Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Как определить состав годовой финотчетности

17.12.2018 10704 0 4



Чтобы правильно составить и в срок подать годовую финансовую отчетность, юрлицам надо определить, к какой категории они относятся: микропредприятиям, малым, средним или крупным. Как это сделать, вы узнаете из нашей консультации.


Определение категории предприятия

Принадлежность к той или иной категории определяют по трем критериям:

  • балансовой стоимости активов – итог строки 1300 графы 4 форм № 1, № 1-м и № 1-мс;
  • чистому доходу от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – это доход, рассчитанный путем вычитания из дохода от реализации продукции, товаров, работ, услуг (в т. ч. платежей за аренду объектов инвестиционной недвижимости) предоставленных скидок, стоимости возвращенных товаров, доходов, которые по договорам принадлежат комитентам (принципалам и т. п.), суммы налогов и сборов (ч. 1 ст. 1 Закона № 996). Это показатель строки 2000 графы 3 форм № 2, № 2-м и № 2-мс;
  • средней численности работников, определенной согласно п. 3.1 Инструкции № 286. В нее входят штатные работники предприятия, внешние совместители и лица, работающие по гражданско-правовым договорам. Это показатель вступительной части форм № 1, № 1-м и № 1-мс.

Важно! Для определения категории предприятия достаточно одновременно соответствовать как минимум двум критериям.

Как правильно отнести предприятие к той или иной категории, покажем в табл. 1.

Таблица 1. Категории предприятий согласно Закону № 996

Категория предприятия

Критерии определения категории*

балансовая стоимость активов, евро**

чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг), евро

средняя численность работников, чел.

1

2

3

4

Микропредприятие

До 350 тыс.

До 700 тыс.

До 10

Малое

До 4 млн

До 8 млн

До 50

Среднее

До 20 млн

До 40 млн

До 250

Крупное

Свыше 20 млн

Свыше 40 млн

Свыше 250

* Величина критериев на текущий год берется по данным годовой финотчетности за предыдущий отчетный год (на 2018 год – по годовой финотчетности за 2017 год) (ч. 2 ст. 2 Закона № 996). Вновь созданные предприятия определяют свою категорию на дату подачи годовой финотчетности.
** Перевод критериев из евро в гривни осуществляется по среднему за соответствующий период (год) курсу НБУ. Для этих целей берется информация из файла Exchange_r.xls, размещенного на сайте НБУ. Средний курс евро за 2017 год составляет 30,0042 грн. за 1 евро.

Подача финотчетности

Плательщиками налога на прибыль

Для плательщиков налога на прибыль пп. 134.1.1 НК установлен 20-миллионный предел годового дохода от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов) за последний годовой отчетный (налоговый) период. Налогоплательщики, превысившие этот предел, обязаны корректировать финрезультат на разницы из разд. III НК.

Обратите внимание! Этот критерий не применяется при определении категории предприятия (микро-, малое, среднее и крупное) для целей составления финотчетности.

Например, если у микропредприятия (согласно ст. 2 Закона № 996) годовой доход превысил 20 млн грн., то вместе с декларацией по налогу на прибыль (далее – декларация) оно подает сокращенную финотчетность.Покажем в табл. 2, какую финотчетность и когда подают плательщики налога на прибыль.

Таблица 2. Состав финотчетности и сроки ее подачи плательщиками налога на прибыль


п / п

Категория юрлиц

Состав

Срок подачи

в орган статистики

в орган ГФС

1

2

3

4

5

1

Крупные и средние предприятия

Формы № 1, № 2, № 3 (или № 3-м), № 4, № 5*, № 6**

Не позднее 28 февраля следующего за отчетным года (п. 5 Порядка № 419)

Одновременно с подачей декларации (п. 46.2 НК; п. 2, 5 Порядка № 419) за 2018 год – не позднее 1 марта 2019 года (в течение 60 календарных дней после окончания отчетного (налогового) года)

2

Малые предприятия и постоянные представительства нерезидентов***

Формы № 1-м и № 2-м

3

Микропредприятия***

Формы № 1-мс и № 2-мс

* Форму № 5 не подают предприятия, применяющие МСФО, малые и микропредприятия, представительства нерезидентов (п. 7 Приказа № 302).
** Форму № 6 подают предприятия, которые обязаны обнародовать годовую финотчетность, монополисты, а также предприятия, в отношении продукции (товаров, работ, услуг) которых до начала отчетного года принято решение о госрегулировании цен (кроме малых предприятий, неприбыльных организаций и предприятий, которые по законодательству составляют финотчетность согласно МСФО) (п. 2 П(С)БУ 29).
*** Для этой категории предприятий установлена сокращенная финотчетность в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах (ч. 3 ст. 11 Закона № 996). Исключение составляют предприятия, которые применяют МСФО (обязательно или добровольно). Они должны составлять финотчетность по формам, предусмотренным НП(С)БУ 1 (п. 1 разд. IV НП(С)БУ 1, п. 2 П(С)БУ 25).

Единщиками

Единщики третьей и четвертой групп могут попасть в любую категорию, определенную ст. 2 Закона № 996 (см. табл. 1). Например, если у единщика третьей группы балансовая стоимость активов 8 млн евро и среднее количество работников 100 человек, то он является средним предприятием. Поэтому и состав финотчетности для единщиков будет разным.

Чтобы правильно определить состав финотчетности, примите во внимание следующие моменты:

  1. Малые и микропредприятия подают сокращенную финотчетность в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах. Однако если такие предприятия применяют МСФО (обязательно или добровольно), права на сокращенную финотчетность у них нет (ч. 3 ст. 11 Закона № 996). Кроме того, на предприятия, применяющие МСФО, не распространяются нормы П(С)БУ 25, и они должны составлять финотчетность по формам, предусмотренным НП(С)БУ 1 (п. 1 разд. IV НП(С)БУ 1, п. 2 П(С)БУ 25).
  2. Единщики третьей группы, относящиеся к малым предприятиям, согласно пп. 2 п. 2 разд. I П(С)БУ 25 должны составлять формы № 1-мс и № 2-мс, поскольку ведут упрощенный бухучет в соответствии с налоговым законодательством (п. 44.2, пп. 296.1.3 НК). На единщиков четвертой группы, которые относятся к малым, это правило не распространяется (они не ведут упрощенный бухучет).

С учетом вышесказанного покажем в табл. 3, какую финотчетность и когда должны подавать единщики.

Таблица 3. Состав финотчетности и сроки ее подачи предприятиями – плательщиками единого налога


п / п

Категория юрлиц

Состав

Срок подачи

в орган статистики

в орган ГФС

1

2

3

4

5

1

Крупные и средние предприятия

Формы № 1, № 2, № 3 (или № 3-н), № 4, № 5*, № 6**

Не позднее 28 февраля следующего за отчетным года
(п. 5 Порядка № 419)

Не подается (п. 2, 5 Порядка № 419).

Обязанность представлять финотчетность в орган ГФС
вместе с декларацией единщика НК не предусмотрена

2

Малые предприятия

Единщики третьей группы – формы № 1-мс и № 2-мс;
единщики четвертой группы – формы № 1-м и № 2-м

3

Микропредприятия

Формы № 1-мс и № 2-мс

* Форму № 5 не подают предприятия, применяющие МСФО, малые и микропредприятия, представительства нерезидентов (п. 7 Приказа № 302).
** Форму № 6 подают предприятия, которые обязаны обнародовать годовую финотчетность, монополисты, а также предприятия, в отношении продукции (товаров, работ, услуг) которых до начала отчетного года принято решение о госрегулировании цен (кроме малых предприятий, неприбыльных организаций и предприятий, которые по законодательству составляют финотчетность согласно МСФО) (п. 2 П(С)БУ 29).

Непредпринимательскими обществами

Непредпринимательское общество – это общество, которое не имеет целью получение прибыли для ее последующего распределения между участниками (ст. 85 ГК).

Непредпринимательские общества, которые для составления финотчетности применяют:

  • П(С)БУ – подают сокращенную финотчетность в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах (ч. 3 ст. 11 Закона № 996). Они должны использовать формы отчетности, установленные П(С)БУ 25. Общества, которые соответствуют критериям микропредприятий, подают формы № 1-мс и № 2-мс, остальные – формы № 1-м и № 2-м;
  • МСФО (обязательно или добровольно), не имеют права на сокращенную финотчетность (ч. 3 ст. 11 Закона № 996). Они должны подавать полный комплект финотчетности в составе формы № 1, № 2, № 3 (или № 3-н), № 4 и Примечаний к финотчетности.

Финотчетность подается:

  • в органы статистики – не позднее 28 февраля следующего за отчетным года (п. 5 Порядка № 419);
  • в органы ГФС – одновременно с подачей Отчета неприбыльной организации, который подается один раз в год (пп. 133.4.7 НК). Срок подачи Отчета – в течение 60 календарных дней после окончания отчетного (налогового) года (пп. 49.18.3 НК). При этом финотчетность является приложением к Отчету (п. 46.2 НК).

Как отчитываться при изменении показателей деятельности

Если предприятие по показателям годовой финотчетности в течение двух лет подряд не соответствует критериям своей категории, оно должно перейти в ту категорию, критериям которой теперь отвечает (ч. 2 ст. 2 Закона № 996).

На заметку! Переход из группы в группу в течение года ст. 2 Закона № 996 не предусмотрен. Причина – для определения категории применяются показатели именно годовой финотчетности.

Например, по итогам 2017 года предприятие является крупным. За 2018 год оно подает полный комплект финотчетности. По итогам 2018-го предприятие стало соответствовать критериям малых, но, несмотря на это, подает финотчетность за 2019 год в полном объеме. Если по результатам деятельности в 2019 году оно будет соответствовать признакам малого, то с 2020-го будет подавать сокращенную финотчетность по П(С)БУ 25.

Хотим предупредить: п. 3 разд. I П(С)БУ 25 для малых предприятий предусмотрен иной порядок смены категории. Так, если предприятие по результатам деятельности за год потеряло признаки малого, то финотчетность за отчетный период, в котором это произошло, и за последующие периоды текущего (отчетного) года оно составляет по правилам НП(С)БУ 1. Однако нормы Закона № 996 имеют приоритет над нормами П(С)БУ 25.

Какие предприятия должны обнародовать финотчетность

Обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице (в полном объеме) и другим способом в случаях, определенных законодательством, обязаны (ч. 3 ст. 14 Закона № 996):

  • предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, которые не являются эмитентами ценных бумаг);
  • публичные акционерные общества;
  • субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке;
  • субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях.

Важно! Финотчетность должна быть обнародована не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом

Крупные предприятия, которые не являются эмитентами ценных бумаг, и средние предприятия, а также финансовые учреждения, которые относятся к микрои малым предприятиям, обязаны обнародовать годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице (в полном объеме) не позднее 1 июня года, следующего за отчетным периодом. Впервые эта категория предприятий должна обнародовать фин отчетность по итогам 2019 года.

Кто должен подавать Отчет об управлении

Согласно ч. 1 ст. 1 и ч. 7 ст. 11 Закона № 996 Отчет об управлении должен подаваться вместе с финотчетностью.

К сведению! Малые и микропредприятия от подачи такого Отчета освобождены, а средние могут не указывать в нем нефинансовую информацию. Крупные предприятия должны подавать Отчет об управлении в полном объеме. Порядок составления отчета управления приведен в методрекомендациях, утвержденных приказом Минфина от 07.12.18 г. № 982.

Выводы

Чтобы определиться со статусом предприятия (микро-, малое, среднее, крупное), необходимо проанализировать показатели финотчетности за период в течение двух лет подряд.

Чтобы перейти в другую категорию, предприятию нужно не менее двух лет подряд соответствовать критериям новой категории.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы