Итоги марта и ожидания апреля 2023 года
В марте в Украины не наблюдалось дефицита электроэнергии, что сразу отразилось на бизнесе и привело к росту экономической активности в стране. Деловые ожидания улучшаются, а зима осталась позади. Как отмечают специалисты, также немного замедлилась инфляция, а расходы НБУ на удержание курса гривни существенно уменьшились. Конечно, это не значит, что у нас уже все хорошо и экономика не требует поддержки. Несмотря на то, что Украина получила уже в этом году 9,1 млрд долларов иностранного финансирования, необходимость во внешних дотациях все еще остается на высоком уровне.
В то же время, не нужно только ждать помощи от наших партнеров. Изменение условий функционирования экономики, падение ВВП требуют корректировки финансово-экономической политики, в частности и фискальной. В апреле мы увидим немало изменений, направленных на урегулирование правил хоздеятельности, оптимизацию налоговых норм и усовершенствование нормативно-правовой базы. В частности, заработают изменения в Налоговый кодекс и другие законодательные акты Украины по платежным услугам, нормы по легализации электронных денег, правила ведения предпринимательской деятельности посредством электронного резидентства и т. п.
Итоги марта
Новый порядок принятия решения о регистрации НН/РК
Приказом Минфина от 12.01.2023 № 19 были внесены изменения в Порядок принятия решений о регистрации/отказе в регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный приказом Минфина от 19.12.2019 № 520 (далее – Порядок № 520). Благодаря этим изменениям, вступившим в силу с 08.03.2023, у плательщиков НДС появился второй шанс на разблокировку НН/РК без обжалования решения региональной комиссии ГНС. Ведь теперь комиссия ГНС, получив от плательщика письменные объяснения и копии документов, должна в течение 5 рабочих дней:
- или принять решение о регистрации НН/РК в ЕРНН;
- или направить плательщику сообщение о необходимости предоставления дополнительных объяснений и/или документов для рассмотрения вопроса принятия комиссией регионального уровня решения о регистрации НН/РК в ЕРНН по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку № 520, с предложением о предоставлении дополнительных объяснений и копий документов в подтверждение информации, указанной в НН/РК;
- или принять решение об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН – если плательщиком НДС предоставлены копии документов, составленных/оформленных с нарушением законодательных требований.
Изменения введены для устранения недоразумений, которые возникают между плательщиками НДС и ГНС и основной причиной которых является недостаточный объем документов и объяснений для принятия комиссией регионального уровня положительного решения о регистрации НН/РК в ЕРНН.
Подробнее об этом читайте в Uteka в статье «Новый порядок принятия решения о регистрации НН/РК: плательщики будут иметь второй шанс!».
Новые сроки для проверок бюджетного возмещения по НДС
С 20.03.2023 вступили в силу изменения, внесенные Законом от 07.02.2023 № 2918– IX, в частности, в п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ Налогового кодекса (далее – НК). Этим пунктом предусматривалось проведение внеплановых документальных проверок заявленных сумм НДС к бюджетному возмещению (далее – БВ) свыше 100 тыс. грн в течение 60 календарных дней (далее – к. д.), следующих после окончания предельного срока проведения камеральной проверки соответствующей декларации или уточняющего расчета. То есть раньше на проверку суммы БВ отводилось 90 к. д. (30 к. д. – на камеральную проверку плюс 60 к. д. – на документальную).
С 20.03.2023 абзац пятнадцатый исключен из пп. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК. Это значит, что начинают действовать старые правила проверки БВ, установленные п. 200.11 НК. А именно: налоговый орган может проводить документальную проверку в течение 60 к. д., следующим за предельным сроком представления декларации или уточняющего расчета, а если такие документы были предоставлены позже – за днем их фактического представления.
То есть теперь отсчет идет от окончания срока представления декларации, а не окончания камеральной проверки. А значит, в течение этих 60 к. д. должны пройти и камеральная, и документальная проверки. Как следствие, срок проверки БВ сократился на 30 к. д.
Подробнее об этом читайте в Uteka в статье «Проверка бюджетного возмещения: сроки уменьшились».
Критерии определения критически важных предприятий для бронирования работников
С 14 марта вступили в силу Критерии определения критически важных предприятий для бронирования работников, утвержденные приказом Минэкономики от 17.02.2023 № 952. Эти Критерии установлены во исполнение пп. 4 п. 2 Порядка и критериев определения предприятий, учреждений и организаций, которые являются критически важными для функционирования национальной экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, утвержденных постановлением КМУ от 27.01.2023 №76.
Предприятия признаются имеющими важное значение для отраслей национальной экономики, если они соответствуют хотя бы одному из следующих критериев:
- осуществляют поддержку и сопровождение инвестиционных проектов в соответствии с решением КМУ или Минэкономики;
- осуществляют в соответствии с законами реализацию государственной политики, за формирование которой отвечает Минэкономики;
- получают финансовую государственную поддержку в виде грантов согласно Закону от 22.03.2012 № 4618-VI «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине», Порядком реализации экспериментального проекта по предоставлению на конкурсных основаниях финансовой поддержки стартапам в Украине, в том числе в сфере информационных технологий, утвержденным постановлением КМУ от 24.06.2022 № 736, Порядком предоставления микрогрантов на создание или развитие собственного бизнеса, утвержденным КМУ от 21.06.2022 № 738, Порядком предоставления грантов на создание или развитие перерабатывающих предприятий, утвержденным постановлением КМУ от 24.06.2022 №739, в 2022–2023 годах;
- выполняют работы и предоставляют услуги для Минэкономики на основании договоров (соглашений, меморандумов, контрактов), заключенных на срок не менее шести месяцев;
- находятся в сфере управления Минэкономики и выполняют государственные заказы;
- средняя зарплата работников предприятия, учреждения, организации, осуществляющей деятельность в сфере, формирование и/или реализацию политики которой обеспечивает Минэкономики, составляет не ниже средней зарплаты по стране, умноженной на коэффициент 1,5;
- проводят деятельность на территории трех и более областей Украины в сфере, формирование и/или реализацию политики которой обеспечивает Минэкономики;
- осуществляют вид производства или предоставления услуг, который обеспечивает потребности других предприятий, учреждений, организаций в материально-технических ресурсах, сырье и материалах, комплектовочных изделиях, отсутствие которых приведет к полной остановке производства продукции или предоставления услуг, в сфере, формирование и/или реализацию политики которой обеспечивает Минэкономики.
Изменения в Инструкцию о порядке начисления и уплаты ЕСВ
Приказом Минфина от 08.02.2023 № 71 внесены изменения в Инструкцию о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденную приказом Минфина от 20.04.2015 № 449.
Инструкция приведена в соответствие с:
- Законом от 26.01.2022 №2010-IX «О социальной и правовой защите лиц, в отношении которых установлен факт лишения личной свободы в результате вооруженной агрессии против Украины, и членов их семей»;
- Законом от 18.07.2022 № 2421-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по урегулированию трудовых отношений с нефиксированным рабочим временем»;
- Законом от 21.09.2022 №2620-IX «О внесении изменений в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» и Закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», которым изложен в новой редакции Закон от 23.09.1999 № 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании».
В новой редакции также изложены приложения к Инструкции:
- Заявление, которое подают самозанятые лица, которые имеют наемных работников и на срок своей военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период уполномочивают другое лицо на выплату наемным работникам заработной платы и/или других доходов (приложение 1);
- Типовой договор о добровольном участии в системе общеобязательного государственного социального страхования (приложение 4);
- Типовой договор о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования (единовременная уплата единого взноса) (приложение 5).
Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме отдельных его положений, которые вступят в силу через 60 дней со дня его официального опубликования (пока приказ не опубликован).
Порядок проверок ПФУ обоснования выдачи листков нетрудоспособности
Постановлением КМУ от 03.03.2023 №185 утвержден Порядок проведения лицами, уполномоченными правлением Пенсионного фонда Украины, проверок обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности, который вступил в силу 7 марта.
Напомним, что с 1 января 2023 года произошло объединение ФСС и ПФУ, а ПФУ стал уполномоченным органом управления в системе общеобязательного государственного социального страхования.
Согласно Порядку, целью проверки листков нетрудоспособности (далее – ЛН) является осуществление контроля за обоснованностью формирования (выдачи) ЛН, медицинских заключений о временной нетрудоспособности (далее – медицинские заключения).
Проверка ЛН проводится уполномоченными должностными лицами территориального органа ПФУ и/или уполномоченными врачами, перечень которых утверждается правлением ПФУ.
Основаниями для проведения проверки ЛН являются:
- выявление несоответствий путем проведения риск-ориентированного мониторинга электронного реестра листков нетрудоспособности (далее – э-реестр) с использованием автоматизированной информационно-аналитической системы ПФУ. Порядок проведения мониторинга э-реестра устанавливается правлением ПФУ;
- сообщение от НСЗУ о выявлении несоответствий и/или предостережений к данным, содержащимся в медицинском заключении по результатам осуществления мероприятий по верификации данных в электронной системе здравоохранения;
- обращение страхователя (работодателя);
- обращение застрахованного лица по поводу обоснованности выданного ему ЛН;
- запрос правоохранительных органов и решение суда.
Ожидания и прогнозы апреля
Новые формы НН и РК
С 1 апреля 2023 года применяются новые формы налоговой накладной и расчета корректировки, в частности и для тех, которые составлены до 01.04.2023, но не зарегистрированы в ЕРНН до этой даты. Напомним, что приказом Минфина от 28.12.2022 № 463 утверждены новые формы:
- налоговой накладной и расчета корректировки;
- налоговой декларации по НДС, приложений 1 и 5 к ней;
- уточняющего расчета налоговых обязательств по НДС.
Но декларация впервые по новой форме подается с 1 мая 2023 года за апрель 2023 года. Также с 1 мая по новой форме составляется УР независимо от того, к декларации за какой период он подается.
Подробнее об этом читайте в Uteka в статье «Новая форма НН, РК и декларации по НДС».
Изменения в порядок блокировки НН и РК и признания плательщиков НДС рисковыми
29 марта на сайте ГНС размещен проект постановления КМУ «О внесении изменений в порядки, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 11 декабря 2019 года № 1165».
Проект разработан в целях усовершенствования механизма приостановки регистрации НН и РК в ЕРНН, определенного Порядком №1165, в частности повышения эффективности превентивного реагирования на риски нарушения налогового законодательства по НДС налогоплательщиками и внедрения дополнительного упрощенного автоматизированного механизма подтверждения регистрации НН/РК в ЕРНН, регистрация которых остановлена, и обеспечение права плательщиков НДС на административное обжалование решения о неучете таблицы данных плательщика НДС и решения о соответствии плательщика НДС критериям рисковости налогоплательщика.
Напомним: председатель финансового комитета ВРУ Даниил Гетманцев анонсировал, что в начале апреля плательщиков НДС ожидают очередные позитивные изменения в Постановление №1165 по «ретроспективной рисковости» плательщиков и другим существенным нормам.
Обратите внимание: замечания и предложения к проекту постановления можно подавать в течение месяца со дня его обнародования на электронный адрес monitoringcenter@tax.gov.ua.
Электронные деньги
С 1 апреля 2023 года вступают в силу нормы Закона от 12.01.2023 № 2888-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно платежных услуг» (далее – Закон № 2888) по легализации электронных денег. Особенности выпуска электронных денег и осуществления операций с ними установлены гл. 5 Закона от 30.06.2021 № 1591-IX «О платежных услугах» и постановлением Правления НБУ от 29.09.2022 № 210.
О том, кто и как может пользоваться э-деньгами на практике, о порядке налогообложения операций с э-деньгами и т. п., читайте в Uteka в статье «Электронные деньги: практическое применение».
Командировка & подотчет
Законом № 2888, вступившим в силу с 1 апреля 2023 года, внесены изменения в НК. В частности, изложен в новой редакции п. 170.9 НК.
Изменения коснулись подтверждения пребывания работника в командировке, безналичных расчетов подотчетного лица, предельных сроков возвращения им денежных средств, представления Отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, и т. п.
Подробнее об этом читайте в Uteka в статьях:
- «Подотчетные расходы: новации с 1 апреля»;
- «Изучаем новые правила оформления и налогообложения командировочных».
Изменения в порядке учета налогоплательщиков
Упомянутым Законом № 2888 внесены изменения в порядок учета налогоплательщиков. Итак, с 1 апреля 2023 года вступают в силу нормы по оформлению налогового номера в электронной форме, налоговому учету нерезидентов и лиц, которые отказались от налогового номера.
Обо всех этих изменениях можно узнать из статьи «Закон № 2888: изменения в порядке учета налогоплательщиков».
Электронное резидентство иностранцев в Украине
С 1 апреля вступил в силу Закон от 06.10.2022 № 2654-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины относительно особенностей налогообложения предпринимательской деятельности электронных резидентов», который вводит электронное резидентство.
Электронный резидент (э-резидент) – иностранец, который достиг 18-летнего возраста, не является налоговым резидентом Украины, получил соответствующие квалифицированные электронные доверительные услуги и информация о котором внесена в информационную систему «Е-резидент».
Для э-резидентов предусмотрена возможность:
- осуществлять предпринимательскую деятельность (ФЛП);
- платить 5 % от дохода;
- дистанционно открывать и управлять банковскими счетами;
- пользоваться сверхсовременными инструментами для управления бизнесом онлайн с помощью ноутбука или смартфона;
- подписывать документы электронной подписью.
Не могут быть э-резидентами:
- граждане Украины;
- иностранцы, которые имеют право на постоянное проживание в Украине или являются налоговыми резидентами Украины;
- лица без гражданства;
- лица, которые получают доходы с источником происхождения из Украины за товары, работы, услуги (кроме пассивных доходов);
- лица, которые являются гражданами, резидентами или лицами, местом постоянного жительства (пребывания, регистрации) которых являются государства (юрисдикции), не включенные в Перечень государств, граждане или резиденты которых могут приобрести статус электронного резидента (э-резидента).
Возвращение к плавающему курсу валюты
Председатель Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев прокомментировал возможности введения плавающего обменного курса валют, что, среди прочего, предусмотрено четырехлетней программой в рамках механизма расширенного финансирования (EFF) Украины на 15,6 млрд долларов США, и отметил, что в новой программе из МВФ Украина декларирует намерения возвратиться через 12-18 месяцев (после завершения первого этапа программы) к довоенному режиму монетарной политики, которая включает инфляционное таргетирование и гибкое курсообразование.
Сейчас же НБУ ежемесячно продает по 2-3 млрд дол. для поддержки фиксированного курса. Очевидно, пока длится активная фаза войны, это будет требовать сохранения фиксированного курса.
Даниил Гетманцев убежден, что «переход к плавающему курсу будет взвешенным и исключающим резкие колебания на валютном рынке. Это будет минимизировать риски для населения и экономики».
Какие именно валютные ограничения, когда они будут отменены или ослаблены в рамках перехода к плавающему курсу, – будет решать НБУ в консультациях с международными финансовыми организациями.
Прогноз по налоговой реформе от Гетманцева
По сообщению РБК-Украина со ссылкой на заявление председателя финансового комитета ВРУ Даниила Гетманцева, в Меморандуме с МВФ в рамках новой программы украинская власть обязалась обеспечить налоговые поступления в бюджет и не проводить радикальных изменений системы.
Напомним, КМУ одобрил проект письма о намерениях правительства и НБУ в МВФ и проект Меморандума об экономической и финансовой политике. Меморандум с МВФ об экономической и финансовой политике подписывают президент, глава правительства, председатель НБУ и министр финансов. Он содержит добровольные обязательства власти страны предпринимать определенные шаги.
Гетманцев отметил, что «в самом меморандуме будет обязательство наше о разработке так называемой среднесрочной стратегии доходов. На пять лет мы должны показать себе и нашим партнерам, как мы видим доходы нашего государства, сбалансирование нашего бюджета», а также, что «никаких кардинальных изменений налоговой системы не будет».
По его словам, в Украине видят в качестве образца налоговую систему ЕС, соответственно должны привести собственную налоговую систему в соответствие с системой ЕС. «Каких-либо налоговых экспериментов не будет. Бесспорно, будут какие-то точечные решения о поддержке той или иной отрасли. Особенно это касается ОПК. Но кардинального ничего не будет точно», – добавил Гетманцев.
Конечно, это мнение именно господина Гетманцева. Поэтому будем наблюдать за дальнейшими действиями правительства.
Со своей стороны, мы, как всегда, будем держать вас в курсе событий и помогать в ежедневной работе своими консультациями, спецпроектами и вебинарами.
В частности, читайте в апреле о:
- годовом декларировании физических лиц;
- кому нужен РРО, какие изменения ожидают субъектов хозяйствования с 1 июля;
- учете и налогообложении у юрлиц военных ОВГЗ;
- учете и налогообложении имущественных прав в жилом комплексе;
- отчетности за І квартал;
- как подать ходатайство о возобновлении срока подачи жалобы об отказе в регистрации НН/РК;
- э-резидентстве;
- представлении отчетности по ЕСВ членами ФХ;
- расчете МНО ФЛП на общей системе;
- представлении отчетности по ЕСВ членами ФХ;
- хранении, использовании, утилизации ветпрепаратов и т. п.
А также мы уже готовим:
- спецпроект «Трудовые отношения в период военного положения»;
- спецпроект «Основные средства: практические кейсы».
Смотрите в апреле вебинары по темам:
- «Командировки & подотчет с 1 апреля: новые правила, документальное подтверждение, случаи (не)представления отчетности, налоговые последствия»;
- «Особенности предоставления и оплаты больничных – 2023: порядок оплаты, нюансы расчета, получения средств от ПФУ, отчетность по выплатам».
Возможно, вы пропустили полезные статьи:
- «Новая форма НН, РК и декларации по НДС»;
- «Электронные деньги: практическое применение»;
- «Подотчетные расходы: новации с 1 апреля»;
- «Изучаем новые правила оформления и налогообложения командировочных»;
- «Э-ТТН: когда это станет обязательным?»;
- «Импорт беспилотников, прицелов, тепловизоров без НДС и пошлины: как работают новые правила»;
- «Как получить информацию о своем контрагенте в электронном кабинете»;
- «Закон № 2888: изменения в порядке учета налогоплательщиков»;
- «Продажа имущественных прав в жилом комплексе: документальное оформление»;
- «Начисляется ли сейчас пеня за несвоевременную уплату налога?»;
- «Несвоевременная уплата налогов: что грозит налогоплательщику»;
- «Дополнительные документы для разблокировки НН/РК: как подать?»;
- «Как можно использовать переплату на бюджетном счете НДС?»;
- «Исправление ошибок в бухгалтерском учете на практических примерах»;
- «Когда предпринимателю нужно вести товарный учет»;
- «Учредитель предоставляет предприятию финпомощь для уплаты налогов: как оформить»;
- «Аннулирование бронирования: основания и порядок»;
- «Возможно ли бронирование работников без воинского учета на предприятии»;
- «Дивиденды физлицам: какая ставка НДФЛ, когда платить, где отражать»;
- «Сведения о бенефициарах и структура собственности: когда подавать»;
- «Распределение старой прибыли: кто из участников имеет право на дивиденды»;
- «Несвоевременная уплата налогов: что грозит налогоплательщику».
Спецвыпуски и спецпроекты:
- Спецвыпуск «Исправление ошибок в финансовой и налоговой отчетности на практических примерах»;
- Спецвыпуск «Исправление ошибок в финансовой и налоговой отчетности агропредприятий»;
- Спецпроект «Блокировка НН/РК: причины, последствия и алгоритм разблокировки».
Вебинары:
- «НДС-изменения – 2023: применяем на практике»;
- «Агробизнес после первого года войны: минимальное налоговое обязательство, налоговые проверки, бронирование работников, трудовые отношения».
Для того чтобы вы своевременно распланировали свою работу и ничего не забыли, Uteka напоминает сроки отчетности и уплаты налогов в наиболее полезной шпаргалке – Календаре бухгалтера на месяц.
Календарь бухгалтера на апрель 2023 года
Все будет Украина!
С уважением
Елена Ткаченко,
шеф-редактор ГК «Баланс», электронного портала uteka.ua
Комментарии к материалу