• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Мошенничество в компании: что нужно знать бизнесу

09.04.2019 108 0 0

Уважаемые читатели! Мы начинаем серию публикаций на тему корпоративного мошенничества в компании. Такого рода мошенничество наносит существенный вред бюджету и имиджу компании, вплоть до банкротства. И сколько сил впоследствии приходится тратить, чтобы вернуть былое состояние, отношения с контрагентами и т. д. Именно поэтому стоит изучить проблему и использовать возможные методы предотвращения корпоративного мошенничества.


Акценты этой статьи:

  • понятие корпоративного мошенничества;
  • портрет среднестатистического мошенника в компании;
  • советы по защите бизнеса от мошенничества.

Часть первая

Корпоративное мошенничество – одна из актуальных проблем современности. По статистике, 5 % прибыли мировые компании теряют ежегодно из-за недобросовестных действий своих сотрудников. В Украине этот показатель еще больше – в разных случаях он достигает 10–15 %. Речь идет только о тех потерях, которые обнародованы компаниями. А сколько из них не предается огласке? Сказать трудно, но цифры вряд ли маленькие.

Исходя из такой актуальности темы, мы подготовили консультацию в формате «вопрос–ответ», в которой расскажем о ключевых аспектах корпоративного мошенничества и борьбы с ним.

Что такое корпоративное мошенничество?

Это понятие имеет два толкования: узкое и широкое. В узком понимании корпоративное мошенничество – это любые действия персонала, которые тем или иным способом (чаще всего – путем воровства) наносят как финансовый, так и нефинансовый урон компании. В широком понимании это действия любых третьих лиц, не только персонала, наносящие урон хозяйственной деятельности компании.

Вопрос мошенничества особенно остро стоит в странах с переходными экономиками, к которым в том числе относится и Украина.

Почему корпоративное мошенничество вообще возможно? Казалось бы, XXI век…

Тут ответить можно по-разному. Наиболее короткий вариант ответа, на наш взгляд, таков: мошенниками становятся, потому что могут украсть из бюджета сотню-другую миллионов и не попасться начальнику. С этой точки зрения мошенничество в целом и корпоративное в частности можно охарактеризовать как часть человеческой природы. Пока существует человек, будет существовать и мошенничество.

Но есть и другие факторы, провоцирующие или, точнее, усиливающие тенденции к разворовыванию корпоративных средств. К ним относятся, например, высокий уровень коррупции и несовершенство судебной системы. Украине присуще и то, и другое, поэтому и уровень корпоративного мошенничества у нас высокий.

Кто в компаниях ворует чаще всего?

Чаще всего в корпоративном мошенничестве уличают миноритарных партнеров, партнеров по бизнесу, а также представителей топ-менеджмента компаний.

Согласно исследованию ACFE, проведенному в 2018 году, портрет среднестатистического мошенника выглядит так:

  • мужчина в возрасте 34–48 лет, занимает одну из ключевых должностей в структуре компании.

Это зачастую хороший и исполнительный сотрудник, с высшим образованием и нередко – со степенью МВА. При этом он достаточно долго работает в компании (не менее 5 лет), благодаря чему хорошо ориентируется в корпоративной структуре и знает все уязвимости компании. Что показательно, мошенником может стать как человек, имеющий большую семью (а значит, и большие потребности), так и человек, вовсе не имеющий детей и широкого круга родственников.

Каковы последствия мошенничества?

Можно выделить два вида последствий. Очевидные последствия – это, конечно, потеря финансовых средств и других активов (недвижимости, долей в других бизнесах и т. д.).

К неочевидным последствиям относят репутационные риски, что может выражаться в потере доверия клиентов, партнеров по бизнесу, что, в свою очередь, ведет к срыву контрактов и потере части прибыли.

Как защитить бизнес от корпоративного мошенничества?

К сожалению, полностью – никак. Всегда есть вероятность того, что кто-то найдет уязвимость в вашей компании и воспользуется ею в своих целях. Но риски мошенничества можно минимизировать. Для этого нужно:

  • внедрять и развивать систему внутренних контролей, которая будет четко отслеживать действия сотрудников и перемещения финансовых средств;
  • автоматизировать процессы внутри компании, включая финансовые (в первую очередь исключить наличные платежи). Чем меньше людей имеют доступ к активам, тем лучше;
  • проводить процедуру форензик (разработка комплекса мер системы контроля) хотя бы раз в год;
  • помнить о мотивационной политике и должном уровне зарплаты для сотрудников (низкие зарплаты – также одна из возможных причин мошенничества).

Какие ключевые риски провоцируют мошенничество в 2019 году?

К ним можно отнести:

  • отсутствие систем внутренних контролей;
  • самоустранение собственника от прямого управления компанией;
  • отсутствие метрик (критериев) измерения эффективности бизнеса;
  • личное нежелание собственника внедрять меры противодействия мошенничеству;
  • акцент на наличку при проведении финансовых транзакций.

Выводы

Мошенничество – постоянная угроза для любого бизнеса. Она не поддается прогнозированию и неискоренима полностью. К счастью, есть инструменты, позволяющие свести к минимуму подобные риски. Речь идет о процедуре форензик и развитии системы внутренних контролей. Но помните: их эффективность напрямую зависит от желания и заинтересованности собственника в борьбе с мошенничеством.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2268 грн. / год

Купить

Лучшие материалы