Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Когда штрафы за неведение учета товарных запасов подлежат отмене


Стороны спора

Истец – ООО, ответчик – орган ГНС.

Обстоятельства дела

Орган ГНС планировал провести фактическую проверку магазина, принадлежащего ООО. Перед началом проверки налоговики предъявили направления на проверку, которые были оформлены с нарушениями (не указаны наименование и реквизиты объекта проверки, основания для проведения проверки). ООО не допустило их к проверке, но, несмотря на это, представители органов ГНС все равно проверили магазин и составили акт. В нем было зафиксировано, что истец не представил для проверки сопроводительные учетные документы, свидетельства о качестве, ТТН, и в итоге сделан вывод, что истец не ведет учет товарных запасов по месту их реализации, чем нарушает требования п. 3 ст. 12 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (далее - Закон № 265). На основании этого акта к ООО были применены штрафные санкции, предусмотренные ст. 20 Закона № 265.

ООО обжаловало решение органа ГНС о применении штрафа в административном суде. Суд первой инстанции удовлетворил иск, а суд апелляционной инстанции оставил это решение в силе. Орган ГНС обжаловал судебные решения в кассационном порядке.

Позиции сторон

Истец. Просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.

Ответчик. Просит отменить вынесенные судебные решения и отказать в удовлетворении иска.

На чьей стороне суд

Суд был на стороне истца (ООО) (постановление ВСУ от 13.02.20 г., ЕГРСР, рег. № 87601746), отказал в удовлетворении кассационной жалобы и оставил без изменения вынесенные судебные решения.

Аргументы суда

  1. Согласно п. 81.1 НК должностные лица контролирующего органа вправе приступить к проведению документальной выездной и фактической проверки при наличии оснований, определенных НК, и при условии предъявления направления на проверку; копии приказа о проведении проверки; служебных удостоверений лиц, указанных в направлении на проверку.
  2. Непредъявление налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам, уполномоченному представителю или лицам, которые фактически осуществляют расчетные операции) этих документов или предъявление указанных документов, оформленных с нарушением требований, установленных п. 81.1 НК, является основанием для недопуска должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению документальной выездной или фактической проверки.
  3. Судами предыдущих инстанций установлено и не опровергнуто доводами кассационной жалобы, что направления представителей органа ГНС оформлены с нарушением ст. 81 НК, поскольку в них не указан объект, который проверялся, основание для проверки, а также должность лица, которое будет проводить проверку.
  4. Судами предыдущих инстанций изучены учетные документы на товар, а материалы дела содержат их копии. Представленные истцом документы опровергают утверждение ответчика о нарушении истцом требований п. 12 ст. 3 Закона № 265.

Вывод

В рассмотренной ситуации штраф к субъекту хозяйствования был применен неправомерно, так как проверяющих не допустили к проверке по вполне законным основаниям, поэтому и документы на товар им никто не предъявлял. Но это вовсе не значит, что предприятие не вело учет товара, реализуемого в магазине. Это еще раз подтверждает, насколько внимательным нужно быть при допуске контролирующих органов к осуществлению проверки.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
24.04.2025
Как сообщить об изменении сведений, содержащихся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота топлива
В статье расскажем, в каких случаях субъекту хозяйствования – хранителю горючего следует сообщать об изменениях в сведениях, содержащихся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота горючего. Заполняем заявление о получении лицензии на право хранения горючего С 08.04.2025 вступило в силу поста...
17.04.2025
Лицензии на алкоголь, табак, горючее: кто обязан обновить информацию до 01.07.2025?
В консультации мы рассмотрим, кто и каким образом должен подать в орган лицензирования обновленные данные, а также ответим на ваши вопросы. Правила лицензирования операций с алкоголем, табаком и горючим изменились с 01.01.2025 – в связи с введением в действие норм Закона от 18.06.2024 № 3817-I...
11.04.2025
Как преобразовать частное предприятие в ООО в связи с отменой Хозяйственного кодекса?
Деятельность частных предприятий в настоящее время регулируется нормами Хозяйственного кодекса (далее – ХК). Однако в августе 2025 года ХК утратит свою силу. Поэтому уже сейчас у собственников многих частных предприятий возникают вопросы, что будет с их предприятием после утраты силы ХК, нужно...
Лучшие материалы