Корректируем стоимостный критерий, или можно ли вносить изменения в учетную политику
16.09.2015 1671 0 1
Из этой статьи вы узнаете: можно ли в бухгалтерском учете установить стоимостный критерий, разграничивающий объекты основных средств (далее – ОС) и малоценных необоротных материальных активов (далее – МНМА), на уровне указанного в пп. 14.1.138 Налогового кодекса (далее – НК).
Что можно сделать на практике: внести изменения в приказ об учетной политике и установить стоимостный критерий для МНМА на уровне 6 000 грн.
Предприятие может выравнять стоимостный предел для ОС и МНМА в бухгалтерском и налоговом учете путем внесения изменений в документ об учетной политике. Что это будет: изменение учетной политики или учетной оценки? Можно ли вносить такие изменения в середине года (в частности, с 1 сентября)?
Новая стоимость для МНМА: изменение учетной политики или учетной оценки?
От того, чем является изменение стоимостного критерия для МНМА (изменением учетной политики или учетной оценки), зависят и финансовый результат (например, применять ли новые оценки ретроспективно или перспективно), и дата применения таких изменений. Поэтому начнем с определений. В международных стандартах нет актива под названием МНМА, поэтому стоимостный критерий будет разграничивать ОС и запасы.
Учетная политика – это совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и подачи финансовой отчетности (ст. 1 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV, далее – Закон № 996).
Одним из основных принципов при составлении и применении учетной политики является последовательность, то есть постоянное, из года в год, применение выбранной учетной политики. Изменения в учетной политике возможны только в случаях, предусмотренных, бухгалтерскими стандартами, и должны быть обоснованы и обязательно раскрыты в примечаниях к финотчетности (ст. 4 Закона № 996, §14 МСБУ 8).
Не считается изменениями в учетной политике в МСФО:
- применение учетной политики к операциям, отличающиеся по сути от тех, что происходили раньше;
- применение новой учетной политики к операциям, которые ранее не происходили или были несущественными.
Изменение в учетной оценке - это корректировка балансовой стоимости актива или обязательства или суммы периодического потребления актива, которая является результатом оценки текущего состояния активов и обязательств и связанных с ними ожидаемых будущих выгод и обязательств. Изменения в бухгалтерских оценках является следствием новой информации или новых разработок и, соответственно, не является исправлением ошибок (§5 МСБУ 8).
Согласно §34 МСБО 8 учетная оценка может пересматриваться, если изменяются обстоятельства, на которых она базировалась, или предприятие получило дополнительную информацию.
Как видим, если предприятие решит изменить стоимостный критерий для признания необоротных активов МНМА, то это будет считаться изменением учетной оценки (см. письмо Минфина от 14.05.12 г. № 31-08410-07-25/12004).
В чем разница для учета?
Международными стандартами предусмотрены существенные отличия при отражении в учете последствий изменения учетной политики и учетной оценки. Назовем самые главные из них.
1. При изменении учетной политики операции отражаются в учете ретроспективно, а при изменении учетной оценки – перспективно.
Что это значит?
При ретроспективном (от лат. retrospicere — смотреть назад) отражении в учете предприятие, составляя финотчетность, должно применять новые методы и к операциям, осуществленным в прошлых периодах.
То есть показатели всех статей отчетности, которых коснулись данные изменения, должны быть отражены так, как будто новые правила учетной политики действовали всегда.
Перспективное (от лат. perspicere – видеть насквозь) отражение в учете означает, что такие изменения не влияют на отражение операций прошлых периодов, а применяются только с даты внесения изменений.
Таким образом, при изменении стоимостного критерия для МНМА их новая стоимостная оценка будет применяться только с даты внесения изменения (например, с 1 сентября).
2. Изменения в учетной политике применяются, как правило, с начала следующего отчетного года, а изменения в учетной оценке действуют с любой даты.
Такой вывод следует из п. 3.2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 27.06.13 г. № 635. И хотя эта норма содержится только в методрекомендациях (а они не являются обязательными для выполнения), применение новой учетной политики с начала следующего года удобно для бухгалтеров: ретроспективно отражать операции все-таки уместнее за полные отчетные периоды, равные календарному году.
Поэтому, установив в приказе об учетной политике новый стоимостный критерий для МНМА (запасов), вы можете смело применять его в бухгалтерском учете, начиная с даты внесения изменений или с даты, которую укажете сами.
Отметим, что МСБУ 16 также не устанавливает стоимостного порога для признания активов объектами ОС. На практике предприятия, ведущие учет согласно МСФО, стоимость активов, соответствующих по срокам эксплуатации объектам ОС, но имеющих незначительную стоимость, сразу списывают на расходы. При этом МСФО не запрещает устанавливать для таких объектов и уровень существенности.
Поэтому предприятия, применяющие МСФО, также могут установить в документе об учетной политике стоимостный критерий для объектов ОС или МНМА, исходя из собственных суждений и уровня существенности, определенного для их предприятия.
Выбор – за вами!
Как было указано выше, установить новый стоимостный критерий для МНМА в бухгалтерском учете – это право, а не обязанность предприятия.
Кроме того, мы уже знаем, что при расчете налога на прибыль в случае применения разных стоимостных критериев для МНМА и ОС в бухгалтерском и налоговом учете налоговые разницы не возникают. Тем не менее, учитывая тот факт, что объектами ОС для целей налогового учета признаются другие материальные активы, нежели в бухгалтерском учете, предприятиям для применения корректировок согласно п. 138.1 НК в бухучете придется разделять объекты на две группы:
- объекты, соответствующие критериям признания ОС в налоговом учете;
- объекты, которые не соответствуют таким критериям, но являются объектами ОС в бухучете.
А это доставляет определенные неудобства бухгалтерам и требует дополнительных трудозатрат.
Поэтому, если вы внесете изменения в приказ об учетной политике и измените стоимостный критерий для МНМА в бухгалтерском учете, у вас отпадет необходимость делить ОС в бухучете на ОС и МНМА, которые являются таковыми согласно НК.
При принятии решения об увеличении стоимостного критерия МНМА в бухучете также следует учесть, что при списании МНМА на финансовые результаты как запасы, у вас будут более быстрые расходы.
В связи с тем что стоимостный критерий для объектов ОС в налоговом учете повысился, вы можете повысить планку и для МНМА (запасов) в бухгалтерском учете. В данном случае это будет считаться изменением учетной оценки, и применяться новый критерий будет с даты внесения изменения (или с другой даты, установленной в документе об учетной политике).
Повышение стоимостного предела для МНМА избавит вас от необходимости делить активы в бухучете на ОС и МНМА, которые являются таковыми по бухгалтерским правилам
Комментарии к материалу