Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Готовимся к «пожарной» проверке


В консультации расскажем, к кому может прийти с проверкой Государственная служба по чрезвычайным ситуациям (далее – ГСЧС), какие виды проверок имеют право проводить должностные лица ГСЧС, распространяется ли мораторий на их проверки и т. д.


План проверок на 2021 и 2022 годы

На Инспекционном портале обнародован годовой план проверок ГСЧС на 2021 год. Проверить наличие своего предприятия в плане ГСЧС на 2022 год также можно будет на этом портале.

Ключевой вопрос проверок – хоздеятельность по предоставлению услуг и выполнению работ противопожарного назначения, которая подлежит лицензированию.

Подпадают ли под мораторий проверки ГСЧС?

Мораторий на плановые проверки, установленный п. 3 разд. II Закона от 17.03.2020 № 533-IX, продолжает действовать. Согласно этой норме на период карантина органам государственного надзора (контроля) запрещается проводить плановые проверки. Исключение – надзор (контроль) за субъектами хозяйствования (далее – СХ) с высокой степенью риска от осуществления хоздеятельности (критерии оценки степени риска утверждаются КМУ, подробнее об этом см. ниже).

Отсюда следует, что в период карантина (продолжает действовать до 31.12.2021) органы ГСЧС не имеют права проверять СХ со средней и незначительной степенью риска. То есть такие СХ могут не допускать к плановой проверке должностных лиц ГСЧС, пожаловавших в это время.

Распространяются ли нормы Закона от 05.04.2007 № 877-V (далее – Закон № 877) на проверки ГСЧС?

Да, распространяются. Кроме того, в ходе проверок ГСЧС руководствуется Кодексом гражданской защиты (далее – КГЗ) и другими нормативно-правовыми актами.

Какие вопросы могут интересовать должностных лиц ГСЧС?

Перечень вопросов, которые будут проверять представители ГСЧС, приводится в акте проверки (форма утверждена приказом МВД от 17.01.2019 № 22, далее – Приказ № 22), который составляется по результатам проведения плановых или внеплановых проверок. Проверяющих может заинтересовать, в частности:

  • наличие декларации соответствия материально-технической базы СХ требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности;
  • организация мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
  • соблюдение работниками объекта установленного противопожарного режима;
  • обучение, противопожарный инструктаж и проверка знаний по вопросам пожарной безопасности должностных лиц и работников предприятия;
  • применение в строительстве и на производстве материалов и веществ с определенными показателями пожарной опасности;
  • содержание территории, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов;
  • состояние электроустановок и др.

Виды проверок

В соответствии со ст. 66 КГЗ органы ГСЧС вправе проводить плановые и внеплановые проверки.

Плановые проверки

При включении СХ в план проверок должны соблюдаться требования к периодичности проведения проверок в зависимости от степени риска СХ. Исчерпывающий перечень критериев оценки степени риска СХ приведен в приложении 2 к Критериям, утвержденным постановлением КМУ от 05.09.2018 № 715 (далее – Критерии № 715).

В частности, предприятие относится к высокой, средней или незначительной степени риска исходя из суммы баллов, начисленных по всем критериям, перечисленным в приложении 2, по такой шкале:

  • от 41 до 100 баллов – высокая;
  • от 21 до 40 баллов – средняя;
  • от 0 до 20 баллов – незначительная.

Если СХ принадлежит на праве собственности, владения или пользования более одного объекта, то количество баллов начисляется по всем критериям из приложения 2 отдельно по каждому объекту. То есть баллы не усредняются.

С какой периодичностью проводится плановая проверка?

Согласно п. 5 Критериев № 715 плановые проверки СХ в сфере техногенной и пожарной безопасности осуществляются с такой периодичностью:

  • для СХ с высокой степенью риска – не чаще одного раза в 2 года;
  • со средней – не чаще одного раза в 3 года;
  • с незначительной – не чаще одного раза в 5 лет.

Повторим еще раз: в связи с введением карантина органы ГСЧС не имеют права проверять СХ со средней и незначительной степенью риска. Однако это правило не распространяется на СХ с высокой степенью риска.

Проверка СХ, которому принадлежит на праве собственности, владения или пользования более одного объекта, проводится с периодичностью, которая зависит от суммы баллов, начисленных отдельно по каждому объекту. Например, у СХ есть два объекта: один с высокой степенью риска (объект 1), другой – со средней (объект 2). Значит, органы ГСЧС проверяют объект 1 не чаще одного раза в 2 года, а объект 2 – раз в 3 года.

Важно: если по результатам последней плановой проверки на предприятии не выявлено существенных нарушений требований законодательства в сфере техногенной и пожарной безопасности, то следующая плановая проверка такого СХ проводится не ранее чем через установленный для соответствующей степени риска период, увеличенный вдвое (п. 6 Критериев № 715).

Должны ли СХ предупреждать о проведении плановой проверки?

Да, должны. О проведении плановой проверки СХ уведомляют не позднее чем за 10 дней до ее начала (ч. 4 ст. 5 Закона № 877). Форма такого уведомления утверждена Приказом № 22. При этом СХ имеет право не допускать должностных лиц органов ГСЧС к плановой проверке в случае неполучения уведомления о ее проведении. Но учтите! Нужно точно знать, что уведомление не направлялось, а не лежит, к примеру, на почте.

В уведомлении указываются:

  • даты начала и окончания проверки;
  • полное наименование проверяемого СХ;
  • наименование органа государственного надзора (контроля).

К сведению: такое уведомление может быть направлено СХ по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо по электронной почте.

Кроме того, до начала проверки представители органа ГСЧС должны предъявить свои служебные удостоверения по форме, утвержденной Приказом № 22 (ч. 5 ст. 7 Закона № 877).

Что грозит СХ за незаконный недопуск должностных лиц ГСЧС к проверке?

В этом случае должностных лиц СХ могут привлечь к административной ответственности, установленной ст. 18514 КУоАП за создание препятствий в деятельности уполномоченных должностных лиц ГСЧС, – штраф в размере от 100 до 200 НМДГ (от 1 700 до 3 400 грн). Штраф за повторное нарушение в течение года составит от 200 до 300 НМДГ (от 3 400 до 5 100 грн).

Протоколы за нарушения, предусмотренные ст. 18514 КУоАП, составляют должностные лица ГСЧС. А рассматривать административные дела по таким нарушениям и налагать штраф может исключительно суд.

Как уже было отмечено, в период карантина СХ со средней и незначительной степенью риска имеют право не допускать к плановой проверке должностных лиц органов ГСЧС, и штрафовать их за недопуск на основании ст. 18514 КУоАП не будут.

Сколько длится плановая проверка?

Как определено в ч. 5 ст. 5 Закона № 877, срок проведения плановой проверки не может превышать 10 рабочих дней (далее – р. д.), а в отношении субъектов малого и микропредпринимательства – 5 р. д. Внимание! Продление срока проверки не допускается.

Внеплановые проверки

В ст. 6 Закона № 877 приводится перечень оснований для проведения внеплановых проверок. В него включены:

1) письменное заявление СХ с просьбой провести проверку;

2) проверка выполнения СХ предписаний, распоряжений об устранении нарушений требований законодательства, выданных по результатам предыдущих проверок;

3) наступление аварии, смерти пострадавшего в результате несчастного случая или профессионального заболевания, связанного с деятельностью СХ;

4) выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, представленной СХ;

5) обоснованное обращение физических и юридических лиц о нарушении СХ требований законодательства, нанесшем ущерб их правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей среде или безопасности государства, с приложением документов или их копий, подтверждающих такие нарушения (при наличии). В этом случае проверка возможна только с согласия ГСЧС;

6) неподача в установленный срок документов обязательной отчетности без уважительных причин за два отчетных периода, а также письменных объяснений причин, которые препятствовали их подаче;

7) поручение премьер-министра Украины о проверке СХ в связи с выявленными системными нарушениями и/или наступлением события, имеющего значительное негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, окружающую природную среду и обеспечение безопасности государства.

Обращаем внимание! В ходе такой проверки должны изучаться только те вопросы, которые стали основанием для ее проведения (указаны в направлении на проверку). Не допускается повторная внеплановая проверка за один и тот же период, по тому же предмету и основанию (ч. 1 ст. 6 Закона № 877).

Какова продолжительность внеплановой проверки?

Срок проведения внеплановой проверки – не более 10 р. д., а для субъектов малого предпринимательства – не более 2 р. д. Эти сроки не продлеваются.

Каковы условия допуска проверяющих к проверке?

Для проведения плановой проверки орган ГСЧС должен издать соответствующий приказ (решение, распоряжение) с указанием СХ, который подлежит проверке, и предмета проверки (ст. 7 Закона № 877). На основании приказа (решения, распоряжения) оформляется направление на проверку, которое подписывается руководителем или заместителем руководителя органа ГСЧС (с указанием Ф. И. О.) и удостоверяется печатью.

Направление действует только в течение указанного в нем срока проведения проверки. Например, если в направлении написано, что проверка проводится с 20 по 21 ноября 2021 года, а проверяющие пришли 22 ноября, то их можно не допускать к проверке (ч. 4 ст. 7 Закона № 877).

Важный момент: без предъявления направления на проверку и служебного удостоверения должностное лицо ГСЧС не может осуществлять проверку. СХ имеет право не допускать проверяющих к проверке, если они не предъявили указанные документы.

Перед началом проверки проверяющие должны расписаться в Журнале регистрации проверок (при наличии) (ч. 12 ст. 4 Закона № 877).

Какими правами обладают СХ при проведении проверки?

Согласно ст. 10 Закона № 877 при проведении проверки СХ имеет право:

1) не допускать должностных лиц ГСЧС к проверке, если:

  • она проводится с нарушением требований к периодичности проверок, предусмотренных законом;
  • СХ не получил уведомление о проведении плановой проверки;
  • продолжительность плановой проверки или суммарная продолжительность таких проверок в течение года превышает предельную продолжительность, установленную ч. 5 ст. 5 Закона № 877, или продолжительность внеплановой проверки превышает предельную продолжительность, предусмотренную ч. 4 ст. 6 Закона № 877;
  • проверяющие осуществляют повторную внеплановую проверку по тому же факту (фактам), который уже был (были) основанием для ее проведения;
  • проверяющие не внесли запись в Журнал регистрации проверок (при наличии);
  • в определенных законом случаях проверяющие не представили копию согласования ГСЧС, или соответствующего государственного коллегиального органа на проведение внеплановой проверки;

2) присутствовать при проверке;

3) требовать неразглашения информации, являющейся коммерческой тайной или конфиденциальной информацией СХ;

4) получать и знакомиться с актами проверок;

5) предоставлять в письменной форме свои объяснения, замечания или возражения к акту проверки;

6) обжаловать в установленном законом порядке неправомерные действия проверяющих.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом № 22. В случае несогласия с изложенными в акте выводами рекомендуем:

  • подавать в письменной форме свои пояснения, замечания или возражения, которые являются неотъемлемой частью акта;
  • во избежание дописок без вашего ведома перечеркивать незаполненные места буквой «Z»;
  • не отказываться от подписания акта, а подписать его с возражениями.

Если СХ не желает излагать возражения, но при этом отказывается подписать акт, проверяющие делают в документе соответствующую запись. После этого акт направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если в ходе проверки установлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, то проверяющие выдают СХ предписание на их устранение по форме, утвержденной Приказом № 22. В предписании будут указаны не только нарушения, но и наименование нормативно-правового акта или нормативного документа, требования которого нарушены, а также срок их устранения. Орган ГСЧС может проверить выполнение предписания, назначив с этой целью внеплановую проверку СХ (ст. 6 Закона № 877).

СХ может обжаловать предписание органа ГСЧС, обратившись в ГСЧС или административный суд (ст. 68 КГЗ, ч. 9 ст. 7 Закона № 877).

Могут ли оштрафовать СХ за невыполнение предписания должностного лица ГСЧС?

За невыполнение предписаний и постановлений должностных лиц ГСЧС предусмотрен админштраф по ст. 1888 КУоАП в размере от 100 до 200 НМДГ (от 1 700 до 3 400 грн). Штраф за повторное нарушение в течение года составит от 200 до 300 НМДГ (от 3 400 до 5 100 грн).

Рассматривать административные дела по нарушениям, установленным ст. 1888 КУоАП, и налагать штрафы уполномочены должностные лица ГСЧС.

Ответственность в сфере пожарной безопасности

Должностные лица СХ, нарушившие законодательство в этой сфере, могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. Кроме того, деятельность СХ может быть приостановлена.

В каких случаях приостанавливается деятельность СХ?

В случаях, предусмотренных ст. 68, 70 КГЗ, к СХ могут применять меры реагирования в виде полной или частичной приостановки деятельности. Так, если нарушение требований в сфере техногенной и пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью людей органы ГСЧС обращаются с иском в административный суд. В иске они могут потребовать полную или частичную приостановку:

  • работы предприятия, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, отдельных помещений;
  • выпуска и реализации пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты.

За какие нарушения СХ могут привлечь к административной ответственности?

Информацию об административных правонарушениях в сфере пожарной безопасности и санкциях за них приведем в таблице.

Суть правонарушения

Санкция

Статья КУоАП

1

2

3

Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, применение пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению

Предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц
предприятия в размере от 200
до 300 НМДГ (от 3 400 до 5 100 грн)

Ст. 175

Начало работы вновь созданного предприятия или начало использования СХ недвижимости без регистрации декларации соответствия материально-технической базы СХ требованиям законодательства в сфере пожарной безопасности, если подача такой декларации является обязательной

Штраф для должностных лиц
предприятия и граждан – субъектов предпринимательской деятельности
в размере от 150 до 200 НМДГ
(от 2 550 до 3 400 грн)

Ст. 1752

Рассматривать административные дела по указанным нарушениям и налагать штрафы уполномочены органы ГСЧС (ст. 233 КУоАП).

Когда применяется уголовная ответственность в сфере пожарной безопасности?

Уголовная ответственность за нарушение законодательства в сфере пожарной безопасности предусмотрена ст. 270 УК и применяется судом.

Уголовная ответственность наступает, если нарушение пожарной безопасности:

  • привело к возникновению пожара, который нанес вред здоровью людей или имущественный ущерб в крупном размере. Санкция за такое нарушение – штраф в размере от 1 000 до 4 000 НМДГ (от 17 000 до 68 000 грн), или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 3 лет (ч. 1 ст. 270 УК). Размер имущественного ущерба является крупным, если прямые убытки составляют сумму, превышающую размер налоговой социальной льготы (далее – НСЛ) в 300 и более раз (сейчас это 340 500 грн). Следует знать: для квалификации данного вида преступления применяется НМДГ в размере НСЛ, действующей в соответствующем году (на 01.01.2021 это 1 135 грн);
  • стало причиной гибели людей или нанесло имущественный ущерб в особо крупном размере либо привело к прочим тяжким последствиям. Санкция в этом случае – лишение свободы на срок от 3 до 8 лет (ч. 2 ст. 270 УК). Размер имущественного ущерба является особо крупным, если прямые убытки составляют сумму, которая в 1 000 и более раз превышает НСЛ (на сегодня – 1 135 000 грн).
Административная ответственность в сфере пожарной безопасности.doc
Скачать
Комментарии к материалу
Содержание
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
30.01.2025
Реорганизация предприятия путем разделения: будет ли назначена налоговая проверка?
ООО приняло решение о реорганизации путем разделения на два предприятия. В связи с этим возник ряд вопросов. В статье мы рассмотрим, как нужно действовать в такой ситуации, а именно: Как должно быть оформлено решение ООО о реорганизации? Нужно ли уведомлять о запланированной реорганизации налого...
24.12.2024
За какой период может быть проведена документальная налоговая проверка?
Ситуация. На предприятии должна быть проведена документальная налоговая проверка. Знаем, что на время действия военного положения сроки давности, предусмотренные Налоговым кодексом (далее – НК), были приостановлены, однако позже их течение возобновили. Вопрос. За какой период сейчас может б...
18.11.2024
Можно ли перенести начало налоговой проверки на другую дату?
На практике у налогоплательщиков довольно часто возникает вопрос, предусмотрена ли законодательством возможность перенести сроки налоговой проверки. Ведь в период военного положения случаются различные нестандартные ситуации, например: выезд директора предприятия за границу, мобилизация физлица-пред...
Лучшие материалы