Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Аренда генератора: надо получить разрешение и уплачивать эконалог

22.08.2016

Из этой статьи вы узнаете:

  • придется ли уплачивать эконалог при использовании арендованного генератора;
  • нужно ли оформлять разрешение на осуществление выбросов этим генератором (кому именно арендодателю или арендатору);
  • предусмотрена ли ответственность за отсутствие разрешения на выбросы.

Что можно сделать на практике: получив генератор в аренду, сразу же подайте соответствующие документы в территориальные органы Минприроды для получения разрешения. И уплачивайте эконалог начиная с квартала, в котором начали использовать этот генератор.


Используете арендованный генератор – платите эконалог!

Мы уже не раз писали о том, что при использовании дизельных (бензиновых) генераторов необходимо уплачивать эконалог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения (согласно пп. 14.1.230, 240.1.1 Налогового кодекса, далее – НК). А на то, что при использовании в хоздеятельности арендованного генератора эконалог должен уплачивать арендатор, указывала и ГФС – в письме от 13.01.15 г. № 311/6/99-99-15-04-02-15.

Таким образом, для многих наших подписчиков, которые арендуют подобные объекты, требование об уплате эконалога за выбросы не является неожиданным. Тем не менее возникают вопросы о порядке получения разрешения на выбросы. Например, рассмотрим вопросы, которые появились у сторон в нашей ситуации.

Получите разрешение на использование генератора

Генератор подпадает под определение стационарного источника загрязнения в соответствии с терминологией, приведенной в пп. 14.1.230 НК. А согласно ст. 11 Закона от 16.10.92 г. № 2707-XII (далее – Закон № 2707), выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками позволены только после получения разрешения. До момента получения разрешения закон запрещает использовать загрязняющий атмосферу источник. Отметим, что такое мнение было озвучено в письме Минэкологии от 25.12.14 г. № 7/3692-14.

Кто получает разрешение – арендодатель или арендатор?

Разрешение нужно получить арендатору генератора. В пользу этого мнения можно привести два фактора:

  • во-первых, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу – это официальный документ, дающий право субъектам хозяйствования эксплуатировать объекты, в результате работы которых в атмосферу попадают загрязняющие вещества (п. 2 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 13.03.02 г. № 302, далее – Порядок № 302). В данном случае эксплуатирует генератор именно арендатор. Значит, ему и надо получать разрешение. Ведь выбросы происходят в результате работы генератора, а не в результате его сдачи в аренду;
  • во-вторых, плательщиком эконалога является арендатор. Тогда и разрешение надо получать тоже ему. Ведь арендодатель не является плательщиком эконалога по генератору, сданному в аренду. И пока он не будет эксплуатировать генератор, такое разрешение ему не нужно.

Что делать арендатору с полученным разрешением после окончания срока аренды генератора?

Напомним, что разрешение выдается на бесплатной основе на неограниченный срок (так предусмотрено ст. 11 Закона № 2707). При расторжении договора аренды (или по истечении его срока действия) арендатор имеет право подать заявление об аннулировании разрешения (п. 10 Порядка № 302).

Чем грозит предприятию использование генератора без разрешения?

Мы говорили выше, что использовать источник загрязнения без разрешения нельзя. Но зачастую бывает так, что получение разрешения затягивается на довольно длительный срок. Заметим, что вне зависимости от наличия разрешения на выбросы предприятие, которое осуществляет их, все равно обязано уплачивать эконалог. В частности, такое разъяснение предоставлено ГФС в ОИР (категория 120.03).

Лица, которые осуществляют выбросы загрязняющих веществ без разрешения, выданного уполномоченными органами власти, несут ответственность в соответствии с законом (ст. 33 Закона № 2707). Согласно ст. 78 КУоАП, осуществление выбросов без разрешения влечет за собой наложение админштрафа на должностных лиц предприятия в размере от 5 до 8 НМДГ (от 85 до 136 грн.).

Кроме того, стоит обратить внимание на ст. 12 Закона № 2707, согласно которой деятельность, связанная с нарушением условий и требований к выбросам загрязняющих веществ в атмосферу, может быть ограничена, временно запрещена (остановлена) или приостановлена.

Выводы

Предприятие – арендатор дизельного (бензинового) генератора является плательщиком эконалога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. При этом ему нужно получить разрешение на выбросы. Такое разрешение выдается бесплатно с неограниченным сроком действия. Если договор аренды расторгается или срок его действия заканчивается, арендатор может подать в соответствующие территориальные органы Минприроды заявление об аннулировании разрешения.

Отсутствие разрешения на выбросы может грозить предприятию: наложением админштрафа в размере от 85 до 136 грн.; ограничением, временной приостановкой деятельности, связанной с использованием генератора.

Эконалог за эксплуатацию генератора уплачивать нужно вне зависимости от наличия разрешения.

Комментарии к материалу
Всего комментариев 3
Отсортировано:
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
09.09.2025
Если вовремя не списали задолженность: как отразить в учете
Что делать с кредиторской задолженностью, которую вовремя не списали? В статье рассматриваем, как предприятию избавиться от «зависших» долгов. С приближением окончания отчетного года, а также в связи со вступлением в силу 04.09.2025 Закона от 14.05.2025 № 4434-IX «О внесении измене...
01.09.2025
Неправомерная выгода: разницы по налогу на прибыль по взяткам
В статье рассмотрим, что такое неправомерная выгода, какие операции, по мнению налоговиков, могут считаться взяткой, а также какие налоговые последствия таких операций. Поскольку большинство наших действий, связанных с деньгами и имуществом, имеют налоговые последствия, нельзя надеяться, что получен...
01.09.2025
Сколько экземпляров товарно-транспортной накладной выписывать?
Если ТТН составляется в бумажной форме, сколько экземпляров заполнять? А если грузополучателей несколько, нужно ли отдельно на каждого выписывать ТТН? Обо всем этом – в статье. Товарно-транспортная накладная: заполнение, ответственность, риски Товарно-транспортная накладная: заполнение, ответ...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
Новое
17.09.2025
Как оформлять налоговые накладные при экспорте товаров, на которые распространяется режим экспортного обеспечения
Режим экспортного обеспечения НДС – это специальный порядок налогообложения, применяемый к отдельным группам товаров при их вывозе за пределы таможенной территории Украины. Он предусматривает особые правила оформления и регистрации налоговых накладных, что позволяет экспортеру оформлять нулеву...
15.09.2025
Изменения в правилах блокировки налоговых накладных
С 27 сентября 2025 года вступят в силу изменения к Порядку остановки регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки. Из нашего обзора вы узнаете, что именно изменится в правилах блокировки НН/РК на этот раз. Постановлением КМУ от 26.08.2025 № 1048 (далее – Постановление № 1048) будут...
15.09.2025
Работа предпринимателя на дому: учет приобретенной офисной техники и коммунальных платежей
Можно ли предпринимателю, ведущему бизнес на дому, учесть расходы на офисную технику и коммунальные услуги? Как такие расходы влияют на объект налогообложения и налоговый кредит по НДС? Обо всем этом читайте в статье. Бизнес на дому: что должен учесть предприниматель В некоторых случаях физлица-пре...
Лучшие материалы