Благотворительная помощь центру здоровья: какую норму НК применить для корректировки финрезультата
Ситуация из практики
Предприятие, корректирующее финрезультат на все разницы, предусмотренные Налоговым кодексом (далее – НК), в ноябре 2019 года перечислило сумму благотворительной помощи городскому центру физического здоровья населения «Спорт для всіх». Получатель помощи является неприбыльной организацией, внесенной в «неприбыльный реестр» с кодом 0031. Какую норму НК следует применить к данной операции при определении объекта обложения налогом на прибыль за 2019 год – пп. 140.5.9 или 140.5.14?
В данном случае нужно применить пп. 140.5.9 НК. Поясним, почему это так.
Для целей налогового учета благотворительную помощь следует считать безвозвратной финансовой помощью. Если такая помощь предоставляется неприбыльной организации, внесенной в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (утвержден постановлением КМУ от 13.07.16 г. № 440), то передающей стороне следует определять разницы, корректирующие финрезультат, по правилам пп. 140.5.9 или 140.5.14 НК.
То есть предприятие в периоде оказания помощи:
- в бухучете – признает расходы в сумме, перечисленной центру здоровья;
- в налоговом учете – увеличит финрезультат на сумму превышения размера помощи над 4 % (пп. 140.5.9 НК) или 8 % (пп. 140.5.14 НК) налогооблагаемой прибыли предприятия за предыдущий отчетный год (т. е. за 2018-й). Напомним, что показатель налогооблагаемой прибыли отражается в строке 04 декларации по этому налогу (форма утверждена приказом Минфина от 20.10.15 г. № 897).
В результате применения норм пп. 140.5.9 или 140.5.14 НК в налоговые расходы предприятия попадет сумма денежных перечислений не в полной сумме, а только в пределах 4%-ного или 8%-ного благотворительного лимита.
Какую же именно норму НК надо применить в данной ситуации?
Поскольку благотворительная помощь имеет «спортивную направленность», обратимся прежде к пп. 140.5.14 НК. Из этого подпункта следует, что если деньги перечисляются названным в пп. 140.5.14 НК субъектам сферы физической культуры и спорта, то применяется благотворительный лимит в размере 8 %.
В свою очередь, субъекты сферы физкультуры и спорта определены в разд. 2 Закона от 24.12.93 г. № 3808-XII. К ним относятся: спортивные клубы (ст. 9); детско-юношеские спортивные школы (ст. 10); специализированные учебные заведения спортивного профиля (ст. 11); школы высшего спортивного мастерства (ст. 12); центры олимпийской подготовки (ст. 13); специализированные учебные заведения спортивного профиля (ст. 14); физкультурно-оздоровительные учреждения (ст. 15); центры физического здоровья населения (ст. 16); центры физической культуры и спорта лиц с инвалидностью (ст. 17); коллективы физической культуры (ст. 18); физкультурно-спортивные общества (ст. 19); спортивные федерации (ст. 20); общественные организации физкультурно-спортивной направленности учащихся и студентов (ст. 21); общественные организации физкультурно-спортивной направленности ветеранов физической культуры и спорта (ст. 22); национальный олимпийский комитет Украины (ст. 23); субъекты паралимпийского и дефлимпийского движения в Украине (ст. 24); спортивный комитет Украины (ст. 25).
При этом из 25 видов субъектов сферы физической культуры и спорта только 5 названы в пп. 140.5.14 НК (мы выделили их жирным шрифтом). Причем относительно спортивных федераций уточнено, что это должны быть федерации по олимпийским видам спорта.
Подытожим. Центры физического здоровья населения не включены в пп. 140.5.14 НК. Поэтому к сумме благотворительной помощи, оказанной данной неприбыльной организации, применяется разница, предусмотренная пп. 140.5.9 НК. Это означает, что в налоговые расходы предприятия за 2019 год может попасть сумма помощи только в пределах 4%-ного благотворительного лимита.
Комментарии к материалу