Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Бухгалтер ведет кадровый учет: возможно ли это?

07.05.2019 4117 0 0


Должен ли бухгалтер вести кадровую документацию, если на предприятии нет кадровой службы или не занята вакансия кадровика?

Конкретный перечень задач и обязанностей бухгалтера, его права, полномочия и ответственность приводятся в должностной инструкции, которая разрабатывается и утверждается на основе Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденный приказом Минтруда и соцполитики от 29.12.04 г. № 336 (далее – Справочник № 336). Если должностная инструкция бухгалтера не содержит обязанности по ведению кадрового учета, бухгалтер не должен выполнять работу, не входящую в его должностные обязанности.

Если же руководитель на собственное усмотрение решил внести изменения в должностную инструкцию и таким образом расширить круг обязанностей бухгалтера с поручением ему не свойственных этой должности функций относительно ведения кадрового учета, необходимо учесть следующие моменты.

Согласно Справочнику № 336 при необходимости круг задач и обязанностей отдельных работников может быть расширен с поручением им работ, предусмотренных для разных групп должностей, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности (квалификации).

Но, как видно из нижеследующей таблицы, кадровая работа преимущественно требует соответствующей квалификации. Следовательно, обязывать бухгалтера выполнять работу по другой специальности неправомерно.

Должность

Код КП

Квалификационные требования

Директор по кадровым вопросам и быту

1232

Полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист). Последипломное образование в сфере управления. Стаж работы по профессиям руководителей нижестоящего уровня: для магистра – не менее 2 лет, для специалиста – не менее 3 лет

Менеджер (управляющий) по персоналу

1477.1

Полное высшее образование направления подготовки «Менеджмент» (магистр, специалист) без требований к стажу работы или полное высшее образование (специалист, магистр), стаж работы по специальности – не менее 2 лет и последипломное образование по направлению «Менеджмент»

Начальник
отдела кадров

1232

Полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист). Стаж работы по управлению персоналом – не менее 2 лет

Инспектор по кадрам

3423

Базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (бакалавр или младший специалист). Без требований к стажу работы

Старший инспектор
по кадрам

3423

Базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (бакалавр или младший специалист). Стаж работы по профессии инспектора по кадрам – не менее 1 года

В то же время нормой п. 11 Общих положений Справочника № 336 разрешается, в виде исключения, оставлять на должности или назначать на должность по рекомендации аттестационной комиссии лиц, которые не имеют образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но имеют достаточный практический опыт и успешно выполняют в полном объеме возложенные на них задачи и обязанности.

Таким образом, кадровую работу можно поручить бухгалтеру только на условиях совмещения должностей. Но должность кадровика должна быть внесена в штатное расписание и вакантна. Следовательно, должность, например, инспектора по кадрам следует ввести в штатное расписание предприятия и возложить исполнение обязанностей по ней по совмещению на бухгалтера с его согласия.

Совмещение профессий (должностей) разрешено вводить в рамках категории персонала, к которой относится работник, – рабочие, профессионалы, специалисты и т. п. (п. 3 постановления Совета Министров СССР от 04.12.81 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)»). Поэтому, если бухгалтер имеет соответствующую квалификацию, он может частично исполнять обязанности инспектора по кадрам по совмещению в основное рабочее время.

Работникам, которые выполняют на том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, оговоренной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, осуществляется доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (ст. 105 КЗоТ).

Трудовой договор в таком случае следует заключить по профессии, которая признана основной, обычно бухгалтера. Основной является профессия с наибольшим объемом выполняемых работ по сравнению с другими профессиями.

Обратите внимание: в письме Минтруда и соцполитики от 06.03.06 г. № 09-96 указано, что при наличии в штате должности начальника отдела кадров его обязанности не могут возлагаться на другое лицо. Следовательно, если в штатном расписании предусмотрена должность начальника отдела кадров, и именно лицо, которое занимает эту должность, должно вести кадровый учет, то бухгалтер может вести такой учет только в режиме заместительства или совмещения должностей.

Если выполнение обязанностей по ведению кадрового делопроизводства будет поручено бухгалтеру в порядке совмещения должности инспектора по кадрам, то в случае заверения записей при увольнении в трудовых книжках работников бухгалтер должен указать название должности «инспектор по кадрам».

Руководитель также может принять решение о делегировании бухгалтеру права подписи в трудовых книжках, издав соответствующий приказ. В таком случае, заверяя записи в трудовой книжке при увольнении работника, бухгалтер должен указать свою должность.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы