Томаш Михалик: «В Польше налоговый консультант – это защитник налогоплательщиков»
09.09.2014 844 0 2
Начиная с июля 1996 года в Польше действует профессиональный орган самоуправления налоговых консультантов. Кроме разъяснения нормативных актов он выполняет также роль своеобразного нотариуса, заверяет соответствующие документы подписью и печатью налогового консультанта. Об этих и других польских ноу-хау рассказали участникам IV съезда Национальной палаты налоговых консультантов Польши Томаш Михалик, глава третьей каденции (2010–2014 гг.) Национального совета Национальной палаты налоговых консультантов Польши, и Кшиштоф Гофман, налоговый консультант из Польши.
Томаш Михалик – глава Национальной палаты налоговых консультантов Польши в 2010–2014 годах. Налоговый консультант с 1993 года.
Руководил отделом НДС, таможенных и акцизных платежей в Ernst & Young. Был членом мирового совета группы по НДС при Ernst & Young Global.
С 2004 года является экспертом парламентской комиссии по вопросам публичных финансов в части создания законопроекта по НДС.
По итогам исследования Chamber's Global, International Tax Review в The European Legal 500 Томаш Михалик признан ведущим экспертом по вопросам НДС на польском рынке.
Является автором комментария к закону об НДС (который переиздавался уже 10 раз).
Кшиштоф Хофман – польский налоговый консультант.
В 1997 году был внесен в Реестр профессиональных налоговых консультантов Национальной палаты налоговых консультантов Польши.
Предоставляет услуги налогового консультанта. Активно участвует в развитии Национальной палаты налоговых консультантов Польши и ее местных ячеек. Занимается вопросами повышения квалификации работающих налоговых консультантов.
Лариса Антощук: Какой этап развития Национальной палаты налоговых консультантов был для Вас самым сложным?
Томаш Михалик: Самым трудным был этап становления Палаты. Я тогда еще не работал налоговым консультантом. К активной работе в Палате присоединился с третьей каденции. Это было в 2010 году, когда меня выбрали президентом. Сегодня Палата состоит из Национального совета (Rada Krajowa) и 16 местных отделений. Национальный совет принимает все решения, а отделения их реализуют и работают с советниками на местах.
С самого начала в Палате все время ведется дискуссия о том, что отделения ее должны быть самоуправляемыми. В некоторых саморегулируемых моделях организаций (как у адвокатов, например) система местных отделений выстроена таким образом, что они зарегистрированы как отдельные юридические лица и уполномочены решать все вопросы самостоятельно. Если полномочия местных отделений широкие, они могут сами принимать стратегические решения и докладывать о них головному офису. А также самостоятельно решать, как выстраивать отношения с местными органами власти. По этому примеру построена и система налоговых консультантов Германии. Там отделения наделены очень широкими полномочиями. Они просто направляют на общегосударственные сборы налоговых консультантов своих представителей, которые уже на национальном уровне лоббируют интересы местных отделений Палаты налоговых консультантов.
Кшиштоф Хофман: У нас налоговые консультанты из крупных регионов, которые могут обеспечить себе финансирование, просят предоставить им больше полномочий. Регионы, у которых с финансированием дела обстоят сложнее, не стремятся к автономии в принятии решений. Если двигаться к модели самоуправления на местном уровне, то возможен вариант расширения полномочий отделений при условии присоединения к ним отделений из меньших регионов.
Лариса Антощук: Инициатива таких встреч исходит от самих консультантов или от руководства Национальной палаты?
Томаш Михалик: Местные отделения самостоятельно решают, когда и какие мероприятия на местном уровне они хотят провести. А мы только приняли единое для всех условие: раз в год должно проводиться общее собрание всех членов местного отделения.
Лариса Антощук: Какие отношения сложились у Палаты налоговых консультантов с налоговыми органами?
Томаш Михалик: На этапе становления Палаты у нас были более натянутые отношения с налоговиками. Но, будучи самоуправляемой организацией, мы наладили хорошие отношения с Министерством финансов, которое отвечает за налоговую политику в государстве. В регионах укрепляются контакты с местными представителями налоговых органов. Их приглашают на встречи, учебные семинары. Благодаря этому фискальные органы могут сами увидеть, как и над чем мы работаем, оценить уровень подготовки наших профессионалов и получить качественные ответы на вопросы.
Лариса Антощук: Какое отношение к профессии налогового консультанта в обществе в целом?
Томаш Михалик: Много лет считалось, что профессия налогового консультанта не нужна, мол, это то же самое, что и бухгалтер. Но за последние 15 лет нашей деятельности все изменилось. Теперь налоговый консультант считается защитником налогоплательщиков, в первую очередь – в суде. Соответственно, профессия в обществе теперь узнаваема.
Кшиштоф Хофман: Этому способствует и система страхования профессиональных рисков (обязательное страхование для каждого налогового консультанта), и высокие параметры профессиональной этики. К слову, если налоговый консультант не застрахован, считается, что он нарушает условия профессиональной этики.
Томаш Михалик: В статье 37 Закона «О налоговом консультировании» закреплено понятие профессиональной тайны. Ее можно сравнить с адвокатской тайной. Налоговый консультант Польши обязан держать в тайне факты и информацию, которые стали ему известны в связи с исполнением профессиональных обязанностей. При этом такая обязанность не ограничена во времени. Соответственно, налоговый консультант не может быть допрошен в суде относительно фактов, ставших ему известными в ходе работы (за некоторыми исключениями, четко предусмотренными законодательством, например, относительно информации об отмывании доходов или финансировании терроризма). И только на основании решения суда налоговый консультант может предоставить копии документов клиента.
Кшиштоф Хофман: Нам нелегко пришлось с принятием соответствующих изменений в законодательство. Но, поскольку это требовалось от Польши по нормам Евросоюза, нам удалось добиться закрепления норм о профессиональной тайне. А ведь их наличие существенно влияет на поднятие степени доверия к налоговому консультанту.
Лариса Антощук: Гарантирует ли клиенту экспертиза, сделанная налоговым консультантом, защиту в суде?
Томаш Михалик: Нам бы очень хотелось, чтобы такая гарантия существовала. Но еще не было прецедентов, на основании которых стоило бы вносить соответствующие изменения в законодательство.
Кшиштоф Хофман: Но следует указать на еще одну важную функцию, которую мы можем выполнять, – заверение документов подписью и печатью налогового консультанта. Я часто заверяю документы, внося подпись «Согласно оригиналу», и их принимают даже банки, не требуя других документов, например от налоговых органов или нотариуса.
Лариса Антощук: Расскажите, пожалуйста, как Вы дальше планируете развивать систему квалификационных экзаменов для консультантов.
Томаш Михалик: На самом деле у нас снижаются требования в части продолжительности рабочего стажа на момент сдачи квалификационного экзамена. Раньше кандидат должен был иметь два года практической деятельности в местной налоговой инспекции, в налоговой национального уровня, а также поработать помощником налогового консультанта. Теперь осталось только одно требование – один год опыта работы налоговым консультантом.
Лариса Антощук: Это отразится и на упрощении квалификационного экзамена?
Томаш Михалик: У нас уже работает упрощенная система для практикующих адвокатов, бухгалтеров, аудиторов.
Лариса Антощук: Какие Вы можете привести удачные проекты сотрудничества между Палатой налоговых консультантов и госорганами либо общественными организациями?
Томаш Михалик: Один из самых удачных проектов – наше сотрудничество с ESLA (Европейская ассоциация студентов-юристов). Мы наладили это сотрудничество, чтобы больше рассказать о профессии академическому обществу, в частности студентам. Наше сотрудничество очень удачно сложилось, и теперь студенты-выпускники считают профессию налогового консультанта одной из самых престижных, и соответственно, достойной альтернативой работе адвокатом, судьей, прокурором.
Еще один удачный проект – общенациональный конкурс знаний в сфере налогообложения. Он был инициирован Силезским отделом Национальной палаты налоговых консультантов. Впервые этот конкурс был проведен в 2008 году на уровне области. Большой интерес учеников старших классов к вопросам налогообложения привел к поддержанию идеи провести конкурс в других областях. С 2011 года конкурс стал общенациональным. Его цель – выявление и развитие интереса учеников к сфере налогообложения, распространение разумного использования налогового законодательства, демонстрация рисков, связанных с предоставлением налоговых консультаций несанкционированными лицами, а также популяризация профессии налогового консультанта среди молодежи.
Мы также наладили отношения с разными высшими учебными заведениями. Благодаря нашим усилиям происходит правовое образование общества.
Лариса Антощук: Что Вы пожелаете украинским коллегам, которые начинают развивать Палату в Украине?
Томаш Михалик: Желаю, чтобы на этапе становления вам хватило энергии и ресурсов. Важно также, чтобы налоговые консультанты получили некоторые привилегии. Вам нужно будет определиться, как организовать систему местных отделений – с широкими или ограниченными полномочиями. Кроме того, важно понять, как именно вы хотите работать – просто на основании закона или как саморегулируемая профессиональная организация. Думаю, самое важное – обеспечить гарантию качества работы профессионалов. Желаю вдохновляющих побед!
Беседовала Лариса Антощук
Комментарии к материалу