Истец – общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО); Ответчик – объединенная государственная налоговая инспекция ГУ Миндоходов в области (далее – ОГНИ).
ОГНИ провела документальную внеплановую выездную проверку Истца, по результатам которой составила акт от 16.05.10 г. По выводам этого акта Истец-налогоплательщик совершил сделки, не направленные на реальное наступление правовых последствий между ним и его контрагентами. С учетом выводов проверки ОГНИ была внесена информация в автоматизированную информационно-аналитическую систему. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводом которого согласился апелляционный суд, исходил из того, что изменение контролирующим органом показателей налогового учета в аналитически-информационных системах не по результатам представленной плательщиком налоговой отчетности, имеет непосредственное влияние на права и интересы Истца; такие действия подлежат признанию неправомерными с дальнейшим обязательством контролирующего органа осуществить изменения согласно представленной налоговой отчетности. Постановлением Днепропетровского апелляционного административного суда от 03.07.13 г. постановление суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований о признании противоправными действий ОГНИ отменено. Остальная часть постановления суда первой инстанции оставлена без изменений. В кассационной жалобе Ответчик просил отменить принятые по делу решения судов первой и апелляционной инстанций и принять новое решение.
Истец (ООО). Внесение контролирующим органом в информационную электронную базу изменений в показатели налогового учета не по результатам представленной плательщиком налоговой отчетности имеет непосредственное влияние на права и интересы Истца.
Ответчик (ОГНИ). Выводы ОГНИ обоснованы со ссылкой на признаки фиктивности контрагентов Истца, а именно: отсутствие основных фондов, трудовых ресурсов, необходимых для осуществления хозяйственных операций; невыполнение ими налоговой обязанности по представлению налоговой отчетности. Судами предыдущих инстанций не были учтены обстоятельства установления во время проверки Истца ничтожности сделок между Истцом с одной стороны и его контрагентами с другой. Выводы, изложенные в акте проверки, являются отражением действий работников контролирующего органа и сами по себе не приводят к возникновению правовых последствий для налогоплательщика, а следовательно, такой акт не нарушает прав последнего. Включение субъектом властных полномочий в базы данных информации о такой проверке не создает никаких препятствий для деятельности налогоплательщика.
Судебные решения отменены, а в удовлетворении исковых требований отказано (Постановление ВСУ от 26.12.18 г., ЕГРСР, рег. № 78986032).
Налоговая информация, собранная согласно НК, может храниться и обрабатываться в информационных базах контролирующих органов или непосредственно должностными (служебными) лицами этих органов (п. 74.1 НК).
Вывод
Действия контролирующего органа по внесению в информационные электронные базы ГФС налоговой информации, полученной в т. ч. от налогоплательщиков в виде налоговой отчетности, является служебной деятельностью его работников по информационно-аналитическому обеспечению деятельности этого органа. Такая информация не может быть исключена из баз данных, если действия по осуществлению такого контроля не признаны противоправными в установленном порядке. Это в равной степени касается и действий органа ГФС по внесению такой информации в существующие информационные системы*.
________