Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Запросы в ГФС: справка об отсутствии задолженности и сверка расчетов с бюджетом

Мария Ильина

21.06.2017 68233 1 1

Нередко у налогоплательщиков возникает необходимость подтвердить госоргану, банку или контрагенту отсутствие задолженности перед бюджетом или проверить состояние расчетов с бюджетом (провести инвентаризацию). Если учетные данные и данные ГФС не сходятся, надо выяснить, почему они отличаются. Как получить соответствующую информацию, расскажем в консультации.

Функции ГФС

Органы ГФС ведут оперативный учет налогов и сборов, включая ЕСВ, таможенных и других платежей в бюджеты. Порядок № 422 определяет правила организации деятельности ГФС по ведению такого учета.

Согласно Порядку № 422 с целью учета начисленных и уплаченных сумм налогов, сборов, таможенных и других платежей в бюджеты открываются интегрированные карточки плательщиков (далее – ИКП) по каждому плательщику и каждому виду осуществляемых им платежей. То есть ИКП содержит информацию об учетных операциях и учетных показателях, характеризующих состояние расчетов налогоплательщика с бюджетами и целевыми фондами по соответствующему виду платежа.

Таким образом, в ГФС можно получить данные по тем видам налогов, сборов, платежей, которые контролируются этим органом.

Справка об отсутствии задолженности перед бюджетом

Допустим, субъект хозяйствования (далее – СХ) принял решение поучаствовать в тендере. При этом он должен руководствоваться Законом № 922, который устанавливает правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства и территориальной громады.

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона № 922 заказчик может принять решение об отказе в участии в процедуре закупки и отклонить тендерное предложение участника, который имеет задолженность по уплате налогов и сборов (обязательных платежей). А это значит, что СХ нужно убедить тендерную комиссию, что он чист перед бюджетом.

Механизм получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом (по форме приложения 1 к Порядку № 567, далее – справка) изложен в Порядке № 567. Для ее получения в орган ГФС по основному месту учета нужно подать заявление по форме приложения 2 к Порядку № 567.

Заявление составляется с обязательной ссылкой на соответствующий нормативно-правовой акт, предусматривающий предоставление органом ГФС справки, и указанием наименования предприятия (учреждения, организации), которому (которой) будет подана справка (см. фрагмент).

1 из 1

Согласно п. 4 Порядка № 567 срок рассмотрения заявления налогоплательщика и выдачи справки или направления отказа в ее выдаче – 5 рабочих дней со дня получения заявления.

При наличии у налогоплательщика налогового долга ГФС готовит письмо (в произвольной форме) с мотивированным отказом в выдаче справки и направляет его в адрес налогоплательщика (п. 8 Порядка № 567).

Рекомендуем определять в тендерной документации способ документального подтверждения отсутствия задолженности по уплате налогов и сборов (обязательных платежей).

Справка выдается бесплатно в бумажном или электронном виде (п. 3 Порядка № 567).

Справку в бумажном виде налогоплательщик или его законный или уполномоченный представитель получает непосредственно в органе ГФС, в который было подано заявление о ее получении.

При получении справки в электронном виде воспользуйтесь сервисом «Электронный кабинет плательщика» (далее – ЭКП), с помощью которого осуществляется взаимодействие органов ГФС и налогоплательщиков в режиме реального времени. Найти ЭКП можно по адресу: cabinet.sfs.gov.ua, а также на официальном веб-портале ГФС.

ЭКП состоит из двух функциональных частей: открытой (общедоступной) и частной (личный кабинет). На сегодня сервис работает в тестовом режиме.

С помощью этого сервиса плательщики с использованием электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП) любого аккредитованного ЦФК могут направить заявление и получить справку в электронном виде, подписанную ЭЦП должностных лиц соответствующего контролирующего органа. Это можно сделать в закрытой части сервиса (личном кабинете).

В главном меню личного кабинета нужно выбрать раздел «Подача заявлений, запросов для получения информации». В этом разделе можно создать и отправить заявление о выдаче справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.

Об этом также сообщает Минэкономразвития в письме Минэкономразвития и торговли Украины от 04.05.17 г. № 3304-06/14682-06: с целью улучшения сервисного обслуживания плательщиков и обеспечения удобства в получении государственной услуги по выдаче справки об отсутствии задолженности перед бюджетом органами ГФС доработан электронный сервис.

При этом субъекты сферы публичных закупок, а также любые заинтересованные органы/ субъекты в открытой части ЭКП, вход в которую осуществляется без идентификации пользователя, после применения фильтров для поиска «Индивидуальный налоговый номер», «Номер справки», «Дата справки» имеют возможность просмотреть выданные плательщикам справки и/или выгрузить справку в виде EML-файла с ЭЦП должностных лиц соответствующих контролирующих органов.

Налогоплательщик может воспользоваться этими рекомендациями при получении справки, если такой вариант устраивает заказчика. Как правило, на практике, хоть и не всегда, тендерные комиссии требуют справку на бумажном носителе с «мокрой» печатью.

Сверка расчетов с бюджетом

Как разъясняет ГФС (ОИР, категория 135.04) согласно ст. 1 Закона № 393 граждане Украины имеют право обратиться в органы государственной власти с заявлением или ходатайством относительно реализации своих социально-экономических и личных прав и законных интересов. Обращения рассматриваются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, – безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня их получения (ст. 20 Закона № 393).

Это касается и получения акта сверки расчетов с бюджетом. Так по письменному заявлению СХ (см. образец), в отношении которого в контролирующем органе открыта ИКП, представляется письменный документ о состоянии расчетов этого плательщика по налогам, сборам и ЕСВ в произвольной форме.

Такой документ выдается не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявления, в котором указаны платежи и период, по которым осуществляется сверка расчетов с бюджетами, а также начисленные и уплаченные суммы этих платежей за указанный период.

1 из 1

Выводы

На сегодня сведения о расчетах с бюджетом можно получить значительно быстрее через ЭКП – в режиме реального времени. Для этого в главном меню личного кабинета нужно выбрать раздел «Состояние расчетов с бюджетом».

В данном разделе можно найти информацию о расчетах с бюджетом в разрезе органа ГФС, названия налога (платежа), кода платежа; МФО банка; бюджетного счета. Если нажать на название налога (платежа), откроется ИКП выбранного налога (платежа), которая содержит следующую информацию о проведенных операциях:

  • дата и код операции;
  • сумма операции;
  • начислено/уменьшено;
  • уплачено/возвращено;
  • сальдо расчетов;
  • уплачено/возвращено пени;
  • остаток неуплаченной пени.

Тут можно получить (сформировать) данные по расчетам с бюджетом за последние два года, а также выгрузить информацию в формате XML-файлов.

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 1

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы