Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Мошенничество в компании: что нужно знать бизнесу

09.04.2019

Уважаемые читатели! Мы начинаем серию публикаций на тему корпоративного мошенничества в компании. Такого рода мошенничество наносит существенный вред бюджету и имиджу компании, вплоть до банкротства. И сколько сил впоследствии приходится тратить, чтобы вернуть былое состояние, отношения с контрагентами и т. д. Именно поэтому стоит изучить проблему и использовать возможные методы предотвращения корпоративного мошенничества.


Акценты этой статьи:

  • понятие корпоративного мошенничества;
  • портрет среднестатистического мошенника в компании;
  • советы по защите бизнеса от мошенничества.

Часть первая

Корпоративное мошенничество – одна из актуальных проблем современности. По статистике, 5 % прибыли мировые компании теряют ежегодно из-за недобросовестных действий своих сотрудников. В Украине этот показатель еще больше – в разных случаях он достигает 10–15 %. Речь идет только о тех потерях, которые обнародованы компаниями. А сколько из них не предается огласке? Сказать трудно, но цифры вряд ли маленькие.

Исходя из такой актуальности темы, мы подготовили консультацию в формате «вопрос–ответ», в которой расскажем о ключевых аспектах корпоративного мошенничества и борьбы с ним.

Что такое корпоративное мошенничество?

Это понятие имеет два толкования: узкое и широкое. В узком понимании корпоративное мошенничество – это любые действия персонала, которые тем или иным способом (чаще всего – путем воровства) наносят как финансовый, так и нефинансовый урон компании. В широком понимании это действия любых третьих лиц, не только персонала, наносящие урон хозяйственной деятельности компании.

Вопрос мошенничества особенно остро стоит в странах с переходными экономиками, к которым в том числе относится и Украина.

Почему корпоративное мошенничество вообще возможно? Казалось бы, XXI век…

Тут ответить можно по-разному. Наиболее короткий вариант ответа, на наш взгляд, таков: мошенниками становятся, потому что могут украсть из бюджета сотню-другую миллионов и не попасться начальнику. С этой точки зрения мошенничество в целом и корпоративное в частности можно охарактеризовать как часть человеческой природы. Пока существует человек, будет существовать и мошенничество.

Но есть и другие факторы, провоцирующие или, точнее, усиливающие тенденции к разворовыванию корпоративных средств. К ним относятся, например, высокий уровень коррупции и несовершенство судебной системы. Украине присуще и то, и другое, поэтому и уровень корпоративного мошенничества у нас высокий.

Кто в компаниях ворует чаще всего?

Чаще всего в корпоративном мошенничестве уличают миноритарных партнеров, партнеров по бизнесу, а также представителей топ-менеджмента компаний.

Согласно исследованию ACFE, проведенному в 2018 году, портрет среднестатистического мошенника выглядит так:

  • мужчина в возрасте 34–48 лет, занимает одну из ключевых должностей в структуре компании.

Это зачастую хороший и исполнительный сотрудник, с высшим образованием и нередко – со степенью МВА. При этом он достаточно долго работает в компании (не менее 5 лет), благодаря чему хорошо ориентируется в корпоративной структуре и знает все уязвимости компании. Что показательно, мошенником может стать как человек, имеющий большую семью (а значит, и большие потребности), так и человек, вовсе не имеющий детей и широкого круга родственников.

Каковы последствия мошенничества?

Можно выделить два вида последствий. Очевидные последствия – это, конечно, потеря финансовых средств и других активов (недвижимости, долей в других бизнесах и т. д.).

К неочевидным последствиям относят репутационные риски, что может выражаться в потере доверия клиентов, партнеров по бизнесу, что, в свою очередь, ведет к срыву контрактов и потере части прибыли.

Как защитить бизнес от корпоративного мошенничества?

К сожалению, полностью – никак. Всегда есть вероятность того, что кто-то найдет уязвимость в вашей компании и воспользуется ею в своих целях. Но риски мошенничества можно минимизировать. Для этого нужно:

  • внедрять и развивать систему внутренних контролей, которая будет четко отслеживать действия сотрудников и перемещения финансовых средств;
  • автоматизировать процессы внутри компании, включая финансовые (в первую очередь исключить наличные платежи). Чем меньше людей имеют доступ к активам, тем лучше;
  • проводить процедуру форензик (разработка комплекса мер системы контроля) хотя бы раз в год;
  • помнить о мотивационной политике и должном уровне зарплаты для сотрудников (низкие зарплаты – также одна из возможных причин мошенничества).

Какие ключевые риски провоцируют мошенничество в 2019 году?

К ним можно отнести:

  • отсутствие систем внутренних контролей;
  • самоустранение собственника от прямого управления компанией;
  • отсутствие метрик (критериев) измерения эффективности бизнеса;
  • личное нежелание собственника внедрять меры противодействия мошенничеству;
  • акцент на наличку при проведении финансовых транзакций.

Выводы

Мошенничество – постоянная угроза для любого бизнеса. Она не поддается прогнозированию и неискоренима полностью. К счастью, есть инструменты, позволяющие свести к минимуму подобные риски. Речь идет о процедуре форензик и развитии системы внутренних контролей. Но помните: их эффективность напрямую зависит от желания и заинтересованности собственника в борьбе с мошенничеством.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
29.05.2025
Агентские договоры: что будет после отмены Хозяйственного кодекса?
В статье рассмотрено, можно ли будет после 28.08.2025 (даты утраты силы Хозяйственным кодексом) заключать агентские договоры, которые в настоящее время регламентируются нормами этого кодекса. С 28.08.2025 утратит силу Хозяйственный кодекс (далее – ХК), которым регулируются отношения в рамках а...
26.05.2025
Договор хранения: ситуации из практики
В статье юриста рассмотрены несколько сложных практических ситуаций, касающихся условий договора хранения, а также предоставлены советы по выходу из таких ситуаций. В консультации рассмотрим разные ситуации, связанные с применением договоров хранения в хозяйственной практике. Ответим на вопросы хозя...
19.05.2025
Банковская тайна: имеют ли доступ налоговики?
В статье рассмотрена сущность банковской тайны, проанализированы тенденции и законодательные инициативы по расширению доступа к ней и опровергнуты некоторые мифы, касающиеся ее раскрытия на запросы ГНС. Уже не секрет, что ГНС на постоянной основе идентифицирует граждан и налогоплательщиков, которые ...
Лучшие материалы