Павел Розенко: «Для выплаты компенсаций относительно мобилизованных необходимо 955 млн грн.»
05.08.2015 1558 0 4
Верховная Рада расширила категории мобилизованных, на которых распространяются социальные гарантии, в частности сохранение среднего заработка и предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков. При этом законодательные нормы предусматривают предоставление из госбюджета компенсаций работодателям, за счет которых такие гарантии обеспечиваются. Но не тут-то было: на самом деле государственные программы перекладывают на плечи субъектов хозяйствования, в том числе и бюджетных учреждений, в сметах которых на указанные цели деньги не запланированы. Как действовать в таких случаях? Как избежать нецелевого использования бюджетных средств? На эти и другие вопросы отвечает министр социальной политики Павел Розенко.
Павел Валериевич Розенко – родился 15 июля 1970 года в Киеве. В 1993 году закончил Киевский политехнический институт. С 1996-го по 2000 год – помощник-консультант народного депутата в Секретариате Верховной Рады Украины. С 2000 года – советник министра экологии и природных ресурсов Украины. В 2001-2005 годах – помощник-консультант народного депутата Украины. В 2005-2006 годах – первый заместитель министра труда и социальной политики Украины. В 2007-м – руководитель службы социальной политики Секретариата Президента Украины. С 2008-го по июнь 2010 года – первый заместитель министра труда и социальной политики Украины. С 2010 года – независимый эксперт по вопросам социальной политики Украины, ведущий эксперт Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова.
В октябре 2012 года Павел Розенко был избран народным депутатом Украины. Пребывал в должности заместителя председателя Комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и труда. В декабре 2014 года назначен министром социальной политики Украины. Государственный служащий 1-го ранга. Заслуженный работник социальной сферы Украины (октябрь 2008 года). Автор свыше 100 статей и публикаций по вопросам социальной политики, пенсионной реформы, системы льгот и компенсаций, оплаты труда, других аспектов социально-трудовых отношений. Женат, имеет сына и дочь. Увлекается футболом.
– Павел Валериевич, каков порядок предоставления компенсации работодателям, работники которых мобилизованы в ряды Вооруженных Сил?
– В письме Минсоцполитики от 07.05.15 г. № 525/13/84-15 речь идет о выплате учреждениям (предприятиям) компенсации в размере среднего заработка мобилизованных работников. Такая компенсация предоставляется с учетом норм Порядка выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, утвержденного постановлением КМУ от 04.03.15 г. № 105. Бюджетные средства направляются на указанные выплаты работникам за период мобилизации, но не более одного года. Для получения компенсации предприятие ежемесячно до 15-го числа подает органу социальной защиты населения отчет о фактических расходах на выплату среднего заработка работникам. Фактические расходы – это настоящие расходы предприятия, учреждения или организации, оформленные соответствующими документами. Учитывая изложенное, предприятие, учреждение, организация, на которых работали работники на время призыва, должны начислить и выплатить средний заработок в сроки, установленные ст. 115 КЗоТ.
В мае Верховная Рада приняла Закон от 14.05.15 г. № 433-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно вопросов социальной защиты граждан Украины, которые проходят военную службу во время особого периода» (далее – Закон № 433). Однако при этом не были учтены нормы ст. 27 Бюджетного кодекса, согласно которым в случае принятия законодательного акта, принятие которого приведет к изменению показателей государственного бюджета, субъект права законодательной инициативы обязан приложить финансово-экономическое обоснование (в т. ч. и соответствующие расчеты). Если такие изменения бюджетных показателей предусматривают увеличение государственных расходов, тогда необходимо подать предложения относительно сокращения расходов (и/или источников дополнительных поступлений) для достижения сбалансированности бюджета. Однако в прошлом году этого не было сделано. Именно это и является основной причиной того, что все субъекты хозяйствования Украины, в том числе и бюджетные учреждения, имеют проблему с отражением в учете своих расходов и проведением других действий по обеспечению их возмещения.
– Принятыми в последнее время законодательными актами увеличен объем социальных гарантий мобилизованным работникам. Отныне они имеют право на сохранение среднего заработка и места работы до окончания мобилизации, а не в течение одного года, как было раньше. Указанные льготы получили работники, призванные на срочную военную службу, а также те, кто был призван на военную службу по контракту или заключил контракт уже во время службы (то есть получил это право до конца действия контракта). Такие же гарантии предусмотрены работникам, которые получили ранение, находятся на лечении. попали в плен или признаны безвестно отсутствующими. В связи с этим возникает вопрос: приняты ли государственные программы, предусматривающие финансирование из госбюджета на выплату компенсаций работодателям, которые выплачивают средний заработок указанным категориям работников?
– Действительно, Законом № 433 внесены изменения в ст. 119 КЗоТ относительно увеличения срока сохранения места работы (должности) и выплаты компенсации из бюджета в пределах среднего заработка мобилизованных работников – от одного года до дня фактической демобилизации или до окончания особого периода. Эти нормы распространены на работников, призванных на срочную военную службу и принятых на военную службу по контракту. Гарантии, определенные ст. 119 КЗоТ, сохраняются за работниками, которые во время прохождения военной службы получили ранение и находятся на лечении в медицинских заведениях, а также попали в плен или признаны безвестно отсутствующими. Во исполнение Закона № 433 сегодня готовятся новые изменения в Порядок № 105 и соответствующие программы по финансированию этих выплат.
Основанием для предоставления гарантий мобилизованным работникам является повестка из военкомата о призыве работника на военную службу. На основании повестки предприятию надо издать приказ о том, что работник отсутствует на работе в связи с пребыванием на военной службе. В приказе рекомендуется указать о выплатах, которые положено осуществить работнику, а также о том, как он должен подтвердить свое пребывание на военной службе. Основным документом, свидетельствующим о призыве и прохождении военной службы военнослужащими в особый период, а также о призыве во время мобилизации резервистов и военнообязанных, является военный билет, в котором в соответствующих разделах делаются служебные отметки.
– Для реализации требований Закона № 433 нужны немалые средства. Предусмотрены ли они в госбюджете-2015?
– На сегодня должен сказать: средств на выплату компенсаций в пределах среднего заработка мобилизованных по новым условиям на 2015 год не предусмотрено. Минфин работает над этим вопросом.
– А что сделано со стороны Минсоцполитики?
– С целью недопущения нарушений бюджетного законодательства и требований ст. 119 КЗоТ Минсоцполитики обратилось к Кабмину с просьбой поручить Минфину рассмотреть возможность внесения в госбюджет-2015 соответствующих изменений, чтобы найти дополнительные средства.
– О какой сумме идет речь? Приведите, пожалуйста, хотя бы приблизительные цифры.
– Для выплаты компенсаций относительно мобилизованных надо около 955 млн грн. По данным Минфина, вопрос выплаты такой компенсации будет рассмотрен в случае внесения изменений в госбюджет-2015 в порядке, определенном ст. 52 и 53 Бюджетного кодекса, с учетом сбалансирования этих расходов с имеющимися бюджетными ресурсами.
Во время призыва на военную службу (мобилизации) трудовые отношения с работниками не прерываются. Поскольку за «солдатом предприятия» сохраняется рабочее место, работодатель обязан начислять ему компенсацию в пределах среднего заработка (ст. 119 КЗоТ) и подавать в отчете о суммах начисленной заработной платы застрахованных лиц и суммах начисленного ЕСВ сведения о начислении зарплаты такому работнику.
– Обратимся к Закону от 14.05.15 г. № 426-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения уровня социальной защиты отдельных категорий ветеранов войны». Этот документ предусматривает предоставление участникам боевых действий дополнительного отпуска с сохранением зарплаты продолжительностью 14 календарных дней. С учетом этого возникают вопросы: распространяется ли данная норма на работников, призванных на военную службу в особый период, и за счет каких средств будут оплачиваться такие отпуска?
– Для подтверждения права на дополнительный оплачиваемый отпуск работник должен представить работодателю удостоверение участника боевых действий или инвалида войны. Расходы, связанные с оплатой такого отпуска, могут осуществляться за счет средств предприятия, учреждения, организации, предназначенных на оплату труда, или за счет средств физического лица, у которого работает по трудовому договору работник.
– Итак, значит, что и эти социальные гарантии предоставляются государством, но, в сущности, финансируются из кармана работодателей. Поэтому возникает очередной вопрос: не предусматривается ли предоставление компенсации работодателям для оплаты дополнительных отпусков «солдатам предприятия» по схеме, действующей для работников, потерпевших во время аварии на ЧАЭС?
– Нет! Сейчас такие варианты только на уровне идей. Реальные ресурсы для этих компенсаций отсутствуют…
– А почему отсутствуют? В чем проблема?
– Ну, а кто же должен компенсировать? Государственный бюджет? Но он же сегодня в катастрофическом состоянии…
– Какой выход Вы, как министр, видите? Что можете предложить?
– Выход – это реформы, рост экономики и дополнительные поступления в государственный бюджет, которые можно будет использовать на социальные программы.
Беседу вел Валентин Ковальский,
редактор канала «Интервью»
Комментарии к материалу