Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Как создать искусственный водоем

29.08.2018 9471 1 2

Для кого эта статья: для сельхозпредприятий, которые хотят создать на собственном или арендованном земельном участке искусственный водоем (пруд).

Из этой статьи вы узнаете: как создать искусственный водоем и в какие органы необходимо для этого обращаться.


В этой консультации вы найдете ответы на вопросы, поступившие в редакцию, а именно:

  1. Какие документы составляются (необходимы) при создании искусственных водоемов? Какие органы и/или организации, предприятия уполномочены их предоставлять/составлять?
  2. Какие научно обоснованные меры принимаются перед сооружением искусственных водоемов?
  3. Чем отличается гидрологический режим между природными и искусственными водоемами?

Что такое искусственный водоем

Перед тем как рассказать о правовом регулировании процедуры создания искусственных водоемов, необходимо выяснить, что такое искусственный водоем с точки зрения права. В этом вопросе необходимо руководствоваться не только определениями, приведенными в ст. 1 Водного кодекса (далее – ВК), но и другой терминологией из государственных стандартов.

Интересно знать! Наряду с ВК определения различных терминов, которые используются в сфере водных отношений, содержатся в ГОСТ 17.1.1.01-77 «Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения», ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», ДСТУ 3041-95 «Система стандартов в отрасли охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов. Гидросфера. Использование и охрана воды. Термины и определения», ДСТУ 3928-99 «Охрана природы. Гидросфера. Токсикология воды. Термины и определения», ДСТУ 3517-97 «Гидрология суши. Термины и определения основных понятий».

Учитывая наличие в законодательстве разных определений одних и тех же понятий, в каждом случае использования определенного понятия нужно выяснять, какому определению отдать преимущество. Дефиниция из ст. 1 ВК, даже учитывая высшую силу этого акта, не всегда приоритетная, поскольку имеет автономное значение, следующее из формулировок, примененных в самом ВК (ст. 1 начинается словами: «В настоящем Кодексе применяются следующие термины: ...»).

Когда мы говорим об искусственных водоемах, очевидно, имеем в виду водный объект. Согласно ст. 1 ВК водный объект – это природный или созданный искусственно элемент окружающей среды, в котором сосредоточиваются воды (море, река, озеро, водохранилище, пруд, канал, водоносный горизонт).

Итак, в понимании ВК водным объектом является только такой объект, где сосредоточены воды, включенные «в состав природных звеньев кругооборота воды». Наиболее распространенными искусственными водоемами являются пруды, водохранилища и каналы. О создании именно этих объектов мы и расскажем ниже.

Правовое регулирование

Согласно ч. 2 ст. 59 Земельного кодекса (далее – ЗК) собственники на своих земельных участках могут в установленном порядке создавать рыбохозяйственные, противоэрозионные и другие искусственные водоемы. Данная норма не содержит требований к форме собственности земельного участка, в пределах которой разрешается создавать искусственный водоем. Поэтому, на наш взгляд, необходимо руководствоваться общим положением ч. 1 ст. 59 ЗК, согласно которому земли водного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

Итак, создавать искусственные водоемы можно на земельных участках как государственной и коммунальной, так и частной собственности.

Обращаем внимание! Нормами ЗК вообще не предусмотрено создание искусственных водоемов на территории земельных участков, которые относятся к категориям, отличным от категории земель водного фонда. То есть этот вопрос законодательно не урегулирован. В такой ситуации создать искусственные водоемы на земельных участках других категорий (в частности, землях сельхозназначения) очень сложно. При этом можно рассчитывать лишь на применение аналогии закона: руководствоваться порядком создания искусственных водоемов, предусмотренным законодательством для земель водного фонда.

Рассмотрим порядок реализации права собственников частных земельных участков, которые относятся к категории земель водного фонда, на создание в их пределах искусственных водоемов.

Порядок создания искусственных водоемов

Единого комплексного порядка (процедуры), регламентирующего создание искусственных водоемов для личных нужд субъектов частного права, не существует, есть только отдельные требования к различным аспектам такой деятельности, урегулированные разными законами и нормативно-правовыми актами. Остановимся на них подробнее.

Юридическим фактом, дающим право начать создание искусственного водоема, можно считать принятие решения уполномоченного органа, согласно которому предоставляется разрешение на осуществление соответствующей деятельности.

Разрешение местных советов

Создание на реках и в их бассейнах искусственных водоемов и водоподпорных сооружений, влияющих на природный сток поверхностных и состояние подземных вод, допускается только с разрешения местных советов (ст. 82 ВК). Такое разрешение должно согласовываться с областными, Киевской, Севастопольской городскими госадминистрациями, органом исполнительной власти АР Крым по вопросам охраны окружающей природной среды, Госводагентством и Госгеонедрами.

При выдаче разрешения эти органы изучают информацию, которая содержится в Государственном земельном кадастре, в частности о наличии смежных сформированных земельных участков, установленных ограничениях их использования, сервитутах, целевом назначении и т. п. Такая информация может повлиять на решение относительно возможности и обоснованности создания искусственного водоема в определенном месте.

Кроме того, предполагается, что при этом необходимо проанализировать и спрогнозировать, не приведет ли соответствующая деятельность к нарушению прав смежных землесобственников (землепользователей) в части правомерного использования их участков по целевому назначению. Такое нарушение может быть непосредственным (например, затопление части соседнего участка в случае создания искусственного водоема) или опосредствованным (в частности, распространение на соседний участок определенных ограничений, а именно: запрет осуществления определенных видов деятельности в прибрежной защитной полосе вновь созданного водоема).

Имейте в виду! Приступать к созданию искусственного водоема можно при наличии специального разрешения на проведение работ на землях водного фонда по форме, утвержденной приказом Минэкологии от 09.08.17 г. № 304 (об этом см. ниже).

Разрешения других органов

Согласно п. 3 Порядка выдачи разрешений на проведение работ на землях водного фонда, утвержденного постановлением КМУ от 12.07.05 г. № 557 (далее – Порядок № 557), разрешение предоставляет:

  • в случае проведения работ на землях водного фонда в пределах прибрежных защитных полос вдоль морей, морских заливов и лиманов, во внутренних морских водах, лиманах и территориальном море – Минприроды;
  • в случае проведения на землях водного фонда дноуглубительных работ, работ по прокладке кабелей, трубопроводов и других коммуникаций (кроме вышеуказанных работ) – Госводагентство по согласованию с Минприроды.

Экспертиза, оценка и мелиорация

Государственная экологическая экспертиза обязательна в случаях, если на искусственных водоемах планируется создание водоподпорных сооружений. Согласно п. 22 Перечня видов деятельности и объектов, которые представляют повышенную экологическую опасность, утвержденного постановлением КМУ от 28.08.13 г. № 808, такие объекты относятся к объектам повышенной экологической опасности. А согласно ч. 3 ст. 13 Закона от 09.02.95 г. № 45/95-ВР «Об экологической экспертизе» для таких объектов государственная экологическая экспертиза обязательна.

Вместе с тем для обеспечения экологической безопасности при размещении, проектировании и строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов, связанных с использованием вод, осуществляется оценка влияния на окружающую среду в порядке, определенном Законом от 23.05.17 г. № 2059-VIII (далее – Закон № 2059).

Такая оценка обязательна в процессе принятия решений об осуществлении планированной деятельности, предусмотренной ч. 2 и 3 ст. 3 Закона № 2059, причем еще до принятия этого решения. К плановой деятельности, в частности, относится сельскохозяйственное и лесохозяйственное освоение, рекультивация и мелиорация земель (управление водными ресурсами для ведения сельского хозяйства, в том числе с орошением и мелиорацией) на территориях площадью 20 га и более или на территориях и объектах природно-заповедного фонда или в их охранных зонах на площади 5 га и более, строительство мелиоративных систем и отдельных объектов инженерной инфраструктуры мелиоративных систем.

Кроме того, дополнительное правовое регулирование распространяется на создание мелиоративных систем – каналов. Такие проекты регулируются Законом от 14.01.2000 г. № 1389-XIV «О мелиорации земель» (далее – Закон № 1389). В этом случае законодательство требует прогнозирования экологических последствий строительства и функционирования мелиоративной системы. Организационно-правовой основой проведения мелиорации земель являются научно обоснованные государственные целевые, межгосударственные и местные (республиканская, областные, районные, сельские, поселковые, городские) программы мелиорации земель, а также производственные программы отдельных субъектов хозяйствования (ст. 19 Закона № 1389).

Также должны быть предусмотрены мероприятия по охране компонентов окружающей природной среды, которые находятся в пределах мелиоративных систем и на близлежащих землях и в возможных зонах влияния – почвы и недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, рыбные запасы, природные ландшафты, природно-заповедный фонд Украины, водно-болотные угодья международного значения, а также территории, подлежащие особой охране.

Проектная документация на проведение мелиорации земель должна содержать материалы оценки влияния на окружающую среду и справку об экологических последствиях запроектированной деятельности. Проектные решения должны обеспечивать оптимально сбалансированный учет рационального использования природных ресурсов и эффективной охраны окружающей природной среды (ст. 31 Закона № 1389).

Еще кое-что! Если использование искусственных водоемов предусматривает, например, разведение рыб, то создание таких водоемов будет, в том числе, подпадать под регулирование Закона от 18.09.12 г. № 5293-VI «Об аквакультуре». Но здесь мы не будем углубляться в этот вопрос.

Получение спецразрешения

Порядком № 557 устанавливаются определенные ограничения относительно недопущения негативных последствий проведения таких работ из-за нарушения прав смежных землесобственников (землепользователей) на пользование принадлежащих им земельных участков по соответствующему целевому назначению.

Так, согласно п. 4 Порядка № 557 разрешение выдается при условиях недопущения:

  • нарушения стойкости прибрежных склонов (берегообвалы, эрозионные и сдвижные процессы, оседания);
  • сосредоточения каких-либо загрязняющих веществ, мусора, древесины и т. п.;
  • образования пересечений водных потоков;
  • перекрытия течения воды через водопропускные сооружения различных типов и прогоны мостов;
  • затопления и подтопления прибрежных территорий.

Для получения разрешения субъект хозяйствования подает заявление в соответствующий орган, уполномоченный его выдавать, прилагая к нему (п. 5 Порядка № 557):

  • удостоверенные юрлицом копии учредительных документов (для юрлиц);
  • удостоверенные физлицом-предпринимателем копии паспорта и регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика – физического лица, кроме лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют соответствующую отметку в паспорте (для физлиц-предпринимателей);
  • проект на проведение работ на землях водного фонда, который содержит раздел об оценке влияния на окружающую природную среду (кроме проведения работ, связанных с эксплуатационным дноуглублением на внутренних подходных, судоходных каналах и портовых акваториях, с целью поддержания заданных навигационных габаритов), согласованный с Минприроды, Госводагентством и Госгеонедрами.

Выдача разрешения согласовывается (п. 5 Порядка № 557):

  • с органами местного самоуправления;
  • Госгеокадастром – в случае проведения работ на землях водного фонда в пределах прибрежных защитных полос вдоль морей, морских заливов и лиманов, во внутренних морских водах, лиманах и территориальном море) или его территориальными органами – в случае проведения работ на других землях водного фонда;
  • Госрыбагентством – в случае проведения работ на рыбохозяйственных водных объектах;
  • территориальными органами Гослесагентства – в случае проведения работ в лесах на землях водного фонда;
  • Мининфраструктуры – в случае проведения работ в пределах судоходных путей общего пользования, судоходных шлюзов и портовых гидротехнических сооружений.

Заметим, что отдельного регулирования процедуры создания таких проектов действующее законодательство не содержит. Кроме того, работы по архитектурной деятельности и проектированию на сегодня не лицензируются (п. 9 ч. 1 ст. 7 Закона от 02.03.15 г. № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности»). Поэтому субъект строительства может заказать такой проект на условиях подряда в любой проектной организации, в составе которой работают соответствующие специалисты, прошедшие соответствующую квалификационную аттестацию (сертифицированные).

Учет и паспортизация

В Украине ведется государственный учет поверхностных вод и водопользования. Поэтому все данные о водных объектах вносятся в Государственный водный кадастр (ст. 24–28 ВК).

Паспортизация водного объекта необходима только в случае предоставления водных объектов в пользование на условиях аренды, которая возможна при наличии паспорта водного объекта (ст. 51 ВК). Порядок разработки паспорта водного объекта и его форма устанавливаются приказом Минэкологии от 18.03.13 г. № 99.

Гидрологический режим водных объектов

Здесь необходимо сразу отметить, что гидрологический режим водных объектов не является предметом правового регулирования, а является предметом изучения научно-практической дисциплины – гидрологии.

Справочно: гидрология изучает природные явления и процессы, которые в ней происходят, исследует круговорот воды в природе и влияние на него деятельности человека, разрабатывает методы управления режимом водных объектов и водным режимом территорий.

Что касается гидрологического режима природных и искусственных водоемов, то ВК (ст. 1) относит любые пруды, даже если они образовались естественным путем, к искусственным водоемам (пруд – искусственно созданный водоем вместительностью не более 1 млн м3), поэтому их гидрологический режим не должен отличаться.

Комментарий практика

Комментируя сообщение коллеги, хотел бы вернуться к вопросу создания искусственных водоемов на землях иного, нежели водного фонда, назначения. Конечно, это интересует в первую очередь аграриев. Считаю, что создание искусственного водоема (пруда) на сельскохозяйственных землях не противоречит закону. ЗК (ч. 2 ст. 59) прямо предусматривает, что собственники на своих земельных участках могут в установленном порядке создавать рыбохозяйственные, противоэрозионные и другие искусственные водоемы. Процедура такого создания описана выше. Вполне естественно, что таким правом могут воспользоваться и арендаторы земельных участков, но исключительно с согласия собственника.

Если созданный пруд будет использоваться для сельхознужд (в частности, аквакультуры), изменять целевое назначение земельного участка нет необходимости. А вот состав угодий придется изменить, ведь дно пруда вряд ли кто-то отважится назвать пашней или пастбищем. И поскольку фактическое изменение угодий должно привести к изменению нормативной денежной оценки земельного участка (то есть влияет на налогообложение), изменение состава угодий, на наш взгляд, является обязательным и регулируется ст. 52 Закона от 22.05.03 г. № 858-IV «О землеустройстве».

Подытоживая, замечу, что создание искусственного водоема – дело не простое и не дешевое. Для преодоления бюрократических барьеров придется и средства потратить, и немало усилий приложить. Но если довести дело до конца… Кто же из наших крестьян не мечтал, говоря словами из известной песни, о «пруде, и мельничке, и вишневом садике»?

Виктор КОБЫЛЯНСКИЙ,
адвокат, директор ООО «Оупен Нолидж»

Выводы

Нормами ЗК вопрос создания искусственных водоемов на территории земельных участков, которые относятся к категориям, отличным от категории земель водного фонда, не регулируется. Поэтому на практике осуществление этой процедуры довольно сложное, но все-таки возможное. В этом случае можно рассчитывать лишь на применение аналогии закона: руководствоваться порядком создания искусственных водоемов, предусмотренным законодательством для земель водного фонда.

Разрешение на создание искусственных водоемов должны предоставлять местные советы по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти. А приступать к созданию искусственного водоема можно только при наличии специального разрешения на проведение работ на землях водного фонда.

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 1

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы