Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Фактический адрес отличается от юридического: какими могут быть последствия для предприятия

08.10.2021 152 0 0

Вопросы – ответы

Предприятие зарегистрировано по одному адресу, а фактически офис с работниками располагается совсем в другом районе. Получается, что адрес предприятия не совпадает с фактическим местонахождением. Чем это может обернуться для предприятия?

Согласно п. 42.2 Налогового кодекса (далее – НК) налоговая корреспонденция (налоговые уведомления-решения, налоговые требования и т. п.) направляется налогоплательщику по его местонахождению, то есть на налоговый адрес.

Если фактически предприятие находится в другом месте, оно не сможет своевременно получить корреспонденцию от налоговой. А значит, не сможет в установленные сроки уплатить налоги и сборы, обжаловать решения налоговой и пр.

Например, в случае неуплаты денежных обязательств в сроки, определенные действующим законодательством, у плательщика возникает налоговый долг. И тогда должностные лица ГНС примут меры по принудительному взысканию долга. Среди таких мер:

  • опись имущества в налоговый залог;
  • взыскание средств с банковских счетов должника;
  • направления обращений о запрете выезда за границу и т. п.

Кроме того, контролирующие органы приходят с проверкой именно по официальному адресу предприятия. И если проверяющие придут по адресу, где никого нет, они могут расценить это как недопуск к проведению проверки, что чревато внушительными штрафами.

К примеру, если органы Гоструда не нашли предприятие по официальному местонахождению и по этой причине проверка не состоялась, на предприятие могут наложить штраф (абзацы седьмой – восьмой ст. 265 КЗоТ):

  • за недопуск к проверке, создание препятствий при ее проведении – в размере 3 МЗП (минимальных зарплат) (сейчас это 18 000 грн);
  • за вышеуказанные действия в случае проверки на предмет выявления нарушений, касающихся фактического допуска физлица к работе без оформления с ним трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения им работы в течение полного рабочего времени, установленного на предприятии, и выплаты зарплаты без начисления и уплаты ЕСВ – в размере 16 МЗП (сейчас это 96 000 грн).

Если предприятие решит перерегистрироваться по фактическому адресу, что нужно будет для этого сделать?

Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР), обратившись к государственному регистратору. Госрегистратору надо подать всего 2 документа (ч. 4 ст. 17 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV, далее – Закон № 755):

  • заявление по форме 2, утвержденной приказом Минюста от 18.11.16 г. № 3268/5;
  • документ об уплате админсбора. Согласно ст. 36 Закона № 755, размер сбора составляет 0,3 ПМ (прожиточного минимума), установленного на 1 января текущего года (с округлением до ближайших 10 грн). По состоянию на 01.01.21 г. ПМ равен 2 270 грн. Соответственно, в 2021 году размер админсбора – 680 грн. А если документы подаются в электронном виде, тогда размер сбора будет составлять 75 % админсбора за госрегистрацию.

Документы, представленные для госрегистрации, будут рассмотрены в течение 24 часов после их поступления госрегистратору (кроме выходных и праздничных дней) (ч. 1 ст. 26 Закона № 755).

Кого следует уведомить о смене адреса?

По общему правилу отдельно информировать налоговую о смене адреса не нужно: ведь изменения были внесены в ЕГР, доступ к которому есть у органов ГНС. Отдельно информируют об изменении адреса налоговую только юрлица – плательщики единого налога.

Если у предприятия есть лицензии, оно обязано информировать орган лицензирования обо всех изменениях данных, указанных при получении лицензии, в том числе и о смене местонахождения (ч. 2 ст. 15 Закона от 02.03.15 г. № 222-VIII). По общему правилу предприятие обязано уведомить орган лицензирования в течение месяца после появления таких изменений.

Если лицензиат не уведомит орган лицензирования об изменениях в установленный срок, его могут привлечь к административной ответственности согласно ч. 6 ст. 164 КУоАП. Штраф за такое нарушение составляет от 250 до 500 НМДГ (от 4 250 до 8 500 грн).

И, конечно, следует уведомить контрагентов и обслуживающие банки. Перезаключать ранее заключенные договоры не нужно, а вот письменно проинформировать контрагентов придется, чтобы избежать спорных вопросов и недоразумений.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы