МСФО как элемент международной экономической интеграции
12.05.2015 709 0 1
Международные стандарты финансовой отчетности рассчитаны на доверие к профессиональному мнению конкретного специалиста. Это и является основой западной ментальности, и именно такой подход к общественному регулированию обеспечил высокую результативность экономики Запада. В Украине вопрос перехода предприятий на МСФО также чрезвычайно актуален.
История международных стандартов финансовой отчетности (далее — МСФО) началась 29 июня 1973 года. Именно в этот день профессиональные организации Австралии, Великобритании, Ирландии, Канады, Нидерландов, Германии, Мексики, США, Франции и Японии создали Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (IASC). Впоследствии его переименовали в Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB). Предпосылкой к этому шагу стало ускорение развития международной торговли и транснациональных корпораций, а также глобализация финансовых рынков.
Действующие МСФО включают:
· Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS);
· Международные стандарты бухгалтерского учета (IAS) (до 2003 года);
· Официальные интерпретации (IFRIC и SIC).
Перечень всех МСФО, которые следует применять при составлении финансовой отчетности, можно посмотреть на официальном сайте IASB (www.ifrs.org).
Преимущества внедрения МСФО
Сейчас МСФО уже применяют листинговые компании более 100 стран мира (англ. listed companies — это компании, ценные бумаги которых находятся в листинге, то есть свободно продаются и покупаются на фондовой бирже. — Ред.). Наличие отчетности по МСФО становится обязательным условием обращения ценных бумаг на мировых фондовых рынках. Более чем в 80 странах мира МСФО разрешается или требуется использовать также компаниям, которые не являются листинговыми. Подробную информацию о состоянии и последствиях внедрения МСФО в 122 странах мира можно найти на официальном сайте IASB.
Как показывает практика, использование МСФО позволяет:
· уменьшить риски для кредиторов и инвесторов благодаря более глубоким раскрытиям и оценкам;
· существенно снизить расходы каждой страны на разработку собственных стандартов;
· углубить международное сотрудничество;
· упростить доступ к иностранным и международным кредитно-финансовым ресурсам;
· более полно учитывать особенности бизнеса конкретной компании при составлении отчетности;
· однозначно трактовать финансовую отчетность и увеличить доверие к ее показателям во всем мире.
В целом предприятия, перешедшие на МСФО, получили существенные преимущества в отношениях с иностранными партнерами и потенциальными инвесторами, особенно если их финансовая отчетность проверена авторитетной аудиторской компанией.
Введение МСФО в Украине
Сначала в соответствии с Законом о бухучете у нас были введены национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета (далее — П(С)БУ). Предполагалось, что они не должны противоречить международным стандартам. Но впоследствии оказалось, что в результате усовершенствования МСФО при одновременном частичном сближении П(С)БУ с налоговым учетом между двумя бухгалтерскими системами учета оказалось довольно много различий.
Закон № 3332 начал исправлять эту ситуацию. В частности, благодаря ему Закон о бухучете был дополнен статьей 121, в которой объясняются нюансы применения МСФО. С 2012 года участники рынка (публичные акционерные общества, банки, страховщики) готовят и публикуют финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Кроме того, отказаться от применения П(С)БУ в пользу МСФО могут и другие предприятия. Этой возможностью частично воспользовались предприятия, материнские компании которых входят в известные иностранные холдинги.
Кабмин своим распоряжением № 157 поручил Минфину обеспечить официальное опубликование международных стандартов, а также своевременно вносить в них изменения и сотрудничать с Советом по международным стандартам бухгалтерского учета по вопросам разработки проектов МСФО. Во исполнение этого распоряжения на сайте Минфина появился официальный перевод МСФО, а затем в соответствии с приказом № 20 при Министерстве был создан Совет по МСФО. В состав Совета вошли авторитетные специалисты Минфина, Нацбанка, профессиональных бухгалтерских организаций Украины, науки, а также партнеры международных аудиторских компаний. При их участии в 2013 году вышел целый ряд инструкций, распоряжений и положений, направленных на гармонизацию национального бухгалтерского учета с международными стандартами.
Формы международной отчетности
Мы привыкли к стандартным формам финансовой отчетности (Баланс, Отчет о финансовых результатах и т. д.), которые утверждает Минфин. Их обязаны применять все предприятия. В соответствии с приказом № 73 все предприятия в Украине заполняют финансовую отчетность по формам, установленным новой редакцией НП(С)БУ 1, с отметкой о выбранной концептуальной основе подготовки отчетности: П(С)БУ или МСФО. Получается, даже те предприятия, которые перешли на МСФО, в Украине имеют ограниченные возможности построения форм финансовой отчетности.
В международной же практике основные правила подготовки отчетности регламентированы внешними институтами (например, Советом по МСФО), а конкретные методики ведения учета и формирования отчетности предприятия определяют самостоятельно в учетной политике.
Не так давно представители крупнейших аудиторских фирм и производителей программного обеспечения создали некоммерческий независимый проект по разработке специального языка бизнес-отчетов XBRL (англ. eXtensible Business Reporting Language), который призван унифицировать отчетные форм и планы счетов.
Нормативная база
Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 № 996-XIV.
Закон № 3332 — Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 12.05.2011 № 3332-VI.
Распоряжение № 157 — распоряжение КМУ «О создании условий для внедрения международных стандартов финансовой отчетности» от 22.02.2012 № 157-р.
Приказ № 20 — приказ Минфина «О создании Совета по международным стандартам финансовой отчетности при Министерстве финансов Украины» от 18.01.2013 № 20.
Приказ № 73 — приказ Минфина «Об утверждении Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности» от 07.02.2013 № 73.
НП(С)БУ 1 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденное приказом Минфина от 07.02.2013 № 73.
Комментарии к материалу