Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Фактический адрес отличается от юридического: какими могут быть последствия для предприятия

Вопросы – ответы

Предприятие зарегистрировано по одному адресу, а фактически офис с работниками располагается совсем в другом районе. Получается, что адрес предприятия не совпадает с фактическим местонахождением. Чем это может обернуться для предприятия?

Согласно п. 42.2 Налогового кодекса (далее – НК) налоговая корреспонденция (налоговые уведомления-решения, налоговые требования и т. п.) направляется налогоплательщику по его местонахождению, то есть на налоговый адрес.

Если фактически предприятие находится в другом месте, оно не сможет своевременно получить корреспонденцию от налоговой. А значит, не сможет в установленные сроки уплатить налоги и сборы, обжаловать решения налоговой и пр.

Например, в случае неуплаты денежных обязательств в сроки, определенные действующим законодательством, у плательщика возникает налоговый долг. И тогда должностные лица ГНС примут меры по принудительному взысканию долга. Среди таких мер:

  • опись имущества в налоговый залог;
  • взыскание средств с банковских счетов должника;
  • направления обращений о запрете выезда за границу и т. п.

Кроме того, контролирующие органы приходят с проверкой именно по официальному адресу предприятия. И если проверяющие придут по адресу, где никого нет, они могут расценить это как недопуск к проведению проверки, что чревато внушительными штрафами.

К примеру, если органы Гоструда не нашли предприятие по официальному местонахождению и по этой причине проверка не состоялась, на предприятие могут наложить штраф (абзацы седьмой – восьмой ст. 265 КЗоТ):

  • за недопуск к проверке, создание препятствий при ее проведении – в размере 3 МЗП (минимальных зарплат) (сейчас это 18 000 грн);
  • за вышеуказанные действия в случае проверки на предмет выявления нарушений, касающихся фактического допуска физлица к работе без оформления с ним трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения им работы в течение полного рабочего времени, установленного на предприятии, и выплаты зарплаты без начисления и уплаты ЕСВ – в размере 16 МЗП (сейчас это 96 000 грн).

Если предприятие решит перерегистрироваться по фактическому адресу, что нужно будет для этого сделать?

Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР), обратившись к государственному регистратору. Госрегистратору надо подать всего 2 документа (ч. 4 ст. 17 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV, далее – Закон № 755):

  • заявление по форме 2, утвержденной приказом Минюста от 18.11.16 г. № 3268/5;
  • документ об уплате админсбора. Согласно ст. 36 Закона № 755, размер сбора составляет 0,3 ПМ (прожиточного минимума), установленного на 1 января текущего года (с округлением до ближайших 10 грн). По состоянию на 01.01.21 г. ПМ равен 2 270 грн. Соответственно, в 2021 году размер админсбора – 680 грн. А если документы подаются в электронном виде, тогда размер сбора будет составлять 75 % админсбора за госрегистрацию.

Документы, представленные для госрегистрации, будут рассмотрены в течение 24 часов после их поступления госрегистратору (кроме выходных и праздничных дней) (ч. 1 ст. 26 Закона № 755).

Кого следует уведомить о смене адреса?

По общему правилу отдельно информировать налоговую о смене адреса не нужно: ведь изменения были внесены в ЕГР, доступ к которому есть у органов ГНС. Отдельно информируют об изменении адреса налоговую только юрлица – плательщики единого налога.

Если у предприятия есть лицензии, оно обязано информировать орган лицензирования обо всех изменениях данных, указанных при получении лицензии, в том числе и о смене местонахождения (ч. 2 ст. 15 Закона от 02.03.15 г. № 222-VIII). По общему правилу предприятие обязано уведомить орган лицензирования в течение месяца после появления таких изменений.

Если лицензиат не уведомит орган лицензирования об изменениях в установленный срок, его могут привлечь к административной ответственности согласно ч. 6 ст. 164 КУоАП. Штраф за такое нарушение составляет от 250 до 500 НМДГ (от 4 250 до 8 500 грн).

И, конечно, следует уведомить контрагентов и обслуживающие банки. Перезаключать ранее заключенные договоры не нужно, а вот письменно проинформировать контрагентов придется, чтобы избежать спорных вопросов и недоразумений.

Комментарии к материалу
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
07.08.2025
Штатное расписание и отмена Хозяйственного кодекса
С 28.08.2025 перестает действовать Хозяйственный кодекс, которым предусмотрена обязанность предприятий иметь штатное расписание. Нужно ли будет после этой даты утверждать штатное расписание? Узнайте из нашей статьи. С 28.08.2025 утрачивает силу Хозяйственный кодекс, которым предусмотрено обязательно...
06.08.2025
Формируем уставный капитал ООО: правовые вопросы
В статье рассмотрим, как формируется уставный капитал на этапе создания ООО, какими могут быть вклады в уставный капитал, а также какие ограничения установлены законодательством по формированию уставного капитала.   В статье мы расскажем, что такое уставный капитал и как он формируется на ...
06.08.2025
Изменение размера уставного капитала ООО: правовые аспекты
Из статьи вы узнаете, какие правила следует соблюдать при увеличении или уменьшении размера уставного капитала ООО, какова последовательность действий при таких операциях и какие документы нужно оформить. На этапе создания ООО его учредители формируют уставный капитал, но в дальнейшем в процессе раб...
Лучшие материалы