Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Зачем нужен НДС?

02.07.2018 9174 0 11

Казалось бы, про НДС все знают всё. Это головная боль почти каждого бухгалтера. И время от времени возникают «крамольные» мысли и вопросы: если все так сложно, то зачем он вообще нужен, этот налог? Может, его отменить? Может, заменить на налог с оборота? В каких странах еще есть НДС?

Эти вопросы появляются, наверное, потому, что за деревьями, как говорится, не видно леса. Иначе говоря, текущие вопросы применения НДС настолько поглощают бухгалтеров, что им некогда вспоминать, зачем в Украине вообще вводился НДС, какова его суть и роль в налоговой системе страны.

А ведь именно знание базовых принципов налогообложения, по нашему мнению, позволит лучше понять, в каком направлении будут решаться проблемы взимания и администрирования НДС в Украине.

Об этих принципах и поговорим. А начнем с азов налоговой системы.

Роль косвенных налогов

Современные национальные налоговые системы, как известно, состоят из прямых и косвенных налогов. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие – косвенным. От чего это зависит? В значительной степени от экономического развития государства, а именно:

  • чем ниже уровень развития – тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов;
  • чем выше уровень развития – тем больше доля прямых налогов в налоговой системе страны.

О чем говорит введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой? О том, что государству надо пополнять бюджет.

Для справки. Косвенный налог – это налог, который устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу на товары и услуги.

Общий принцип таков: производитель продает товары (услуги) по цене (тарифу) с учетом косвенного налога и уплачивает в бюджет государства сумму налога из полученной им выручки. Таким образом, производитель (продавец) выступает в роли сборщика налога, а покупатель - в роли плательщика налога.

Расскажем об основных видах косвенных налогов, которые применяются в международной практике.

Акцизы – это индивидуальные косвенные налоги, устанавливаемые в процентах от продажной цены отдельных видов товаров, как правило, массовых и высокорентабельных. Пример – табачные изделия, алкогольные напитки.

Налоги с оборота (с продаж).

Таможенная пошлина – платеж, взимаемый при импорте-экспорте товаров.

Налог на добавленную стоимость – универсальный косвенный налог, которым облагается практически весь товарооборот на внутреннем рынке и товарооборот, складывающийся во внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг).

Как работает НДС

Одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения – налогообложение добавленной стоимости.

По статистике, в большинстве стран, применяющих в своих налоговых системах НДС, этот налог обеспечивает до 30 % стабильных доходов государственного бюджета.

Очевидно, что НДС – важный альтернативный источник поступлений в бюджет прямых налогов (на прибыль, на доходы физических лиц), особенно в тех странах, где ограничен размер базы для удержания налога на доходы физических лиц, или в странах, имеющих неустойчивый доход от взимания налога на прибыль.

Историческая справка

Введение и широкое распространение НДС называют самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети ХХ века.

Французский финансист Морис Лоре в 1954 году разработал концепцию НДС, принципиальную схему взимания и обосновал преимущества.

Опытным полигоном для апробирования налога стало африканское государство Кот-д’Ивуар (до 1960 года - французская колония), а с 1 января 1968 года НДС был введен во Франции.

В 70-е годы этот налог начали применять в Великобритании, Индонезии, Южной Корее, Новой Зеландии, Португалии, Тунисе и других странах. В 90-е годы НДС стал активно внедряться в налоговую практику стран Восточной Европы.

Сейчас НДС применяется более чем в 130 странах. Этому поспособствовало принятие Европейским Союзом (образован в 1992 году) Директивы об унификации правовых норм, которая определила необходимость введения НДС как основного косвенного налога, функционировавшего в странах, которые вошли в ЕС. Поэтому для стран, желающих вступить в Евросоюз, наличие действующей системы НДС стало необходимым условием.

В Украине НДС введен в 1992 году, а с 1997 года изменились правила его взимания.

Чем НДC «лучше» прямых налогов?

Перечислим главные преимущества для бюджета государства от взимания НДС:

  • Под налогообложение подпадают предметы широкого потребления, то есть НДС платит практически все население.
  • НДС, включаемый в цену товара, взимается незаметно для потребителя (это, безусловно, выгодно государству).
  • НДС теоретически не должен сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами. Ведь он входит в цену товаров, а товары приобретаются тогда, когда у потребителя есть деньги на покупку. Иначе говоря, имеет место дозированный порядок его уплаты для реального плательщика.
  • НДС отводится определенная роль и в регулировании экономических и социальных процессов в стране – через систему льгот, дифференцированных ставок НДС, освобождения от налогообложения отдельных операций.
  • НДС собирается в виде последовательных платежей, но его общая сумма оказывается такой же, как если бы это был одноступенчатый налог с розничных продаж. Сумма НДС, которую государство получает за один раз от одноступенчатого налога на розничные продажи, в случае применения НДС поступает по частям – от каждого этапа производства и реализации.
  • Сумма НДС не рассчитывается от оборота, а является величиной, прямо пропорциональной стоимости, добавленной на каждой стадии продвижения товара от производителя до конечного потребителя.

Поясним этот тезис. Товары обычно проходят несколько этапов производства и продажи перед тем, как попасть к конечному потребителю. Сначала производитель покупает сырье, топливо и прочие материалы для производства товаров. Эти товары он продает оптовому продавцу, а тот, в свою очередь, продает их розничному продавцу, который затем реализует их конечному потребителю. На каждом этапе в этой цепочке операций добавляется элемент стоимости (возникает так называемая добавленная стои­мость). Цель - перекрыть понесенные затраты и заработать прибыль. Вот эта добав­ленная стоимость и облагается налогом.

В чем целесообразность?

Перечислим основные причины, по которым целесообразно вводить НДС в налоговую систему, особенно для стран с трансформационной экономикой:

1. НДС начинает поступать в бюджет государства задолго до того, как товар дойдет до конечного потребителя. Это позволяет государству иметь стабильный источник доходов.

2. НДС имеет широкую налоговую базу. При этом универсальность налога может быть реализована только при условии небольшого количества исключений из объекта обложения, ограниченного количества льгот и узкого перечня налоговых ставок (обычно 2–3, одна из которых – основная, применяемая к большинству товаров, работ, услуг).

3. НДС характеризуется фискальной продуктивностью, связанной с ростом потребления и инфляцией. Этот налог удачно, исходя из интересов государства, сочетается с либерализацией цен: чем выше цены, тем больше сумма налога (при неизменной ставке). Однако постоянный рост доходов бюджета за счет НДС возможен только при росте уровня жизни населения и его численности (тогда растет потребление).

4. НДС не имеет недостатков налога с оборота: ведь доля НДС в конечной цене любого товара остается неизменной независимо от количества пройденных им промежуточных этапов перепродажи. Это позволяет точно установить и учесть налоговую составляющую в цене товара. Особенно это важно при экспорте, когда любой невозмещенный налог ставит экспортера в невыгодное положение по сравнению с конкурентами из стран с более благоприятной налоговой системой.

5. НДС в целом нейтрален по отношению к хозяйствующим субъектам различных отраслей и сфер деятельности. Нейтральность выражается в том, что в отличие от налога с оборота, налога с продаж, налога на прибыль, налога на имущество механизм взимания НДС предусматривает право вычета из налоговых обязательств сумм налога, уплаченного поставщикам.

6. НДС взимается в стране потребления товара, это внутренний налог каждого государства, при этом ставки НДС в разных странах различаются, порой значительно. При экспорте товаров сумма налога возмещается экспортеру, что способствует повышению конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке.

Где какая ставка НДС?

Многие считают, что в Украине высокие налоги. Так ли это?

Основная ставка НДС в Украине – 20 %, также действует пониженная ставка на реализацию лекарственных средств – 7 %.

А как обстоят дела в других странах? Во многих европейских странах стандартная ставка НДС – выше установленной в Украине. Например, в Бельгии, Греции, Испании, Латвии, Нидерландах базовая ставка НДС – 21 %, в Польше и Португалии – 23 %, в Финляндии – 24 %, в Швеции – 25 %, а в Венгрии – 27 %.

В Болгарии, Эстонии, Франции, Австрии, Великобритании – ставка НДС такая же, как в Украине – 20 %.

Самая низкая ставка НДС – 17 % в Люксембурге.

Какие недостатки у НДС?

Как и все другие налоги, НДС несовершенен. Главный его недостаток в том, что основное бремя налогообложения ложится на малообеспеченных граждан: чем меньше доход гражданина, тем большая его часть направляется на потребление. А поскольку подавляющее большинство товаров, работ, услуг облагается НДС, сложно уклониться от его уплаты.

С ростом благосостояния доля НДС в доходах его реального плательщика (конечного потребителя) уменьшается: часть доходов сберегается. А когда нет потребления – нет и обложения дохода НДС. Поэтому НДС относится к регрессивным налогам.

Например, есть два человека. У одного месячный доход – 6 000 грн., у другого – 30 000 грн. Допустим, они оба потратят на стандартное потребление по 6 000 грн. в месяц и при этом уплатят по 1 000 грн. НДС в составе цен на приобретенные товары (работы, услуги). Но для первого сумма налога составит 20 % потраченного дохода, а для второго – 3,33 %.

Если непотраченную часть дохода положить на депозит, то сумма дохода сохранится, а проценты по депозиту не облагаются НДС. Кстати, депозит – это не единственный инструмент финансового инвестирования, доходы от которого не подпадают под обложение НДС.

И, конечно, практически во всех странах имеют место злоупотребления в сфере взимания НДС. В основном они связаны с тем, что в цепочке производителей-продавцов кто-то уклоняется от уплаты НДС со своей добавленной стоимости. В итоге страдает вся система: налог не полностью поступает в бюджет, налогоплательщики не получают возмещение НДС.

Как ведется борьба с этими системными проблемами, хорошо известно каждому бухгалтеру.

Надеемся, что общее понимание роли НДС в налоговой системе страны поможет осознать: отказа от НДС в пользу налога с оборота, скорее всего, не будет. Самый вероятный прогноз: дальнейшее совершенствование его администрирования и, возможно, расширение налоговой базы.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы