Чтобы правильно составить и в срок подать годовую финансовую отчетность, юрлицам надо определить, к какой категории они относятся: микропредприятиям, малым, средним или крупным. Как это сделать, вы узнаете из нашей консультации.
Принадлежность к той или иной категории определяют по трем критериям:
|
Важно! Для определения категории предприятия достаточно одновременно соответствовать как минимум двум критериям. |
Как правильно отнести предприятие к той или иной категории, покажем в табл. 1.
Таблица 1. Категории предприятий согласно Закону № 996
|
Категория предприятия |
Критерии определения категории* |
||
|
балансовая стоимость активов, евро** |
чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг), евро |
средняя численность работников, чел. |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Микропредприятие |
До 350 тыс. |
До 700 тыс. |
До 10 |
|
Малое |
До 4 млн |
До 8 млн |
До 50 |
|
Среднее |
До 20 млн |
До 40 млн |
До 250 |
|
Крупное |
Свыше 20 млн |
Свыше 40 млн |
Свыше 250 |
* Величина критериев на текущий год берется по данным годовой финотчетности за предыдущий отчетный год (на 2018 год – по годовой финотчетности за 2017 год) (ч. 2 ст. 2 Закона № 996). Вновь созданные предприятия определяют свою категорию на дату подачи годовой финотчетности.** Перевод критериев из евро в гривни осуществляется по среднему за соответствующий период (год) курсу НБУ. Для этих целей берется информация из файла Exchange_r.xls, размещенного на сайте НБУ. Средний курс евро за 2017 год составляет 30,0042 грн. за 1 евро. |
|||
Для плательщиков налога на прибыль пп. 134.1.1 НК установлен 20-миллионный предел годового дохода от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов) за последний годовой отчетный (налоговый) период. Налогоплательщики, превысившие этот предел, обязаны корректировать финрезультат на разницы из разд. III НК.
|
Обратите внимание! Этот критерий не применяется при определении категории предприятия (микро-, малое, среднее и крупное) для целей составления финотчетности. |
Например, если у микропредприятия (согласно ст. 2 Закона № 996) годовой доход превысил 20 млн грн., то вместе с декларацией по налогу на прибыль (далее – декларация) оно подает сокращенную финотчетность.Покажем в табл. 2, какую финотчетность и когда подают плательщики налога на прибыль.
Таблица 2. Состав финотчетности и сроки ее подачи плательщиками налога на прибыль
|
№ |
Категория юрлиц |
Состав |
Срок подачи |
|
|
в орган статистики |
в орган ГФС |
|||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Крупные и средние предприятия |
Формы № 1, № 2, № 3 (или № 3-м), № 4, № 5*, № 6** |
Не позднее 28 февраля следующего за отчетным года (п. 5 Порядка № 419) |
Одновременно с подачей декларации (п. 46.2 НК; п. 2, 5 Порядка № 419) за 2018 год – не позднее 1 марта 2019 года (в течение 60 календарных дней после окончания отчетного (налогового) года) |
|
2 |
Малые предприятия и постоянные представительства нерезидентов*** |
Формы № 1-м и № 2-м |
||
|
3 |
Микропредприятия*** |
Формы № 1-мс и № 2-мс |
||
* Форму № 5 не подают предприятия, применяющие МСФО, малые и микропредприятия, представительства нерезидентов (п. 7 Приказа № 302).** Форму № 6 подают предприятия, которые обязаны обнародовать годовую финотчетность, монополисты, а также предприятия, в отношении продукции (товаров, работ, услуг) которых до начала отчетного года принято решение о госрегулировании цен (кроме малых предприятий, неприбыльных организаций и предприятий, которые по законодательству составляют финотчетность согласно МСФО) (п. 2 П(С)БУ 29).*** Для этой категории предприятий установлена сокращенная финотчетность в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах (ч. 3 ст. 11 Закона № 996). Исключение составляют предприятия, которые применяют МСФО (обязательно или добровольно). Они должны составлять финотчетность по формам, предусмотренным НП(С)БУ 1 (п. 1 разд. IV НП(С)БУ 1, п. 2 П(С)БУ 25). |
||||
Единщики третьей и четвертой групп могут попасть в любую категорию, определенную ст. 2 Закона № 996 (см. табл. 1). Например, если у единщика третьей группы балансовая стоимость активов 8 млн евро и среднее количество работников 100 человек, то он является средним предприятием. Поэтому и состав финотчетности для единщиков будет разным.
Чтобы правильно определить состав финотчетности, примите во внимание следующие моменты:
С учетом вышесказанного покажем в табл. 3, какую финотчетность и когда должны подавать единщики.
Таблица 3. Состав финотчетности и сроки ее подачи предприятиями – плательщиками единого налога
|
№ |
Категория юрлиц |
Состав |
Срок подачи |
|
|
в орган статистики |
в орган ГФС |
|||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Крупные и средние предприятия |
Формы № 1, № 2, № 3 (или № 3-н), № 4, № 5*, № 6** |
Не позднее 28 февраля следующего за отчетным года |
Не подается (п. 2, 5 Порядка № 419). Обязанность представлять финотчетность в орган ГФС |
|
2 |
Малые предприятия |
Единщики третьей группы – формы № 1-мс и № 2-мс; |
||
|
3 |
Микропредприятия |
Формы № 1-мс и № 2-мс |
||
* Форму № 5 не подают предприятия, применяющие МСФО, малые и микропредприятия, представительства нерезидентов (п. 7 Приказа № 302).** Форму № 6 подают предприятия, которые обязаны обнародовать годовую финотчетность, монополисты, а также предприятия, в отношении продукции (товаров, работ, услуг) которых до начала отчетного года принято решение о госрегулировании цен (кроме малых предприятий, неприбыльных организаций и предприятий, которые по законодательству составляют финотчетность согласно МСФО) (п. 2 П(С)БУ 29). |
||||
Непредпринимательское общество – это общество, которое не имеет целью получение прибыли для ее последующего распределения между участниками (ст. 85 ГК).
Непредпринимательские общества, которые для составления финотчетности применяют:
Финотчетность подается:
Если предприятие по показателям годовой финотчетности в течение двух лет подряд не соответствует критериям своей категории, оно должно перейти в ту категорию, критериям которой теперь отвечает (ч. 2 ст. 2 Закона № 996).
|
На заметку! Переход из группы в группу в течение года ст. 2 Закона № 996 не предусмотрен. Причина – для определения категории применяются показатели именно годовой финотчетности. |
Например, по итогам 2017 года предприятие является крупным. За 2018 год оно подает полный комплект финотчетности. По итогам 2018-го предприятие стало соответствовать критериям малых, но, несмотря на это, подает финотчетность за 2019 год в полном объеме. Если по результатам деятельности в 2019 году оно будет соответствовать признакам малого, то с 2020-го будет подавать сокращенную финотчетность по П(С)БУ 25.
Хотим предупредить: п. 3 разд. I П(С)БУ 25 для малых предприятий предусмотрен иной порядок смены категории. Так, если предприятие по результатам деятельности за год потеряло признаки малого, то финотчетность за отчетный период, в котором это произошло, и за последующие периоды текущего (отчетного) года оно составляет по правилам НП(С)БУ 1. Однако нормы Закона № 996 имеют приоритет над нормами П(С)БУ 25.
Обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице (в полном объеме) и другим способом в случаях, определенных законодательством, обязаны (ч. 3 ст. 14 Закона № 996):
|
Важно! Финотчетность должна быть обнародована не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом |
Крупные предприятия, которые не являются эмитентами ценных бумаг, и средние предприятия, а также финансовые учреждения, которые относятся к микрои малым предприятиям, обязаны обнародовать годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице (в полном объеме) не позднее 1 июня года, следующего за отчетным периодом. Впервые эта категория предприятий должна обнародовать фин отчетность по итогам 2019 года.
Согласно ч. 1 ст. 1 и ч. 7 ст. 11 Закона № 996 Отчет об управлении должен подаваться вместе с финотчетностью.
|
К сведению! Малые и микропредприятия от подачи такого Отчета освобождены, а средние могут не указывать в нем нефинансовую информацию. Крупные предприятия должны подавать Отчет об управлении в полном объеме. Порядок составления отчета управления приведен в методрекомендациях, утвержденных приказом Минфина от 07.12.18 г. № 982. |
Выводы
Чтобы определиться со статусом предприятия (микро-, малое, среднее, крупное), необходимо проанализировать показатели финотчетности за период в течение двух лет подряд.
Чтобы перейти в другую категорию, предприятию нужно не менее двух лет подряд соответствовать критериям новой категории.