Предприятие временно приостановило свою деятельность. В штате числится один директор, который подает налоговую и бухгалтерскую отчетность в соответствующие органы. Нужно ли в данной ситуации проводить годовую инвентаризацию, и если нужно, то как создать инвентаризационную комиссию, если на предприятии всего один работник?
Рассмотрим вопросы по порядку.
Нельзя. Действующим законодательством не предусмотрено освобождение предприятия от проведения обязательной инвентаризации, даже если деятельность не ведется, а из работников остался один директор (ст. 10 Закона от 16.07.1999 № 996-IV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»; п. 12 Порядка подачи финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 № 419, далее – Порядок № 419).
Исключение сделано только для предприятий, активы которых находятся на временно оккупированных территориях или в районах ведения военных (боевых) действий (п. 12 Порядка № 419). Причем такое освобождение возможно при выполнении определенных условий.
Поэтому в нашем случае годовая инвентаризация проводится, и соответственно инвентаризационная комиссия должна быть назначена.
Да, может. Это следует из письма Минфина от 27.05.2014 № 31-08410-07-29/12918 (далее – Письмо № 12918).
Согласно этому документу руководитель предприятия может соответствующим приказом утвердить состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии из одного лица – себя. В таком случае директор будет являться и председателем, и самой комиссией.
В то же время в Письме № 12918 предлагается и другой вариант – привлечь специалистов, заключив с ними гражданско-правовые договоры. Тогда приказом о создании инвентаризационной комиссии директор назначает председателем комиссии себя, а членами комиссии – привлеченных специалистов.
