Готовимся к «пожарной» проверке
В консультации расскажем, к кому может прийти с проверкой Государственная служба по чрезвычайным ситуациям (далее – ГСЧС), какие виды проверок имеют право проводить должностные лица ГСЧС, распространяется ли мораторий на их проверки и т. д.
План проверок на 2021 и 2022 годы
На Инспекционном портале обнародован годовой план проверок ГСЧС на 2021 год. Проверить наличие своего предприятия в плане ГСЧС на 2022 год также можно будет на этом портале.
Ключевой вопрос проверок – хоздеятельность по предоставлению услуг и выполнению работ противопожарного назначения, которая подлежит лицензированию.
Подпадают ли под мораторий проверки ГСЧС?
Мораторий на плановые проверки, установленный п. 3 разд. II Закона от 17.03.2020 № 533-IX, продолжает действовать. Согласно этой норме на период карантина органам государственного надзора (контроля) запрещается проводить плановые проверки. Исключение – надзор (контроль) за субъектами хозяйствования (далее – СХ) с высокой степенью риска от осуществления хоздеятельности (критерии оценки степени риска утверждаются КМУ, подробнее об этом см. ниже).
Отсюда следует, что в период карантина (продолжает действовать до 31.12.2021) органы ГСЧС не имеют права проверять СХ со средней и незначительной степенью риска. То есть такие СХ могут не допускать к плановой проверке должностных лиц ГСЧС, пожаловавших в это время.
Распространяются ли нормы Закона от 05.04.2007 № 877-V (далее – Закон № 877) на проверки ГСЧС?
Да, распространяются. Кроме того, в ходе проверок ГСЧС руководствуется Кодексом гражданской защиты (далее – КГЗ) и другими нормативно-правовыми актами.
Какие вопросы могут интересовать должностных лиц ГСЧС?
Перечень вопросов, которые будут проверять представители ГСЧС, приводится в акте проверки (форма утверждена приказом МВД от 17.01.2019 № 22, далее – Приказ № 22), который составляется по результатам проведения плановых или внеплановых проверок. Проверяющих может заинтересовать, в частности:
- наличие декларации соответствия материально-технической базы СХ требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности;
- организация мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- соблюдение работниками объекта установленного противопожарного режима;
- обучение, противопожарный инструктаж и проверка знаний по вопросам пожарной безопасности должностных лиц и работников предприятия;
- применение в строительстве и на производстве материалов и веществ с определенными показателями пожарной опасности;
- содержание территории, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов;
- состояние электроустановок и др.
Виды проверок
В соответствии со ст. 66 КГЗ органы ГСЧС вправе проводить плановые и внеплановые проверки.
Плановые проверки
При включении СХ в план проверок должны соблюдаться требования к периодичности проведения проверок в зависимости от степени риска СХ. Исчерпывающий перечень критериев оценки степени риска СХ приведен в приложении 2 к Критериям, утвержденным постановлением КМУ от 05.09.2018 № 715 (далее – Критерии № 715).
В частности, предприятие относится к высокой, средней или незначительной степени риска исходя из суммы баллов, начисленных по всем критериям, перечисленным в приложении 2, по такой шкале:
- от 41 до 100 баллов – высокая;
- от 21 до 40 баллов – средняя;
- от 0 до 20 баллов – незначительная.
Если СХ принадлежит на праве собственности, владения или пользования более одного объекта, то количество баллов начисляется по всем критериям из приложения 2 отдельно по каждому объекту. То есть баллы не усредняются.
С какой периодичностью проводится плановая проверка?
Согласно п. 5 Критериев № 715 плановые проверки СХ в сфере техногенной и пожарной безопасности осуществляются с такой периодичностью:
- для СХ с высокой степенью риска – не чаще одного раза в 2 года;
- со средней – не чаще одного раза в 3 года;
- с незначительной – не чаще одного раза в 5 лет.
Повторим еще раз: в связи с введением карантина органы ГСЧС не имеют права проверять СХ со средней и незначительной степенью риска. Однако это правило не распространяется на СХ с высокой степенью риска.
Проверка СХ, которому принадлежит на праве собственности, владения или пользования более одного объекта, проводится с периодичностью, которая зависит от суммы баллов, начисленных отдельно по каждому объекту. Например, у СХ есть два объекта: один с высокой степенью риска (объект 1), другой – со средней (объект 2). Значит, органы ГСЧС проверяют объект 1 не чаще одного раза в 2 года, а объект 2 – раз в 3 года.
Важно: если по результатам последней плановой проверки на предприятии не выявлено существенных нарушений требований законодательства в сфере техногенной и пожарной безопасности, то следующая плановая проверка такого СХ проводится не ранее чем через установленный для соответствующей степени риска период, увеличенный вдвое (п. 6 Критериев № 715). |
Должны ли СХ предупреждать о проведении плановой проверки?
Да, должны. О проведении плановой проверки СХ уведомляют не позднее чем за 10 дней до ее начала (ч. 4 ст. 5 Закона № 877). Форма такого уведомления утверждена Приказом № 22. При этом СХ имеет право не допускать должностных лиц органов ГСЧС к плановой проверке в случае неполучения уведомления о ее проведении. Но учтите! Нужно точно знать, что уведомление не направлялось, а не лежит, к примеру, на почте.
В уведомлении указываются:
- даты начала и окончания проверки;
- полное наименование проверяемого СХ;
- наименование органа государственного надзора (контроля).
К сведению: такое уведомление может быть направлено СХ по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо по электронной почте. |
Кроме того, до начала проверки представители органа ГСЧС должны предъявить свои служебные удостоверения по форме, утвержденной Приказом № 22 (ч. 5 ст. 7 Закона № 877).
Что грозит СХ за незаконный недопуск должностных лиц ГСЧС к проверке?
В этом случае должностных лиц СХ могут привлечь к административной ответственности, установленной ст. 18514 КУоАП за создание препятствий в деятельности уполномоченных должностных лиц ГСЧС, – штраф в размере от 100 до 200 НМДГ (от 1 700 до 3 400 грн). Штраф за повторное нарушение в течение года составит от 200 до 300 НМДГ (от 3 400 до 5 100 грн).
Протоколы за нарушения, предусмотренные ст. 18514 КУоАП, составляют должностные лица ГСЧС. А рассматривать административные дела по таким нарушениям и налагать штраф может исключительно суд.
Как уже было отмечено, в период карантина СХ со средней и незначительной степенью риска имеют право не допускать к плановой проверке должностных лиц органов ГСЧС, и штрафовать их за недопуск на основании ст. 18514 КУоАП не будут.
Сколько длится плановая проверка?
Как определено в ч. 5 ст. 5 Закона № 877, срок проведения плановой проверки не может превышать 10 рабочих дней (далее – р. д.), а в отношении субъектов малого и микропредпринимательства – 5 р. д. Внимание! Продление срока проверки не допускается.
Внеплановые проверки
В ст. 6 Закона № 877 приводится перечень оснований для проведения внеплановых проверок. В него включены:
1) письменное заявление СХ с просьбой провести проверку;
2) проверка выполнения СХ предписаний, распоряжений об устранении нарушений требований законодательства, выданных по результатам предыдущих проверок;
3) наступление аварии, смерти пострадавшего в результате несчастного случая или профессионального заболевания, связанного с деятельностью СХ;
4) выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, представленной СХ;
5) обоснованное обращение физических и юридических лиц о нарушении СХ требований законодательства, нанесшем ущерб их правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей среде или безопасности государства, с приложением документов или их копий, подтверждающих такие нарушения (при наличии). В этом случае проверка возможна только с согласия ГСЧС;
6) неподача в установленный срок документов обязательной отчетности без уважительных причин за два отчетных периода, а также письменных объяснений причин, которые препятствовали их подаче;
7) поручение премьер-министра Украины о проверке СХ в связи с выявленными системными нарушениями и/или наступлением события, имеющего значительное негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, окружающую природную среду и обеспечение безопасности государства.
Обращаем внимание! В ходе такой проверки должны изучаться только те вопросы, которые стали основанием для ее проведения (указаны в направлении на проверку). Не допускается повторная внеплановая проверка за один и тот же период, по тому же предмету и основанию (ч. 1 ст. 6 Закона № 877). |
Какова продолжительность внеплановой проверки?
Срок проведения внеплановой проверки – не более 10 р. д., а для субъектов малого предпринимательства – не более 2 р. д. Эти сроки не продлеваются.
Каковы условия допуска проверяющих к проверке?
Для проведения плановой проверки орган ГСЧС должен издать соответствующий приказ (решение, распоряжение) с указанием СХ, который подлежит проверке, и предмета проверки (ст. 7 Закона № 877). На основании приказа (решения, распоряжения) оформляется направление на проверку, которое подписывается руководителем или заместителем руководителя органа ГСЧС (с указанием Ф. И. О.) и удостоверяется печатью.
Направление действует только в течение указанного в нем срока проведения проверки. Например, если в направлении написано, что проверка проводится с 20 по 21 ноября 2021 года, а проверяющие пришли 22 ноября, то их можно не допускать к проверке (ч. 4 ст. 7 Закона № 877).
Важный момент: без предъявления направления на проверку и служебного удостоверения должностное лицо ГСЧС не может осуществлять проверку. СХ имеет право не допускать проверяющих к проверке, если они не предъявили указанные документы. |
Перед началом проверки проверяющие должны расписаться в Журнале регистрации проверок (при наличии) (ч. 12 ст. 4 Закона № 877).
Какими правами обладают СХ при проведении проверки?
Согласно ст. 10 Закона № 877 при проведении проверки СХ имеет право:
1) не допускать должностных лиц ГСЧС к проверке, если:
- она проводится с нарушением требований к периодичности проверок, предусмотренных законом;
- СХ не получил уведомление о проведении плановой проверки;
- продолжительность плановой проверки или суммарная продолжительность таких проверок в течение года превышает предельную продолжительность, установленную ч. 5 ст. 5 Закона № 877, или продолжительность внеплановой проверки превышает предельную продолжительность, предусмотренную ч. 4 ст. 6 Закона № 877;
- проверяющие осуществляют повторную внеплановую проверку по тому же факту (фактам), который уже был (были) основанием для ее проведения;
- проверяющие не внесли запись в Журнал регистрации проверок (при наличии);
- в определенных законом случаях проверяющие не представили копию согласования ГСЧС, или соответствующего государственного коллегиального органа на проведение внеплановой проверки;
2) присутствовать при проверке;
3) требовать неразглашения информации, являющейся коммерческой тайной или конфиденциальной информацией СХ;
4) получать и знакомиться с актами проверок;
5) предоставлять в письменной форме свои объяснения, замечания или возражения к акту проверки;
6) обжаловать в установленном законом порядке неправомерные действия проверяющих.
Оформление результатов проверки
По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом № 22. В случае несогласия с изложенными в акте выводами рекомендуем:
- подавать в письменной форме свои пояснения, замечания или возражения, которые являются неотъемлемой частью акта;
- во избежание дописок без вашего ведома перечеркивать незаполненные места буквой «Z»;
- не отказываться от подписания акта, а подписать его с возражениями.
Если СХ не желает излагать возражения, но при этом отказывается подписать акт, проверяющие делают в документе соответствующую запись. После этого акт направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если в ходе проверки установлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, то проверяющие выдают СХ предписание на их устранение по форме, утвержденной Приказом № 22. В предписании будут указаны не только нарушения, но и наименование нормативно-правового акта или нормативного документа, требования которого нарушены, а также срок их устранения. Орган ГСЧС может проверить выполнение предписания, назначив с этой целью внеплановую проверку СХ (ст. 6 Закона № 877).
СХ может обжаловать предписание органа ГСЧС, обратившись в ГСЧС или административный суд (ст. 68 КГЗ, ч. 9 ст. 7 Закона № 877).
Могут ли оштрафовать СХ за невыполнение предписания должностного лица ГСЧС?
За невыполнение предписаний и постановлений должностных лиц ГСЧС предусмотрен админштраф по ст. 1888 КУоАП в размере от 100 до 200 НМДГ (от 1 700 до 3 400 грн). Штраф за повторное нарушение в течение года составит от 200 до 300 НМДГ (от 3 400 до 5 100 грн).
Рассматривать административные дела по нарушениям, установленным ст. 1888 КУоАП, и налагать штрафы уполномочены должностные лица ГСЧС.
Ответственность в сфере пожарной безопасности
Должностные лица СХ, нарушившие законодательство в этой сфере, могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. Кроме того, деятельность СХ может быть приостановлена.
В каких случаях приостанавливается деятельность СХ?
В случаях, предусмотренных ст. 68, 70 КГЗ, к СХ могут применять меры реагирования в виде полной или частичной приостановки деятельности. Так, если нарушение требований в сфере техногенной и пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью людей органы ГСЧС обращаются с иском в административный суд. В иске они могут потребовать полную или частичную приостановку:
- работы предприятия, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, отдельных помещений;
- выпуска и реализации пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты.
За какие нарушения СХ могут привлечь к административной ответственности?
Информацию об административных правонарушениях в сфере пожарной безопасности и санкциях за них приведем в таблице.
Суть правонарушения |
Санкция |
Статья КУоАП |
1 |
2 |
3 |
Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, применение пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению |
Предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц |
Ст. 175 |
Начало работы вновь созданного предприятия или начало использования СХ недвижимости без регистрации декларации соответствия материально-технической базы СХ требованиям законодательства в сфере пожарной безопасности, если подача такой декларации является обязательной |
Штраф для должностных лиц |
Ст. 1752 |
Рассматривать административные дела по указанным нарушениям и налагать штрафы уполномочены органы ГСЧС (ст. 233 КУоАП).
Когда применяется уголовная ответственность в сфере пожарной безопасности?
Уголовная ответственность за нарушение законодательства в сфере пожарной безопасности предусмотрена ст. 270 УК и применяется судом.
Уголовная ответственность наступает, если нарушение пожарной безопасности:
- привело к возникновению пожара, который нанес вред здоровью людей или имущественный ущерб в крупном размере. Санкция за такое нарушение – штраф в размере от 1 000 до 4 000 НМДГ (от 17 000 до 68 000 грн), или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 3 лет (ч. 1 ст. 270 УК). Размер имущественного ущерба является крупным, если прямые убытки составляют сумму, превышающую размер налоговой социальной льготы (далее – НСЛ) в 300 и более раз (сейчас это 340 500 грн). Следует знать: для квалификации данного вида преступления применяется НМДГ в размере НСЛ, действующей в соответствующем году (на 01.01.2021 это 1 135 грн);
- стало причиной гибели людей или нанесло имущественный ущерб в особо крупном размере либо привело к прочим тяжким последствиям. Санкция в этом случае – лишение свободы на срок от 3 до 8 лет (ч. 2 ст. 270 УК). Размер имущественного ущерба является особо крупным, если прямые убытки составляют сумму, которая в 1 000 и более раз превышает НСЛ (на сегодня – 1 135 000 грн).
Комментарии к материалу