инспектирования в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда, который его проводил, и руководителем объекта посещения или его уполномоченным представителем.
Один экземпляр акта остается у объекта посещения.
Если объект посещения не соглашается с изложенной в акте информацией, акт подписывается с замечаниями, которые являются его неотъемлемой частью.
Замечания могут быть представлены объектом посещения не позже трех рабочих дней с даты подписания акта. Письменный мотивированный ответ на замечания предоставляется инспектором труда не позже чем через три рабочих дня с даты их поступления.
Предписание является обязательным для выполнения в определенные сроки письменным требованием инспектора труда об устранении объектом посещения нарушений законодательства о труде, выявленных во время инспекционного посещения или невыездного инспектирования.
Предписание вносится объекту посещения не позже чем в течение следующего рабочего дня после подписания акта (отказа от подписания), а в случае наличия замечаний – на следующий день после их рассмотрения.
В предписании указывается срок для устранения выявленных нарушений. В случае установления срока выполнения предписания более чем три месяца в предписании определяется график и запланированные меры устранения выявленных нарушений с соответствующим информированием инспектора труда согласно определенной в предписании периодичности.
Предписание составляется в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда, проводившим инспекционное посещение или невыездное инспектирование, и руководителем объекта посещения или его уполномоченным представителем.
Один экземпляр предписания остается у объекта посещения.
Состояние выполнения предписания проверяется после окончания указанного в нем срока устранения недостатков, если объект посещения не предоставил ответ или предоставил его в объеме, недостаточном для подтверждения факта устранения выявленных нарушений.
В случае отказа руководителя или уполномоченного представителя объекта посещения от подписания или при невозможности личного вручения акта и предписания акт и предписание составляются в трех экземплярах.
Два экземпляра акта и предписания не позже чем в течение следующего рабочего дня направляются объекту посещения заказным письмом с описью документов в нем и с уведомлением о вручении. На экземпляре акта и предписания, которые остаются у инспектора труда, указываются реквизиты почтового уведомления, которое приобщается к материалам инспекционного посещения и невыездного инспектирования.
Объект посещения обязан вернуть инспектору труда подписанный экземпляр акта и предписания не позже чем через три рабочих дня с даты его получения.
В случае непоступления в установленный срок подписанного экземпляра акта и предписания составляется акт об отказе от подписи в двух экземплярах, один из которых направляется объекту посещения заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае наличия нарушений требований законодательства о труде, зафиксированных актом инспекционного посещения или актом невыездного инспектирования, после рассмотрения замечаний объекта посещения (в случае их поступления) инспектор труда проводит анализ материалов инспекционного посещения или невыездного инспектирования, по результатам которого вносит предписание и/или принимает меры по привлечению виновного в допущении нарушений должностного лица к установленной законом ответственности.
В случае выполнения предписания в установленный в нем срок меры по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности не применяются.
Меры по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за использование труда неоформленных работников, несвоевременную и не в полном объеме выплату заработной платы, несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда применяются одновременно с внесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения или невыездного инспектирования.
Предписание или требование инспектора труда могут быть обжалованы в 10-дневный срок с даты их получения руководителю или заместителю руководителя соответствующего территориального органа Гоструда.
В случае несогласия с решением руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда такое решение может быть обжаловано руководителю или заместителю руководителя Гоструда.
Подача в установленный срок жалобы временно прекращает выполнение предписания или требования.
Жалоба рассматривается в 30-дневный срок с даты ее поступления, если иное не установлено законом.
По результатам рассмотрения жалоб требования, предписания могут быть отменены полностью или в отдельной части.
Выводы
Новый Порядок предусматривает меры, целью которых является профилактическая работа и консультирование работодателей инспекторами труда. Вместе с тем расширены полномочия и права инспекторов по труду и основания для осуществления инспекционного посещения.
Комментарии к материалу