Карантинная помощь для ФЛП и работников – 2021: кто и при каких условиях получит
9 апреля 2021 года вступил в силу Закон от 30.03.21 г. № 1358-ІХ «О предоставлении помощи застрахованным лицам на период проведения ограничительных противоэпидемических мероприятий, введенных в целях предотвращения распространения острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» (далее – Закон № 1358). Закон вступает в силу со следующего дня после его опубликования. Именно согласно этому Закону ФЛП и наемные работники могут получить помощь на время карантина, если попадание региона в «красную» зону помешало им выполнять свою работу или вести бизнес.
Обратите внимание! Речь идет о двух категориях получателей такой помощи, а именно: ФЛП и наемных работниках. О каких-либо выплатах непосредственно работодателю – ни слова. Подавать заявление на получение помощи указанные лица будут самостоятельно.
В 2021 году помощь будет предоставляться единовременно, за счет средств государственного и местных бюджетов. Сумма помощи из государственного бюджета определена в фиксированном размере – 8 000 грн. Размер помощи из местных бюджетов будет определяться решением органа местного самоуправления.
Условия предоставления помощи
Для получения помощи должны быть соблюдены несколько условий:
- лицо, претендующее на получение помощи, должно быть застрахованным плательщиком единого социального взноса (далее – ЕСВ):
- ФЛП или работодатель наемного работника состоит на учете в качестве плательщика ЕСВ на территории административно-территориальной единицы, на которой введены дополнительные ограничительные карантинные мероприятия;
- основной вид экономической деятельности лица должен соответствовать перечню КВЭД, который утверждается КМУ.
Таким образом, чтобы получить помощь, застрахованное лицо должно быть:
- или ФЛП, основной вид экономической деятельности которого заявлен первым в сведениях из ЕГР по состоянию на последний день месяца, предшествующего месяцу, в котором подается обращение на получение помощи, и соответствует видам, определенным в перечне КВЭД;
- или наемным работником субъекта хозяйствования, основной вид экономической деятельности которого заявлен первым в сведениях из ЕГР по состоянию на последний день месяца, предшествующего месяцу, в котором подается обращение на получение помощи, и соответствует видам, определенным в КВЭД.
На сегодняшний день действует перечень КВЭД, утвержденный постановлением КМУ от 09.12.20 г. № 1236. Итак, ожидаем разъяснения по видам деятельности, позволяющим получить помощь.
Также КМУ должен утвердить порядок предоставления помощи. Уже подготовлен проект такого постановления.
Кому помощь предоставлять не будут
Законом № 1358 определены критерии, по которым помощь застрахованным лицам предоставляться не будет. Они разные для ФЛП и наемных работников. Итак, рассмотрим их отдельно.
Помощь не предоставляется ФЛП – застрахованным лицам, если:
- их государственная регистрация на последний день месяца, предшествующего месяцу, в котором подается обращение, составляет менее 3 месяцев;
- за последний отчетный год ими уплачен ЕСВ за себя менее чем за 6 месяцев;
Обратите внимание! Указанное условие не касается лиц, освобожденных от уплаты ЕСВ за себя, если они получают пенсию по возрасту или являются лицами с инвалидностью, или достигли возраста, установленного ст. 26 Закона от 23.09.99 г. № 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании». То есть такие ФЛП имеют право на получение помощи. Конечно, при условии соблюдения других требований.
- основной вид их экономической деятельности, заявленный первым в сведениях из ЕГР по состоянию на последний день месяца, предшествующего месяцу, в котором подается обращение, не входил в перечень КВЭД, утвержденный КМУ;
- они являются наемными работниками и ФЛП одновременно;
Обратите внимание! Получить помощь ФЛП, которое является одновременно наемным работником у работодателя, не удастся. Но Закон не содержит ограничений относительно получения такой помощи наемным работником, который имеет статус ФЛП. Конечно, если работник не является совместителем. Поэтому ФЛП при соблюдении других требований может обратиться за получением помощи как наемный работник.
- предпринимательская деятельность на последний день месяца, предшествующего месяцу, в котором в соответствующем регионе введены дополнительные ограничительные противоэпидемические мероприятия, связанные с распространением коронавирусной болезни (COVID-19), по данным ЕГР прекращена.
Помощь не предоставляется наемным работникам – застрахованным лицам:
- работающим на дату обращения у субъекта хозяйствования, не начислившего ЕСВ за все месяцы соответствующего квартала, а именно:
- IV кв. 2020 года – если дополнительные ограничительные противоэпидемические COVID-мероприятия введены в феврале – мае 2021 года;
- І кв. 2021 года – если дополнительные ограничительные противоэпидемические COVID-мероприятия введены в июне – августе 2021 года;
- ІІ кв. 2021 года, если дополнительные ограничительные противоэпидемические COVID-мероприятия введены в сентябре – ноябре 2021 года;
- ІІІ кв. 2021 года, если дополнительные ограничительные противоэпидемические COVID-мероприятия введены в декабре 2021 года;
Обратите внимание! Узнать об уплате ЕСВ работник может от своего работодателя, например, попросив предоставить ему справку. Получить такую информацию наемный работник может также на сайте Пенсионного фонда в разделе «Портал электронных услуг». Для этого у него должна быть квалифицированная электронная подпись (КЭП).
- работающим у субъекта хозяйствования, основной вид экономической деятельности которого на последний день месяца, предшествующего месяцу, в котором подается обращение, не относился к перечню КВЭД, утвержденному КМУ;
Обратите внимание! Узнать о КВЭД своего работодателя наемный работник может через портал Бесплатный поиск Минюста.
- работающим у субъекта хозяйствования по совместительству;
- средняя заработная плата которых превышает 30 тыс. грн в месяц. В таком случае для исчисления средней зарплаты учитываются все три месяца последнего отчетного квартала, предшествующего месяцу, в котором подается обращение.
Как получить помощь?
Для получения помощи ФЛП или наемный работник должен подать заявление в электронной форме через портал «Дія» или соответствующее мобильное приложение.
В заявлении необходимо указать:
- фамилию, имя, отчество;
- дату рождения;
- регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серию и номер паспорта для лиц, отказавшихся от налогового номера;
- адрес регистрации, жительства заявителя;
- номер банковского счета заявителя для выплаты помощи (по стандарту IBAN);
- подтверждение соответствия застрахованного лица условиям предоставления помощи;
- предоставление согласия заявителем на обработку персональных данных.
Заявление можно будет подать в течение 30 дней со дня введения на соответствующей территории дополнительных ограничительных мероприятий.
Подробнее о том, как получить выплаты через портал «Дія» или приложение «Дія».
Ответственность застрахованных лиц за недостоверную информацию
Закон № 1358 предусматривает проверку Пенсионным фондом предоставленных в заявлении данных. Именно застрахованные лица несут ответственность за достоверность информации, предоставленной для получения помощи.
В случае выявления недостоверных сведений, предоставленных застрахованным лицом, на основании которых была выплачена помощь и которые влияют на право застрахованного лица на ее получение, сумма помощи подлежит возврату застрахованным лицом в государственный бюджет и соответствующий местный бюджет. Не возвращенные добровольно суммы необоснованно полученной помощи подлежат взысканию на основании решения о возмещении помощи, которое издается территориальным подразделением Пенсионного фонда.
Комментарии к материалу