Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

РРО: изменения и новации

27.09.2019 4922 0 3


Применение РРО в Украине регулируется Законом от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265).

20 сентября 2019 года во втором чтении приняты в целом два законопроекта: № 1053-1 «О внесении изменений в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» по детенизации расчетов в сфере торговли и услуг» и № 1073 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по детенизации расчетов в сфере торговли и услуг».

Рассмотрим подробно предусмотренные новации, что поможет предпринимателям подготовиться к их внедрению и несколько пересмотреть подходы к осуществлению своей деятельности с позиции применения РРО.


Обзор изменений, которые вносятся Законами № 1053-1 и № 1073

Изменения в Закон № 265

Примечания

1

2

3

Изменения, касающиеся порядка применения РРО

1

Предусмотрено создание расчетного документа (чека) в электронной форме программным РРО

Программный РРО – это софт, который можно установить на планшет или смартфон продавца, программа по типу интернет-банкинга. Программный РРО будет выдавать электронный чек и передавать информацию о каждой операции на фискальном сервере контролирующего органа. Такие «диджитал-РРО» будут подлежать регистрации, то есть им будут присвоены фискальные номера

(https://minfin.com.ua/ua/2019/09/24/39159683/)

2

Фискальный отчетный чек может создаваться как в бумажной, так и в электронной форме (электронный фискальный отчетный чек) (абзац двадцать третий ст. 2)

Внесением изменений приводятся в соответствие нормы п. 9 ст. 3 Закона № 265 и п. 11 разд. ІІ Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148 по созданию и обеспечению хранения ежедневных фискальных отчетных чеков (ежедневных Z-отчетов) в электронной форме

3

Предусмотрено создание фискального отчета и дневного отчета как в бумажной, так и электронной форме (электронный фискальный отчет) (абзацы двадцать четвертый, двадцать пятый ст. 2)

 

4

Предусмотрено присвоение фискального номера электронному расчетному документу (чеку), электронному фискальному отчету и электронному фискальному отчетному чеку (ежедневные Z-отчеты), созданному РРО или программным РРО (пп. «а», «б» абзаца тридцать третьего ст. 2)

 

5

В случае получения, возврата товара (услуги) или отказа от него продавец обязательно должен предоставлять расчетный документ в бумажной или электронной форме, а также возможность считывания QR-кода на дисплее и/или отправки электронного расчетного документа на предоставленный таким лицом абонентский номер или адрес электронной почты (пп. 2 ст. 3)

В соответствии с постановлением Правления НБУ от 28.12.18 г. № 162 в Украине с 05.08.19 г. внедрены счета IBAN. Одновременно с введением международного номера банковского счета IBAN НБУ разработал Правила использования QR-кода для перевода денег. Правилами определяются единые принципы использования QR-кода участниками безналичных расчетов при осуществлении перевода денег и требования к реквизитам QR-кода

(https://bank.gov.ua/admin_uploads/article/QR_user_cases.pdf?v=4)

6

Субъекты хозяйствования (далее – СГ), использующие программные РРО, обязаны подавать в контролирующие органы по проводным или беспроводным каналам связи электронные фискальные отчеты и электронные фискальные отчетные чеки (абзацы четвертый, пятый п. 7 ст. 3)

 

7

Создание и хранение контрольной ленты в бумажной или электронной форме на программных РРО при проведении расчетных операций в режиме офлайн осуществляется до передачи электронных расчетных документов, электронных фискальных отчетов, электронных фискальных отчетных чеков на фискальный сервер контролирующего органа (п. 10 ст. 3)

Режим офлайн – проведение расчетных операций в период отсутствия связи между программным РРО и фискальным сервером контролирующего органа

8

Предусмотрено, что предприниматели ведут учет товарных запасов и осуществляют продажу только тех товаров (услуг), которые отражены в учете (п. 12 ст. 3)

Ведение учета товарных запасов было предусмотрено и предыдущей редакцией Закона № 265, но согласно изменениям: СХ обязан предоставить при проведении проверки документы (в бумажной или электронной форме), которые подтверждают учет и происхождение товаров, которые на момент проверки находятся в месте продажи (хозяйственном объекте).

Также сохранилась норма о неприменении учета товарных запасов предпринимателями на едином налоге, которые не являются плательщиками НДС. Но изменениями предусмотрено, что эта норма не распространяется на плательщиков единого налога, реализующих технически сложные бытовые товары, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов, драгоценные камни, драгоценные камни органогенного образования и полудрагоценные камни

9

Внесены изменения в п. 16 ст. 3, в частности: в период отсутствия связи между программным РРО и фискальным сервером указывать в расчетном документе о проведении расчетной операции в режиме офлайн.

Кроме того, при проведении расчетных операций в период отсутствия связи между программным РРО и фискальным сервером контролирующий орган нужно уведомить в течение часа после возобновления связи средствами телекоммуникаций о времени и дате начала и завершения проведения расчетных операций в этот период по установленной форме

Изменениями предусмотрено, что уведомление контролирующих органов в случае неисправностей РРО будет проводиться не в произвольной форме, как это было ранее, а по форме, установленной центральным органом исполнительной власти

10

На период выхода из строя программного РРО расчетные операции не проводятся до момента устранения неисправностей (абзац второй ст. 5).

На период отсутствия связи между программным РРО и фискальным сервером расчетные операции проводятся в режиме офлайн, что может длиться не более 36 часов, с созданием электронных расчетных документов, которым присваиваются фискальные номера из диапазона фискальных номеров, сформированных фискальным сервером (абзац третий ст. 5)

СГ может использовать фискальные номера из диапазона фискальных номеров, сформированных фискальным сервером, не более как 168 часов в течение календарного месяца

11

Дополнена ст. 5 абзацем, в котором предусмотрено, что в случае неисправности РРО или отключения электроэнергии СХ не осуществляет расчетные операции до момента надлежащего подключения резервного РРО или включения электроэнергии, о чем сообщает при регистрации РРО. КОРО и РК в таком случае не регистрируются

Таким образом, нормы Закона № 265 приводятся в соответствие с нормами п. 2 разд. ІІІ Порядка, утвержденного приказом Минфина от 14.06.16 г. № 547

Согласно внесенным изменениям РРО не применяется:

1

При осуществлении торговли продукцией собственного производства (п. 1 ст. 9)

Кроме технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту; лекарственных средств, изделий медицинского назначения; ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней

2

Запрещено использование ПТКС по приему наличности для последующего ее перевода, не переведенных в фискальный режим (п. 2 ст. 9)

 

3

При продаже товаров (предоставлении услуг) плательщиками единого налога (ФЛП), не применяющими РРО в соответствии с Налоговым кодексом (далее – НК) и/или программные РРО (п. 6 ст. 9)

До 01.10.20 г. РРО и/или программные РРО не применяются плательщиками единого налога второй – четвертой групп (ФЛП) независимо от выбранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 000 000 грн, кроме тех, которые осуществляют:

  • реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
  • реализацию лекарственных средств, изделий медназначения и предоставление платных услуг в сфере здравоохранения.

С 01.10.20 г. по 01.01.21 г. РРО и/или программные РРО не применяются плательщиками единого налога второй – четвертой групп (ФЛП), объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 000 000 грн, независимо от выбранного вида деятельности, кроме тех, которые осуществляют:

  • реализацию товаров (предоставление услуг) через сеть Интернет;
  • реализацию технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту;
  • реализацию лекарственных средств, изделий медназначения и предоставление платных услуг в сфере здравоохранения;
  • реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;
  • розничную торговлю б/у товарами в магазинах (группа 47.79 КВЭД)
  • деятельность ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания;
  • деятельность туристических агентств, туристических операторов;
  • деятельность гостиниц и подобных средств временного размещения (группа 55.10 КВЭД);
  • реализацию текстиля (кроме реализации за наличные средства на рынках), деталей и принадлежностей для автотранспортных средств в соответствии с перечнем, который утверждается Кабмином (п. 53 подразд. 10 разд. ХХ «Переходных положений» НК с учетом изменений, которые вносятся Законом № 1073)

4

При осуществлении физическими лицами торговли продуктовыми или промышленными товарами за наличные средства на рынках (п. 9 ст. 9)

Кроме технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту; лекарственных средств, изделий медназначения; ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней

5

Если в месте получения товаров (предоставления услуг) операции по расчетам в наличной форме не проводятся (п. 12 ст. 9)

Склады, места хранения товаров, оптовая торговля и т. п.

Требования к РРО в соответствии с изменениями, внесенными Законом № 1053-1

1

РРО, который создает контрольную ленту в электронной форме, должен обеспечивать контроль отсутствия искажения или уничтожения данных о проведенных расчетных операциях, копий расчетных документов, которые на ней содержатся, возможность идентификации указанного регистратора на такой ленте (ст. 12)

Контроль осуществляется с применением квалифицированной электронной подписи и/или печати, квалифицированной электронной отметки времени с соблюдением требований Закона от 05.10.17 г. № 2155-VIII «Об электронных доверительных услугах» и/или других, разрешенных законодательством средств

2

Для применения в программных РРО может использоваться электронная печать ФЛП – аналог квалифицированной электронной печати, которая создается с соблюдением требований к квалифицированной электронной печати и создателем которой является ФЛП (ст. 13)

 

Новый раздел IV1 «Требования к жалобам покупателей (потребителей),
касающихся нарушения установленного порядка проведения расчетных операций»

1

Жалобы покупателей (потребителей) на нарушение установленного порядка проведения расчетных операций, которые претендуют на получение компенсации части суммы штрафных (финансовых) санкций, должны содержать следующие реквизиты (ст. 16):

  • ФИО, место жительства, идентификационный код (или серия и номер паспорта за религиозными убеждениями);
  • наименование и стоимость приобретенных покупателем товаров (услуг);
  • наименование и/или налоговый номер продавца, адрес места приобретения товаров (если невозможно установить реквизиты продавца), указание интернет-сайта;
  • перечень документов, полученных покупателем от продавца вместе с товаром. Также этот перечень в виде электронных копий или сканированных копий прилагается к жалобе;
  • информация о полученном расчетном документе (бумажный или электронный);
  • номер банковского счета для зачисления компенсации от суммы штрафных санкций

Штрафные санкции

1

(п. 1 ст. 17):

  • проведение расчетных операций на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг);
  • непроведение расчетных операций через РРО;
  • несоответствие на месте проведения расчетов суммы наличных средств сумме денег, указанной в дневном отчете РРО, более чем на 10 % размера МЗП, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, а в случае использования расчетных квитанций (далее – РК) – общей сумме продажи по РК, выданным с начала рабочего дня;
  • невыдача расчетного документа в электронной или бумажной форме

Санкции начинают действовать с 01.10.20 г.:

  • 100 % стоимости проданных с нарушениями, установленными этим пунктом, товаров (работ, услуг) – за нарушение, совершенное впервые;
  • 150 % стоимости проданных с нарушениями, установленными этим пунктом, товаров (работ, услуг) – за каждое следующее совершенное нарушение.

Важно! Санкции, предусмотренные п. 1 ст. 17 временно, до 01.10.20 г., действуют в следующих размерах (п. 11 разд. ІІ «Заключительных положений»:

  • 10 % стоимости проданных с нарушениями, установленными этим пунктом, товаров (работ, услуг), – за нарушения, совершенное впервые;
  • 50 % стоимости проданных с нарушениями, установленными этим пунктом, товаров (работ, услуг), – за каждое следующее совершенное нарушение.

Внимание! Штраф в размере 1 грн за нарушение, предусмотренное п. 1 ст. 17, совершенное впервые, Законом № 1053-1 отменен!

2

Если при осуществлении расчетных операций СХ не использует или использует незарегистрированные должным образом, нарушает установленный порядок использования или не хранит в течение установленного срока КУРО и/или РК (п. 3 ст. 17)

50 НМДГ (в соответствии с Указом Президента Украины от 25.08.96 г. № 762/96 размер НМДГ составляет 17 грн.), то есть 850 грн

3

Если контрольная лента не напечатана или не создана в электронной форме на РРО или выявлены искажения данных о проведенных расчетных операциях, информация о которых содержится на такой контрольной ленте (п. 5 ст. 17)

30 НМДГ (510 грн)

4

За проведение расчетных операций без использования режима предварительного программирования наименования каждого товара, который не является подакцизным, и/или услуги, цен товара (услуги) и учета их количества (п. 6 ст. 17)

5 НМДГ (85 грн)

5

За проведение расчетных операций без использования режима предварительного программирования наименования каждого подакцизного товара с указанием кода товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД, цен товара и учета его количества (п. 7 ст. 17)

300 НМДГ (5 100 грн)

6

За нарушение установленного в п. 1 ст. 9 порядка проведения расчетов через кассы предприятий (с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций) или за нарушение порядка оформления расчетных и отчетных документов при проведении продажи проездных и перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте (п. 8 ст. 17)

20 НМДГ (340 грн)

7

За применение при осуществлении расчетных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя (п. 9 ст. 17)

300 НМДГ (5 100 грн)

8

За непредставление в контролирующие органы отчетности, связанной с применением РРО, РК и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков по проводным или беспроводным каналам связи, в случае обязательности ее представления (п. 10 ст. 17)

30 НМДГ (510 грн)

9

За реализацию товаров, не учтенных в установленном порядке, и/или непредоставление при проведении проверки документов, которые подтверждают учет товаров, находящихся в месте продажи (ст. 20)

Двойная стоимость таких товаров, не учтенных в установленном порядке, по ценам реализации, но не менее 10 НМДГ (не менее 170 грн). Такие санкции распространяются только на плательщиков единого налога, кроме тех, которые реализуют: технически сложные бытовые товары, подлежащие гарантийному ремонту; лекарственные средства, изделия медназначения; ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов, драгоценные камни, драгоценные камни органогенного образования и полудрагоценные камни

10

В случае установления при применении РРО производственных дефектов в его конструкции или программном обеспечении, позволяющих искажать информацию об объеме расчетных операций или объеме операций по торговле валютными ценностями в наличной форме, которая заносится в фискальную память (ст. 29)

500 НМДГ к производителю или поставщику такого РРО (8 500 грн)

В каких случаях применяется компенсация (действует «кешбек»)

1

В обращении покупателя указан номер его счета и банковское учреждение, в котором такой счет открыт (п. 1 ст. 25)

 

2

Сумма штрафных (финансовых) санкций зачислена в государственный бюджет в полном объеме (п. 2 ст. 25)

Таким образом, вознаграждение покупателю выплачивается за счет штрафных санкций, уплаченных продавцом (пп. 14.1.279 НК с изменениями, внесенными Законом № 1073)

3

К жалобе приложены электронные копии или копии бумажных документов, изготовленные путем сканирования, полученных вместе с приобретенным товаром (работой, услугой), о которых отмечается в жалобе (п. 3 в. 25)

 

4

Стоимость товаров (работ, услуг) в пределах одной расчетной операции, относительно которых подано обращение покупателя, составляет свыше 850 грн. на день их получения покупателем (потребителем) (п. 4 в. 25)

Достоверность приобретения, наличие расчетного документа покупатель может проверить через электронный кабинет, а в случае стоимости товара свыше 850 грн – обратиться с жалобой к контролирующему органу. В случае установления контролирующим органом нарушения покупатель получит 100 % стоимости товаров (абзац второй ст. 25 Закона № 265, пп. 14.1.278 НК с изменениями, внесенными Законом № 1073)

5

Информация о проведенной компенсации обязательно доводится до сведения покупателя (потребителя) через электронный кабинет

Действие «кешбека» начинается с 01.10.20 г. Для работы с электронным кабинетом покупателю (потребителю) нужно будет получить ЕЦП

Изменения в Закон от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей»

1

Подтверждение совершения устной сделки оформляется квитанцией, товарным или кассовым чеком, билетом, талоном, расчетным документом, предусмотренным Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли общественного питания и услуг» или другими документами (далее – расчетный документ) (п. 7 ст. 1 Закона № 1023)

Примечание! Без изменений остался порядок отправки товара покупателю курьерской службой. При отправке товара сторонней курьерской службой (при условии послеоплаты) и передаче права собственности на отгруженный товар продавец обязан вложить с товаром расчетный документ установленной формы, удостоверяющий факт покупки, с указанием даты продажи (расходную накладную, товарный чек) (ч. 11 ст. 8 Закона № 1023).

При получении товара покупатель рассчитывается через кассу организации-посредника между продавцом и покупателем, то есть через почтовое отделение или службу доставки и получает фискальный чек.

Таким образом, в случае получения товара через стороннюю организацию Закон № 1053-1 не предусматривает для непосредственного продавца составления электронного расчетного документа и направления его по адресу электронной почты покупателя.

Нормы Закона № 265 с изменениями, которые вносятся Законом № 1023-1, не применяются:

  1. К плательщикам единого налога первой группы.
  2. К плательщикам единого налога второй – четвертой групп в случае, если объем дохода в течение календарного года не превышает 1 млн грн, кроме ФЛП, указанных в таблице, с учетом Переходных положений.
    Важно! С 01.01.21 г. все плательщики единого налога второй – четвертой групп должны применять РРО.
  3. При проведении безналичных расчетов (денежные средства, поступившие на расчетный счет продавца с расчетного (банковского) счета покупателя; деньги, которые внесены покупателем в кассу банка, то есть платежные операции без применения платежных карточек; оплата, поступившая через ПТКС, принадлежащий банку; деньги, поступившие от сторонней курьерской организации (почтового отделения) при условии перечисления их на счет продавца).
  4. Если в месте получения товаров (предоставления услуг) операции по расчетам в наличной форме не проводятся (склады, места хранения товаров, оптовая торговля и т. п.).
  5. В других случаях, предусмотренных Законом № 265.

Итак, подытоживая вышеизложенное, выделим основные изменения, внесенные законами № 1053-1 и № 1073:

  • существенно увеличиваются штрафы за нарушение порядка использования РРО с 01.10.20 р.;
  • вводится новое понятие «программный РРО» и определен порядок его применения;
  • внедряется возможность считывания QR-кода;
  • проведение расчетных операций в режиме офлайн;
  • приведены в соответствие нормы Закона № 265, Положения № 148 и Порядка № 547;
  • применение компенсации стоимости товара («кешбек») на основании подтвержденной контролирующим органом жалобы покупателя;
  • расширяется с 01.10.20 г. перечень видов деятельности плательщиков единого налога, при осуществлении которых необходимо применять РРО независимо от объема в 1 млн грн.
  • увеличивается объем доходов для второй группы плательщиков единого налога – с 1,5 млн грн до 2,5 млн грн (пп. 2 п. 291.4 НК);
  • при превышении плательщиком единого налога второй – четвертой групп (ФЛП) в календарном году объема дохода 1 млн грн применение РРО и/или программного РРО для такого плательщика обязательно (п. 53 подразд. 10 разд. ХХ «Переходных положений» НК с учетом изменений, вносимых Законом № 1073);
  • применение РРО и/или программного РРО начинается с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения, и продолжается во всех следующих налоговых периодах в течение регистрации субъекта хозяйствования плательщиком единого налога.
Обзор изменений, которые вносятся Законами № 1053-1 и № 1073.docx
Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы