Мошенничество в компании: что нужно знать бизнесу
Уважаемые читатели! Мы начинаем серию публикаций на тему корпоративного мошенничества в компании. Такого рода мошенничество наносит существенный вред бюджету и имиджу компании, вплоть до банкротства. И сколько сил впоследствии приходится тратить, чтобы вернуть былое состояние, отношения с контрагентами и т. д. Именно поэтому стоит изучить проблему и использовать возможные методы предотвращения корпоративного мошенничества.
Акценты этой статьи:
- понятие корпоративного мошенничества;
- портрет среднестатистического мошенника в компании;
- советы по защите бизнеса от мошенничества.
Часть первая
Корпоративное мошенничество – одна из актуальных проблем современности. По статистике, 5 % прибыли мировые компании теряют ежегодно из-за недобросовестных действий своих сотрудников. В Украине этот показатель еще больше – в разных случаях он достигает 10–15 %. Речь идет только о тех потерях, которые обнародованы компаниями. А сколько из них не предается огласке? Сказать трудно, но цифры вряд ли маленькие.
Исходя из такой актуальности темы, мы подготовили консультацию в формате «вопрос–ответ», в которой расскажем о ключевых аспектах корпоративного мошенничества и борьбы с ним.
Что такое корпоративное мошенничество?
Это понятие имеет два толкования: узкое и широкое. В узком понимании корпоративное мошенничество – это любые действия персонала, которые тем или иным способом (чаще всего – путем воровства) наносят как финансовый, так и нефинансовый урон компании. В широком понимании это действия любых третьих лиц, не только персонала, наносящие урон хозяйственной деятельности компании.
Вопрос мошенничества особенно остро стоит в странах с переходными экономиками, к которым в том числе относится и Украина.
Почему корпоративное мошенничество вообще возможно? Казалось бы, XXI век…
Тут ответить можно по-разному. Наиболее короткий вариант ответа, на наш взгляд, таков: мошенниками становятся, потому что могут украсть из бюджета сотню-другую миллионов и не попасться начальнику. С этой точки зрения мошенничество в целом и корпоративное в частности можно охарактеризовать как часть человеческой природы. Пока существует человек, будет существовать и мошенничество.
Но есть и другие факторы, провоцирующие или, точнее, усиливающие тенденции к разворовыванию корпоративных средств. К ним относятся, например, высокий уровень коррупции и несовершенство судебной системы. Украине присуще и то, и другое, поэтому и уровень корпоративного мошенничества у нас высокий.
Кто в компаниях ворует чаще всего?
Чаще всего в корпоративном мошенничестве уличают миноритарных партнеров, партнеров по бизнесу, а также представителей топ-менеджмента компаний.
Согласно исследованию ACFE, проведенному в 2018 году, портрет среднестатистического мошенника выглядит так:
- мужчина в возрасте 34–48 лет, занимает одну из ключевых должностей в структуре компании.
Это зачастую хороший и исполнительный сотрудник, с высшим образованием и нередко – со степенью МВА. При этом он достаточно долго работает в компании (не менее 5 лет), благодаря чему хорошо ориентируется в корпоративной структуре и знает все уязвимости компании. Что показательно, мошенником может стать как человек, имеющий большую семью (а значит, и большие потребности), так и человек, вовсе не имеющий детей и широкого круга родственников.
Каковы последствия мошенничества?
Можно выделить два вида последствий. Очевидные последствия – это, конечно, потеря финансовых средств и других активов (недвижимости, долей в других бизнесах и т. д.).
К неочевидным последствиям относят репутационные риски, что может выражаться в потере доверия клиентов, партнеров по бизнесу, что, в свою очередь, ведет к срыву контрактов и потере части прибыли.
Как защитить бизнес от корпоративного мошенничества?
К сожалению, полностью – никак. Всегда есть вероятность того, что кто-то найдет уязвимость в вашей компании и воспользуется ею в своих целях. Но риски мошенничества можно минимизировать. Для этого нужно:
- внедрять и развивать систему внутренних контролей, которая будет четко отслеживать действия сотрудников и перемещения финансовых средств;
- автоматизировать процессы внутри компании, включая финансовые (в первую очередь исключить наличные платежи). Чем меньше людей имеют доступ к активам, тем лучше;
- проводить процедуру форензик (разработка комплекса мер системы контроля) хотя бы раз в год;
- помнить о мотивационной политике и должном уровне зарплаты для сотрудников (низкие зарплаты – также одна из возможных причин мошенничества).
Какие ключевые риски провоцируют мошенничество в 2019 году?
К ним можно отнести:
- отсутствие систем внутренних контролей;
- самоустранение собственника от прямого управления компанией;
- отсутствие метрик (критериев) измерения эффективности бизнеса;
- личное нежелание собственника внедрять меры противодействия мошенничеству;
- акцент на наличку при проведении финансовых транзакций.
Выводы
Мошенничество – постоянная угроза для любого бизнеса. Она не поддается прогнозированию и неискоренима полностью. К счастью, есть инструменты, позволяющие свести к минимуму подобные риски. Речь идет о процедуре форензик и развитии системы внутренних контролей. Но помните: их эффективность напрямую зависит от желания и заинтересованности собственника в борьбе с мошенничеством.
Комментарии к материалу