Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Фактический адрес отличается от юридического: какими могут быть последствия для предприятия

Вопросы – ответы

Предприятие зарегистрировано по одному адресу, а фактически офис с работниками располагается совсем в другом районе. Получается, что адрес предприятия не совпадает с фактическим местонахождением. Чем это может обернуться для предприятия?

Согласно п. 42.2 Налогового кодекса (далее – НК) налоговая корреспонденция (налоговые уведомления-решения, налоговые требования и т. п.) направляется налогоплательщику по его местонахождению, то есть на налоговый адрес.

Если фактически предприятие находится в другом месте, оно не сможет своевременно получить корреспонденцию от налоговой. А значит, не сможет в установленные сроки уплатить налоги и сборы, обжаловать решения налоговой и пр.

Например, в случае неуплаты денежных обязательств в сроки, определенные действующим законодательством, у плательщика возникает налоговый долг. И тогда должностные лица ГНС примут меры по принудительному взысканию долга. Среди таких мер:

  • опись имущества в налоговый залог;
  • взыскание средств с банковских счетов должника;
  • направления обращений о запрете выезда за границу и т. п.

Кроме того, контролирующие органы приходят с проверкой именно по официальному адресу предприятия. И если проверяющие придут по адресу, где никого нет, они могут расценить это как недопуск к проведению проверки, что чревато внушительными штрафами.

К примеру, если органы Гоструда не нашли предприятие по официальному местонахождению и по этой причине проверка не состоялась, на предприятие могут наложить штраф (абзацы седьмой – восьмой ст. 265 КЗоТ):

  • за недопуск к проверке, создание препятствий при ее проведении – в размере 3 МЗП (минимальных зарплат) (сейчас это 18 000 грн);
  • за вышеуказанные действия в случае проверки на предмет выявления нарушений, касающихся фактического допуска физлица к работе без оформления с ним трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения им работы в течение полного рабочего времени, установленного на предприятии, и выплаты зарплаты без начисления и уплаты ЕСВ – в размере 16 МЗП (сейчас это 96 000 грн).

Если предприятие решит перерегистрироваться по фактическому адресу, что нужно будет для этого сделать?

Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР), обратившись к государственному регистратору. Госрегистратору надо подать всего 2 документа (ч. 4 ст. 17 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV, далее – Закон № 755):

  • заявление по форме 2, утвержденной приказом Минюста от 18.11.16 г. № 3268/5;
  • документ об уплате админсбора. Согласно ст. 36 Закона № 755, размер сбора составляет 0,3 ПМ (прожиточного минимума), установленного на 1 января текущего года (с округлением до ближайших 10 грн). По состоянию на 01.01.21 г. ПМ равен 2 270 грн. Соответственно, в 2021 году размер админсбора – 680 грн. А если документы подаются в электронном виде, тогда размер сбора будет составлять 75 % админсбора за госрегистрацию.

Документы, представленные для госрегистрации, будут рассмотрены в течение 24 часов после их поступления госрегистратору (кроме выходных и праздничных дней) (ч. 1 ст. 26 Закона № 755).

Кого следует уведомить о смене адреса?

По общему правилу отдельно информировать налоговую о смене адреса не нужно: ведь изменения были внесены в ЕГР, доступ к которому есть у органов ГНС. Отдельно информируют об изменении адреса налоговую только юрлица – плательщики единого налога.

Если у предприятия есть лицензии, оно обязано информировать орган лицензирования обо всех изменениях данных, указанных при получении лицензии, в том числе и о смене местонахождения (ч. 2 ст. 15 Закона от 02.03.15 г. № 222-VIII). По общему правилу предприятие обязано уведомить орган лицензирования в течение месяца после появления таких изменений.

Если лицензиат не уведомит орган лицензирования об изменениях в установленный срок, его могут привлечь к административной ответственности согласно ч. 6 ст. 164 КУоАП. Штраф за такое нарушение составляет от 250 до 500 НМДГ (от 4 250 до 8 500 грн).

И, конечно, следует уведомить контрагентов и обслуживающие банки. Перезаключать ранее заключенные договоры не нужно, а вот письменно проинформировать контрагентов придется, чтобы избежать спорных вопросов и недоразумений.

Комментарии к материалу
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
24.04.2025
Как сообщить об изменении сведений, содержащихся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота топлива
В статье расскажем, в каких случаях субъекту хозяйствования – хранителю горючего следует сообщать об изменениях в сведениях, содержащихся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота горючего. Заполняем заявление о получении лицензии на право хранения горючего С 08.04.2025 вступило в силу поста...
17.04.2025
Лицензии на алкоголь, табак, горючее: кто обязан обновить информацию до 01.07.2025?
В консультации мы рассмотрим, кто и каким образом должен подать в орган лицензирования обновленные данные, а также ответим на ваши вопросы. Правила лицензирования операций с алкоголем, табаком и горючим изменились с 01.01.2025 – в связи с введением в действие норм Закона от 18.06.2024 № 3817-I...
11.04.2025
Как преобразовать частное предприятие в ООО в связи с отменой Хозяйственного кодекса?
Деятельность частных предприятий в настоящее время регулируется нормами Хозяйственного кодекса (далее – ХК). Однако в августе 2025 года ХК утратит свою силу. Поэтому уже сейчас у собственников многих частных предприятий возникают вопросы, что будет с их предприятием после утраты силы ХК, нужно...
Лучшие материалы