Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Военное положение: налогообложение, подача отчетности и ответственность

09.03.2022 3319 1 6


В условиях военного положения в стране стало необходимостью внесение изменений в Налоговый кодекс и другие законодательные акты Украины об особенностях налогообложения и представления отчетности для защиты интересов субъектов налогообложения.

В настоящее время принято:

  • Закон от 03.03.2022 № 2115–IX «О защите интересов субъектов представления отчетности и других документов в период действия военного положения или состояния войны» (законопроект № 7121, далее - Закон № 2115);
  • Закон от 03.03.2022 № 2118–IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об особенностях налогообложения и представления отчетности в период действия военного положения» (законопроект № 7125, далее - Закон № 2118).

Законы опубликованы на официальном сайте газеты «Голос Украины» 07.03.2022 и вступили в силу с указанной даты. Рассмотрим их подробно.


Прежде всего отметим, что нормы относительно взимания налогов и сборов с учетом особенностей, установленных этими законами, применяются временно, на период до прекращения или отмены военного положения, начиная с 24.02.2022, когда Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 на территории Украины введено военное положение.

Эти законы дают ответы на возникающие сегодня у бухгалтеров вопросы по налогообложению и ответственности.

Представление отчетности и ответственность за ее непредставление (Закон № 2115)

Физлица – граждане и субъекты хозяйствования (физлица – предприниматели и юрлица, далее – СХ) представляют учетные, финансовые, бухгалтерские, расчетные, а также аудиторские отчеты и другие документы, которые согласно законодательству подаются в документальной или электронной форме, на протяжении 3 месяцев после окончания действия или отмены военного положения или состояния войны за весь период непредставления такой отчетности или обязанности подать документы (пп. 1 п. 1 Закона № 2115).

В течение действия военного положения, а также на протяжении 3 месяцев после окончания этих событий к физлицам и СХ штрафные санкции – как административные, так и финансовые за неподачу, несвоевременную подачу отчетности или документов, перечисленных в п. 1 Закона № 2115 применяться не будут (пп. 2 п. 1 Закона № 2115).

То есть, если вы не успели до начала войны подать указанную в пп. 1 п. 1 Закона № 2115 отчетность или документы, можно будет это сделать в течение трех месяцев после ее окончания, и при этом никакие санкции вам угрожать не будут.

Лица, у которых не будет физической возможности представить отчетность в течение з месяцев, после окончания военного положения или войны в связи с непосредственными последствиями их участия в боевых действиях, должны будут представить ее на протяжении 1 месяца со дня окончания последствий, которые сделали невозможным ее представление.

Такие лица освобождаются от какой-либо ответственности (административной или уголовной) за непредставление отчетности и других документов, перечисленных в пп. 1 п. 1 Закона № 2115.

Внимание! Закон № 2115 не распространяется на налоговые правоотношения (пп. 5 п. 1 Закона № 2115).То есть отсрочка в отношении подачи налоговой отчетности этим законом не предусмотрена.

Изменения в Налоговый кодекс (Закон № 2118)

Законом № 2118 вносятся изменения уже непосредственно в Налоговый кодекс (далее – НК) и эти изменения перекликаются с Законом № 2115. Для этого подраздел 10 раздела ХХ НК дополнен п. 69.

Представление отчетности, уплата налогов, регистрация накладных (акцизных и налоговых)

Налогоплательщики освобождаются от ответственности за непредставление отчетности, в том числе отчетности, предусмотренной п. 46.2 НК (в частности, касательно обнародования финансовой отчетности) и неуплату налогов, за несвоевременную регистрацию акцизных или налоговых накладных, за непредставление справок об остатках горючего или спирта этилового на акцизных складах. Но при условии, что обязательства по представлению отчетности, уплате налогов и регистрации накладных будут выполнены в течение 3 месяцев со дня прекращения или отмены военного положения в Украине (п. 69.1 НК).

Если налогоплательщик не будет иметь возможности выполнить свои обязанности в течение вышеуказанного срока в связи с его непосредственным участием в военных действиях, он должен будет это сделать в течение месяца со дня окончания действия обстоятельств, сделавших невозможным выполнение таких обязательств.

То есть, если у вас сейчас отсутствует возможность представить отчетность, уплатить налоги или зарегистрировать, например, налоговую или акцизную накладную, штрафов не будет.

При этом перемещать топливо или спирт этиловый транспортными средствами можно без регистрации акцизных накладных в ЕРАН, но при наличии товарно-транспортной накладной, содержащей всю информацию, которую должна содержать акцизная накладная (п. 69.4 НК).

Также согласно п. 69.9 НК как для налогоплательщиков, так и для контролирующих органов приостанавливается течение сроков, определенных налоговым и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Проведение проверок

Какие-либо проверки на предмет своевременности и представления отчетности или документов отчетного характера не проводятся (пп. 4 п. 1Закона № 2115).

Также согласно п. 69.2 НК налоговые проверки не начинаются, а начатые приостанавливаются.

То есть, если по состоянию на 24.02.2022 проверка была начата или же запланирована на последующие даты, такие проверки будут приостановлены или не будут начаты.

Помощь армии

Операции по добровольной передаче денежных средств, товаров, в том числе подакцизных, предоставлению услуг в пользу Вооруженных сил Украины и подразделений территориальной обороны, без предварительного или последующего возмещения их стоимости, не считаются операциями по реализации для целей налогообложения (п. 69.5 НК).

Считаем, что для целей НДС в данном контексте речь идет не о том, что эти операции освобождаются от обложения НДС. Это именно операции, которые не будут считаться операцией поставки. То есть при осуществлении операций по безвозмездной передаче денег, товаров и оказанию услуг нашим защитникам налоговая накладная не должна оформляться и в декларации по НДС эти операции также не должны отражаться. И, соответственно, никаких налоговых обязательств согласно п. 198.5 НК для компенсации налогового кредита, отраженного при приобретении (изготовлении) таких товаров (услуг), начислять не придется. Возможно, по этому поводу также последуют и разъяснения налоговой.

Налоговые разницы

Актуально для плательщиков налога на прибыль, применяющих разницы с р. ІІІ НК. На период действия военного положения не производится корректировка финрезультата согласно пп. 140.5.9 НК (а это подарки неприбыльным учреждениям и организациям, внесенным в Реестр, в размере, превышающем 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего года) относительно перечисленных средств или стоимости определенной группы товаров (специальных средств индивидуальной защиты военного назначения, технических средств наблюдения, лекарственных средств и медицинских изделий, средств гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения), других товаров, работ, услуг, добровольно передаваемых организациям, содержащимся на средства госбюджета, для нужд обеспечения обороны страны в связи с военной агрессией России (п. 69.6 НК).

Важно: это касается именно передачи средств, спецсредств индивидуальной защиты (касок, бронежелетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технических средств наблюдения, лекарственных средств и медизделий, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения, а также других товаров, выполнения работ по перечню КМУ, добровольно перечисленные/переданные ВСУ, Нацгвардии, СБУ, Службе внешней разведки Украины, Государственной пограничной службе Украины, Министерству внутренних дел, Управлению государственной охраны Украины, Госслужбы спецсвязи другим образованным военным формированиям, содержащимся за счет госбюджета.

Несомненно: расходы на приобретение товаров (работ, услуг), а также суммы, перечисленные для нужд обороны страны, включаются в состав расходов в полном объеме. И разницей по пп. 140.5.9 НК не перекрываются. Но обратите внимание, если ваше предприятие использует разницы и передало товары, средства плательщику налога на прибыль – «подарочная» разница действует по пп. 140.5.10 ПК. То есть для тех, кто использует разницы весомо кому именно передается помощь.

Возмещение стоимости топлива

Если физлицо предоставляет транспортные услуги ВСУ или подразделениям территориальной обороны и получает компенсацию стоимости использованного горючего, суммы такой компенсации не включаются в налогооблагаемый доход такого физлица (п. 69.7 НК).

Действия лицензий

Лицензии, которые до прекращения или отмена военного положения на территории Украины не были оплачены и/или срок действия которых истек, считаются действующими. Имеются в виду лицензии на право:

  • производства и обращения спирта, алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах;
  • производства, хранения, оптовой и розничной торговли горючим и мест производства, хранения, оптовой и розничной торговли горючим.

Но обязанности по уплате очередных платежей или действия по продлению лицензии должны быть исполнены субъектом хозяйствования в течение 30 дней, следующих за окончанием действия военного положения (п. 69.10 НК).

Проверка сумм бюджетного возмещения

Приостанавливается действия п. 200.10 – 200.12 НК, которые касаются камеральных и документальных проверок сумм отрицательного значения НДС, которые были заявлены к бюджетному возмещению.

Напомним, как следует из п. 200.10 НК плательщики НДС, которые имеют право на бюджетное возмещение и подали заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, получают такое бюджетное возмещение в случае согласования налоговой заявленной суммы бюджетного возмещения по результатам камеральной проверки, а в случаях, определенных п. 200.11 НК – по результатам документальной проверки.

То есть, по факту получается, что на период действия военного положения бюджетного возмещения не будет.

Применение РРО

Также Законом № 2118 были внесены изменения в Закон от 06.07.1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг». В частности, согласно п. 12 заключительных положений этого Закона на период действия военного положения штрафы за неприменение РРО не налагаются (пп. 12 п. 2 Закона № 2118).

Особенности декларирования налоговых обязательств и налогового кредита за февраль

Сейчас плательщики НДС не могут зарегистрировать налоговые накладные (далее – НН). Это связано с тем, что с 1 марта должна действовать новая форма НН (с учетом изменений, внесенных приказом от 17.01.2022 № 15). Однако, как разъясняет налоговая служба, новая форма будет доступна после окончания военного положения, о чем ГНС обещает проинформировать дополнительно.

То есть получается, что с началом войны у плательщиков НДС отсутствует возможность регистрировать НН в ЕРНН.

И, конечно, возникает вопрос о возможности отражения покупателем налогового кредита. На этот счет ГНС разъяснила так.

Налоговые обязательства и налоговый кредит, которые:

  • по состоянию на 24 февраля подтверждены зарегистрированными в ЕРНН НН и расчетами корректировки (далее – РК) к ним – отражаются в декларации в общем порядке;
  • по состоянию на 24 февраля и до конца действия военного положения на всей территории Украины не подтверждены зарегистрированными в ЕРНН НН и РК к ним – отражаются в декларации на основании имеющихся у плательщика первичных (расчетных) документов (документы РРО, акты приемки-передачи, акты выполненных работ/оказанных услуг и т.п.), которые были составлены или получены по операциям поставки и приобретению товаров/услуг.

То есть покупатель может отразить налоговый кредит в декларации без регистрации НН/РК в ЕРНН. А поставщик кроме декларации отражает не зарегистрированные на момент ее представления НН и положительные РК в таблицах 1.1, 1.2 приложения 1.

Зарегистрировать такие НН/РК плательщики НДС обязаны будут после окончания действия военного положения. При этом если данные, указанные в НН, будут отличаться от данных первичных документов, на основании которых была заполнена представленная отчетность (если в период военных действий у плательщика НДС была возможность ее представить), нужно будет представить уточняющий расчет.

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 1

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы