Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

12 новаций в законодательстве–2014


Новый год — это всегда новации, в том числе законодательные. Ведь новые нормативные акты обычно вступают в силу именно 1 января. К сожалению, в 2014 году не все они порадуют украинский бизнес. Но знать их нужно в любом случае.


Александр Даниленко,
президент Ассоциации бизнес-консультантов Украины,
главный редактор журнала «Справочник экономиста»

1. Долгожданного снижения ставки НДС не произошло

Любое улучшение жизни трудно представить без снижения налогового давления. Как известно, в соответствии с п. 10 подр. 2 р. XX «Переходные положения» НК с 1 января 2014 года ставка НДС должна была бы составлять 17 %, а налога на прибыль — 16 %. Однако в конце 2013 года законодатели заявили о невозможности такого шага. Проект бюджета на следующий год при этом базировался на действующих ставках налогов. И вот 19 декабря Верховная Рада Украины большинством в 241 голос поддержала Законопроект № 3757, который достаточно быстро был подписан Президентом и стал Законом № 713.

Согласно этому закону в 2014 году ставка НДС останется на уровне 20 %, а снизится она до 17 % только через год, то есть с 1 января 2015 года. Ставка налога на прибыль в текущем году составит 18 %, в 2015 году — 17 %, и только в 2016 году — 16 %. Для субъектов индустрии программной продукции, которые применяют особенности налогообложения, предусмотренные п. 15 подр. 10 р. XX «Переходные положения» НК, ставка налога в указанные годы составит 5 % (рисунок).

1 из 1

На спиртовые дистилляты и спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина или выжимок винограда (коды согласно УКТ ВЭД 2208 20 12 00, 2208 20 62 00), теперь применяется ставка акцизного налога 32 грн за 1 литр 100 %-го спирта (напомним, в 2013 году она составляла 29 грн).

А по налоговым обязательствам относительно экологического налога, возникшим с 1 января 2014 года, ставки налогов составляют 100 % от ставок, предусмотренных ст. 243, 244, 245 и 246 НК (в 2013 году — 75 % от указанных ставок).

Внимание! В соответствии с Законом № 713 существенно повышены ставки сбора за специальное использование лесных ресурсов (пп. 331.1 и 331.2 НК).

2. Акцизы: новые плательщики, новые ставки

Плохая новость для тех, кто планировал ввезти в Украину грузовой микроавтобус и впоследствии переделать его на легковой. Согласно изменениям, предусмотренным Законом № 713, с 1 января 2014 года плательщиком акцизного налога является владелец ввезенных на таможенную территорию Украины транспортных средств, которые переоборудуются в легковые автомобили, с которых взимается акцизный налог.

Согласно внесенным изменениям акцизный налог взимается за легковые автомобили и другие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, включая грузопассажирские автомобили-фургоны, гоночные автомобили, в том числе автомобили, за которые при ввозе на таможенную территорию Украины не был уплачен акцизный налог и документы на которые в установленном законодательством порядке передаются в органы внутренних дел для регистрации или перерегистрации в связи с изменением модели транспортного средства, которая до переоборудования соответствовала товарной позиции 8704 согласно УКТ ВЭД, а после переоборудования соответствует товарной позиции 8703 согласно УКТ ВЭД (п. 216.8 НК).

Датой возникновения налоговых обязательств при осуществлении переоборудования неподакцизного транспортного средства в подакцизный легковой автомобиль является дата выдачи документа о соответствии переоборудованного автомобиля требованиям безопасности дорожного движения. Владелец автомобиля должен уплатить акцизный налог не позднее даты представления документов в орган внутренних дел для регистрации или перерегистрации такого транспортного средства.

Еще одно важное изменение, касающееся акцизного налога. В новой редакции изложен пп. 215.3.1 НК, который устанавливал ставки акцизного налога на спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, пиво. Достаточно существенно повышены ставки налога на вина натуральные и игристые, вермуты, сброженные напитки и спирт этиловый. Кроме того, на 2014 год приостановлено действие пп. «в» пп. 229.1.1 НК в части взимания акцизного налога по ставке 0 гривень за 1 литр 100 %-го спирта со спирта этилового денатурированного (спирта технического), который реализуется субъектам хозяйствования в целях его использования в качестве сырья для производства продуктов органического синтеза, не содержащих в своем составе более 0,1 % остаточного этанола.

На спиртовые дистилляты и спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина или выжимок винограда (коды согласно УКТ ВЭД 2208 20 12 00, 2208 20 62 00), теперь применяется ставка акцизного налога 32 грн за 1 литр 100 %-го спирта (напомним, в 2013 году она составляла 29 грн).

А по налоговым обязательствам относительно экологического налога, возникшим с 1 января 2014 года, ставки налогов составляют 100 % от ставок, предусмотренных ст. 243, 244, 245 и 246 НК (в 2013 году — 75 % от указанных ставок).

Внимание! В соответствии с Законом № 713 существенно повышены ставки сбора за специальное использование лесных ресурсов (пп. 331.1 и 331.2 НК).

2. Акцизы: новые плательщики, новые ставки

Плохая новость для тех, кто планировал ввезти в Украину грузовой микроавтобус и впоследствии переделать его на легковой. Согласно изменениям, предусмотренным Законом № 713, с 1 января 2014 года плательщиком акцизного налога является владелец ввезенных на таможенную территорию Украины транспортных средств, которые переоборудуются в легковые автомобили, с которых взимается акцизный налог.

Согласно внесенным изменениям акцизный налог взимается за легковые автомобили и другие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, включая грузопассажирские автомобили-фургоны, гоночные автомобили, в том числе автомобили, за которые при ввозе на таможенную территорию Украины не был уплачен акцизный налог и документы на которые в установленном законодательством порядке передаются в органы внутренних дел для регистрации или перерегистрации в связи с изменением модели транспортного средства, которая до переоборудования соответствовала товарной позиции 8704 согласно УКТ ВЭД, а после переоборудования соответствует товарной позиции 8703 согласно УКТ ВЭД (п. 216.8 НК).

Датой возникновения налоговых обязательств при осуществлении переоборудования неподакцизного транспортного средства в подакцизный легковой автомобиль является дата выдачи документа о соответствии переоборудованного автомобиля требованиям безопасности дорожного движения. Владелец автомобиля должен уплатить акцизный налог не позднее даты представления документов в орган внутренних дел для регистрации или перерегистрации такого транспортного средства.

Еще одно важное изменение, касающееся акцизного налога. В новой редакции изложен пп. 215.3.1 НК, который устанавливал ставки акцизного налога на спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, пиво. Достаточно существенно повышены ставки налога на вина натуральные и игристые, вермуты, сброженные напитки и спирт этиловый. Кроме того, на 2014 год приостановлено действие пп. «в» пп. 229.1.1 НК в части взимания акцизного налога по ставке 0 гривень за 1 литр 100 %-го спирта со спирта этилового денатурированного (спирта технического), который реализуется субъектам хозяйствования в целях его использования в качестве сырья для производства продуктов органического синтеза, не содержащих в своем составе более 0,1 % остаточного этанола.

5. Электронные проверки

Предусмотренные НК электронные проверки будут проводиться:

  • в отношении налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, — с 1 января 2014 года;
  • в отношении субъектов хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса — с 1 января 2015 года;
  • в отношении других налогоплательщиков — с 1 января 2016 года.

Предметом электронной проверки является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты предусмотренных НК налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Порядок подачи налогоплательщиком заявления о проведении документальной невыездной внеплановой электронной проверки и принятия решения территориальным органом Министерства доходов и сборов Украины о проведении такой проверки утвержден приказом Министерства доходов и сборов Украины от 03.06.2013 № 143.

6. Хотите есть экологически чистые продукты? Тогда мы идем к вам!

Государство будет контролировать производство органической продукции.

С 10 января 2014 года, то есть через три месяца со дня опубликования, вступил в силу Закон № 425. Осуществлять производство органической продукции (т. е. продукции, при производстве которой не допускается применение химических удобрений, пестицидов, генетически модифицированных организмов (ГМО), консервантов и т. д.) имеет право физическое или юридическое лицо любой организационно-правовой формы и любой формы собственности, которое прошло оценку соответствия производства, получило сертификат соответствия и включено в Реестр производителей органической продукции (сырья).

7. С новым... Таможенным тарифом!

Вступил в силу новый Закон о Таможенном тарифе.

Напомним, Таможенный тариф содержит перечень ставок общегосударственного налога — ввозной пошлины на товары, ввозимые на таможенную территорию Украины и систематизированные согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД), составленной на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Ставки ввозной пошлины могут устанавливаться или изменяться исключительно путем внесения изменений в Таможенный тариф Украины в порядке, определенном законом. В действующую редакцию Таможенного тарифа включено 97 групп товаров.

8. Претензии к контрагенту ограничены во времени

Как известно, в случае отказа продавца товаров (услуг) предоставить налоговую накладную, а также нарушения им порядка ее заполнения или регистрации в Едином реестре покупатель имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на такого поставщика. Указанное заявление является основанием для включения сумм НДС в состав налогового кредита. Однако в соответствии с внесенными изменениями (п. 201.10 НК) такое право сохраняется за плательщиками налога в течение 60 календарных дней, следующих за предельным сроком представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором не представлена налоговая накладная или нарушен порядок ее заполнения и/или порядок регистрации в Едином реестре.

9. Новации в регистрации персональных данных

Изменений, связанных с регистрацией персональных данных, много, и связаны они с тем, что вступил в силу Закон № 383.

Главное изменение заключается в том, что персональные данные теперь будет защищать не Государственная служба Украины по вопросам защиты персональных данных, а Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека (далее — Уполномоченный).

Напомним, институт Уполномоченного, или, как его любят называть, омбудсмена (именно под таким доменным именем (http://www.ombudsman.gov.ua/) работает в том числе официальный сайт Уполномоченного), предусмотрен Конституцией и действует в нашем государстве достаточно давно. В соответствии со ст. 55 Конституции Украины каждый имеет право обратиться за защитой своих прав к Уполномоченному. Целесообразно ли именно этому лицу вменять в обязанности контролировать использование персональных данных? В определенном смысле да, ведь формально регистрация защиты персональных данных осуществлялась именно в целях защиты прав человека.

Конечно, Уполномоченный не может выполнять работу целой службы, даже с учетом помощи своих штатных работников. Поэтому предусмотрена еще одна новация: процедура государственной регистрации баз персональных данных отменяется, а вместо нее вводится процедура уведомления Уполномоченного о факте обработки персональных данных, представляющем особый риск для прав и свобод субъектов персональных данных, в течение 30 рабочих дней со дня начала такой обработки. То есть разрешение вроде бы и не нужно, но создать базу данных просто так не получится. Тем более что ответственность за нарушения в этой сфере никто не отменял.

Размеры ответственности также существенно изменились. Причем однозначно сказать, что они стали меньше, нельзя. Какие-то уменьшились, а какие-то даже выросли. Определения нарушений в своем большинстве также изменились. Однако штрафы остаются неадекватно большими (см. таблицу). При этом штраф не освобождает предприятие, скажем, от требований потерпевшего возместить ему моральный ущерб.

Владельцы персональных данных, которые на момент вступления в силу Закона № 383 осуществляют обработку персональных данных, подлежащих сообщению, представляют соответствующее уведомление в течение шести месяцев со дня вступления закона в силу.

Таблица. Ответственность за нарушения в сфере защиты персональных данных

Неуведомление или несвоевременное уведомление Уполномоченного об обработке персональных данных:

для граждан

от 100 до 200 нмдг (1 700–3 400 грн)

для должностных лиц и граждан — субъектов предпринимательской деятельности

от 200 до 400 нмдг (3 400–6 800 грн)

Несоблюдение установленного законодательством порядка защиты персональных данных, что привело к незаконному доступу к ним:

для граждан

от 100 до 500 нмдг (1 700—8 500 грн)

для должностных лиц и граждан — субъектов предпринимательской деятельности

от 300 до 1 000 нмдг (5 100–17 000 грн)

Повторное в течение года совершение нарушения:

для граждан

от 300 до 500 нмдг (5 100–8 500 грн)

для должностных лиц и граждан — субъектов предпринимательской деятельности

от 1 000 до 2 000 нмдг (17 000–34 000 грн)


10. Новый закон об институтах совместного инвестирования

В новом году украинцы получили новый закон, регламентирующий деятельность институтов совместного инвестирования — Закон № 5080. Институт совместного инвестирования (ИСИ) — это корпоративный или паевой фонд. В зависимости от порядка осуществления деятельности ИСИ может быть открытого, интервального и закрытого типа, срочным или бессрочным. Заметим, что не каждый может стать участником ИСИ. В частности, это не могут сделать юридические лица, доля государственной или коммунальной собственности у которых превышает 25 %. После вступления в силу указанного закона считается утратившим силу Закон № 2299.

11. Поставка зерновых и технических культур освобождена от НДС

Согласно новому п. 197.21 НК от обложения НДС освобождаются операции по поставке на таможенной территории Украины и вывозу в таможенном режиме экспорта зерновых культур товарных позиций 1001–1008 согласно УКТ ВЭД и технических культур товарных позиций 1205 и 1206 согласно УКТ ВЭД. Нормы данного пункта не применяются к операциям по поставке зерновых культур товарной позиции 1006 и товарной подкатегории 1008 10 00 00 согласно УКТ ВЭД, указанные операции облагаются НДС в общем порядке.

Заметим, что подобная норма содержалась и в р. XX «Переходные положения» НК, но там она была временной и должна была утратить силу с 1 января 2014 года. Теперь же она стала бессрочной.

12. Отрицательный финансовый результат по операциям с ценными бумагами не учитывается при определении финрезультата

В соответствии с п. 32 подр. 4 р. XX «Переходные положения» НК отрицательный финансовый результат по операциям с ценными бумагами, сформированный по состоянию на 1 января 2014 года, не учитывается при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами по результатам отчетных (налоговых) периодов 2014 года.

Послесловие

Новогоднее обновление законодательства уже стало традиционным и никого не удивляет. Но в этом году общее впечатление от изменений было дополнительно испорчено, поскольку долгожданного снижения ставок основных налогов не произошло. Появилось также много других изменений, которые необходимо учитывать, чтобы избежать неприятностей в будущем. Конечно, приведенный выше перечень не является исчерпывающим. Изменений действительно много, и хотя на первый взгляд их трудно назвать революционными, все-таки они могут существенно повлиять на отдельные аспекты деятельности субъектов хозяйствования и некоторые отрасли. Кроме того, несмотря на то, что среди новаций есть и положительные, фискальный характер большинства из них все же не вызывает сомнений. Фактически большинство изменений вызваны не желанием что-то улучшить или усовершенствовать, а необходимостью наполнить бюджет. Причем любой ценой. Вот только дадут ли предложенные изменения ожидаемый эффект — большой вопрос.


Нормативная база

Конституция — Конституция Украины от 28.06.1996 № 254к/96-ВР.

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.

Закон о Таможенном тарифе — Закон Украины «О Таможенном тарифе Украины» от 19.09.2013 № 584-VII.

Закон № 713-VII — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставок отдельных налогов» от 19.12.2013 № 713-VII.

Закон № 425 — Закон Украины «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья» от 03.09.2013 № 425-VII.

Закон № 383 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования системы защиты персональных данных» от 03.07.2013 № 383-VII.

Закон № 5080 — Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования» от 05.07.2012 № 5080-VI.

Закон № 2299 — Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)» от 15.03.2001 № 2299-III.

Законопроект № 3757 — проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставок отдельных налогов» от 16.12.2013 № 3757.


Дата подготовки
31.01.2014

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы