Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Санкции за невыполнение норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью

За невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью (далее – норматив) к работодателям применяются административно-хозяйственные санкции, предусмотренные законодательством. В марте 2025 года работодатели получают расчеты сумм этих санкций за невыполнение норматива в 2024 году. В связи с этим у работодателей возникает немало вопросов. В статье мы рассмотрим основные правила уплаты суммы санкций за невыполнение норматива и ответим на ваши вопросы.


Общие правила начисления санкций за невыполнение норматива

Правила, касающиеся расчета норматива и применения административно-хозяйственных санкций за его невыполнение, регламентированы Законом от 21.03.1991 № 875-XII «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине» (далее – Закон № 875).

Норматив установлен ст. 19 Закона № 875 в следующем размере:

  • для работодателей, у которых работает от 8 до 25 лиц – одно рабочее место;
  • для работодателей, у которых работает 25 и более лиц – 4 % среднеучетного количества штатных работников учетного состава за год.

На заметку! Среднеучетное количество штатных работников определяется в соответствии с Инструкцией по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 № 286.

За невыполнение норматива к работодателям применяются административно-хозяйственные санкции в размере:

  • половины средней годовой зарплаты у этого работодателя – если количество работников от 8 до 15 человек;
  • средней годовой зарплаты у этого работодателя – если количество работников 15 и более.

На заметку! Средняя годовая зарплата определяется в соответствии с Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 № 5.

Кто и на основании каких сведений определяет сумму санкций за невыполнение норматива?

Сумму санкций рассчитывает Фонд социальной защиты лиц с инвалидностью (далее – Фонд) на основе данных Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее – Реестр) и Централизованного банка данных по проблемам инвалидности.

Какую форму имеет расчет, рассылаемый работодателям?

Правила уведомления работодателей зафиксированы в Порядке направления расчета сумм административно-хозяйственных санкций, подлежащих уплате в связи с невыполнением норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью за предыдущий год, утвержденном постановлением правления ПФУ от 10.03.2023 № 14-1 и приказом Фонда от 10.03.2023 № 17 (далее – Порядок № 14-1).

В приложении к Порядку № 14-1 приведена форма Расчета сумм административно-хозяйственных санкций, подлежащих уплате в связи с невыполнением норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью (далее – расчет).

Как происходит рассылка расчетов?

Механизм направления работодателям расчетов следующий.

Фонд ежегодно до 10 марта в автоматизированном режиме выявляет работодателей, которые не выполнили в предыдущем году норматив, составляет расчеты в форме электронного документа и передает их оригиналы ПФУ (п. 3 Порядка № 14-1).

В свою очередь, ПФУ рассылает расчеты через электронные кабинеты (далее – ЭК) работодателей (предприятий, учреждений и организаций, физических лиц, использующих наемный труд) на веб-портале электронных услуг ПФУ в течение 5 рабочих дней с момента получения оригиналов от Фонда (п. 4 Порядка № 14-1).

Внимание, уточнение расчета! В настоящее время ст. 19 Закона № 875 предусмотрена возможность Фонда уточнить расчет, уже направленный работодателю.

Так, в случае изменения до 31 марта показателей за предыдущий год в Госреестре общеобязательного государственного соцстрахования, которые влияют на ранее определенную сумму административно-хозяйственных санкций, Фонд до 10 июня в автоматизированном режиме – с использованием данных Реестра и Централизованного банка данных по проблемам инвалидности – формирует и направляет уточненный расчет сумм административно-хозяйственных санкций, подлежащих уплате в связи с невыполнением норматива за предыдущий год. Однако изменение показателей в Реестре после 31 марта не приводит к изменению суммы санкций.

Наш совет. Если вы допустили ошибку в отчетности, поданной за периоды 2024 года, и эта ошибка негативно повлияла на расчет суммы санкций, вам нужно поспешить ее исправить до 31 марта 2025 года. Тогда Фонд до 10 июня пересчитает начисленную сумму санкций и направит вам уточненный расчет.

Отвечаем на ваши вопросы

Мы ответим на вопросы, которые задают многие работодатели, а также рассмотрим ситуацию, которая очень часто возникает на практике.

1. В какой срок работодателю нужно уплатить начисленные в расчете санкции?

Начисленная в расчете сумма административно-хозяйственных санкций должна быть уплачена работодателем до 15 апреля (ст. 20 Закона № 875).

То есть в 2025 году работодатели, которые не выполнили норматив за 2024 год, должны уплатить сумму санкций не позднее 14.04.2025.

2. По каким платежным реквизитам нужно уплатить сумму санкций?

Реквизиты счетов можно найти на сайте Фонда. Однако в данном информационном сообщении указано, что в 2025 году перед осуществлением платежа за отчетный 2024-й следует уточнить реквизиты для уплаты в соответствующем отделении Фонда.

3. В каком именно разделе ЭК работодателя на веб-портале электронных услуг ПФУ можно найти расчет санкций?

Работодателю необходимо авторизироваться в личном кабинете на веб-портале ПФУ, а затем перейти в раздел «Мої документи». Расчет можно найти в подразделе «Адміністративно-господарські санкції».

4. Что грозит работодателю, который не уплатит сумму санкций до 15 апреля?

Если не уплатить сумму санкций своевременно, начнет начисляться пеня (ст. 20 Закона № 875).

Пеня начисляется на полную сумму недоимки за весь срок ее существования, а именно за каждый день просрочки в размере 120 % годовой учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты недоимки.

5. Может ли сумма санкций быть взыскана Фондом с предприятия в принудительном порядке?

Да, может, но только на основании решения суда.

Как указано в ч. 5 ст. 20 Закона № 875, в случае неуплаты суммы административно-хозяйственных санкций или пени либо невозможности их уплаты по решению суда взыскание может быть обращено на имущество предприятия в порядке, предусмотренном законом.

Иными словами, если вы не уплатили начисленную в расчете сумму санкций до 15 апреля, то Фонд (его территориальное отделение) обратится с иском в суд о принудительном взыскании суммы санкций. Но принудительное взыскание будет осуществляться только в том случае, если суд вынесет решение о взыскании суммы санкций, а вы не уплатите их на основании этого решения в добровольном порядке. Тогда Фонд обратится в исполнительную службу для взыскания суммы санкций в принудительном порядке по правилам, установленным Законом от 02.06.2016 № 1404-VIII «Об исполнительном производстве».

Обратите внимание! Иск о взыскании с работодателя сумм административно-хозяйственных санкций и пени может быть предъявлен Фондом в течение 6 месяцев после окончания срока для самостоятельной уплаты работодателем таких сумм (ч. 4 ст. 20 Закона № 875). То есть поскольку предельный срок для их самостоятельной уплаты в 2025 году – 15 апреля, исковое заявление может быть подано Фондом не позднее 15.10.2025.

Ситуация

В 2024 году мы создали рабочие места для лиц с инвалидностью согласно нормативу и уведомили об этом службу занятости. Однако служба занятости не направила к нам на предприятие таких работников для трудоустройства. То есть норматив не был выполнен не по нашей вине. Можно ли не уплачивать сумму санкций, если мы не согласны с их начислением?

У вас есть все шансы отстоять свои интересы в суде. Однако вы должны понимать, что если до 15.04.2025 вы не уплатите начисленную вам сумму санкций, а судебное решение будет вынесено не в вашу пользу, то помимо суммы санкций вам придется уплатить еще и пеню за все время просрочки.

Отметим, что на практике в подобных ситуациях суды чаще всего выносят решения в пользу работодателей – признают начисленные Фондом санкции незаконными. Например, в пользу работодателей вынесены:

  • решение Винницкого окружного административного суда от 09.01.2024, ЕГРСР, рег. № 116178591;
  • решение Сумского окружного административного суда от 08.03.2024, ЕГРСР, рег. № 117561879;
  • постановление Третьего апелляционного административного суда от 29.01.2025, ЕГРСР, рег. № 124815354.

В данных делах работодатели:

  • создали рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью в необходимом для выполнения норматива количестве;
  • подали в центр занятости форму № 3-ПН «Інформація про попит на робочу силу (вакансії)» с указанием вакансий для лиц с инвалидностью (форма № 3-ПН и Порядок ее подачи утверждены приказом Минэкономики от 12.04.2022 № 827-22).

Однако в течение года такие работники не направлялись службой занятости для трудоустройства к этим работодателям. Суды признали, что работодателями были приняты все меры по недопущению правонарушения (невыполнения норматива), а применение Фондом административно-хозяйственных санкций является безосновательным.

Поэтому в вышеприведенной ситуации стоит дождаться, когда Фонд подаст в суд исковое заявление о взыскании суммы административно-хозяйственных санкций с предприятия. И уже в суде в рамках рассмотрения этого иска предприятие сможет привести свои аргументы и доказательства неправомерности начисления санкций.

Выводы

Суммы административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива рассчитывает Фонд.

Найти расчет суммы санкций работодатель может в личном кабинете на веб-портале электронных услуг ПФУ в разделе «Мої документи» (подраздел «Адміністративно-господарські санкції»).

Комментарии к материалу
Статьи по теме
17.10.2025
Нужно ли предприятию вести воинский учет практикантов и стажеров?
В статье выясним, должно ли предприятие проверять наличие военно-учетного документа у практикантов и стажеров и ставить на воинский учет таких лиц. Как известно, юридические лица должны вести воинский учет своих военнообязанных работников. Но обязаны ли предприятия вести воинский учет лиц, которые п...
09.10.2025
Индексация зарплаты в октябре 2025 года
В статье рассмотрены особенности проведения индексации зарплаты в октябре 2025 года и приведены несколько практических примеров. Уже четыре месяца подряд коэффициенты индексации не меняются. В 2025 году право на индексацию возникло только в июле для тех работников, которым не повышали оклады (ставки...
02.10.2025
Обновленные критерии определения предприятий важными в отрасли сельского хозяйства в целях бронирования
В статье рассмотрено, как агропредприятию получить статус критически важного в целях бронирования работников, учитывая новые требования законодательства. В результате недавней реорганизации были объединены в одно ведомство Минэкономики, Минагрополитики и Минприроды. Согласно приказу носозданного Мин...
Популярное
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
22.09.2025
Убыль зерна во время доработки: как отразить в бухучете
Доработка зерна всегда связана с естественными потерями массы. В статье мы расскажем, как сельхозпредприятиям – как тем, которые имеют собственные мощности, так и тем, которые передают зерно на элеватор, – правильно отразить эти потери в бухучёте. Доработка зерна всегда связана с естеств...
26.09.2025
Смена собственника земли посреди года: кому и как платить арендную плату
В статье расскажем, как арендатор должен уплачивать арендную плату, если арендодатель продал земельный участок новому собственнику. Этот вопрос время от времени возникает у арендаторов земли, которые платят арендную плату раз в году. Так, если одно физлицо продало другой земельный участок, например,...
Новое
17.10.2025
Нужно ли предприятию вести воинский учет практикантов и стажеров?
В статье выясним, должно ли предприятие проверять наличие военно-учетного документа у практикантов и стажеров и ставить на воинский учет таких лиц. Как известно, юридические лица должны вести воинский учет своих военнообязанных работников. Но обязаны ли предприятия вести воинский учет лиц, которые п...
15.10.2025
Если задолженность по зарплате выплачивается в октябре 2025 года
Компенсация гражданам потери части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты осуществляется в случае задержки выплаты доходов на один и более календарных месяцев в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 21.02.2001 № 159. Сумма компенсации исчисляется как произведение начис...
14.10.2025
Коллективный договор: уточняем условия
В данной консультации рассмотрим общие правила, которые следует соблюдать при заключении коллективного договора. Срок действия коллективного договора законодательством не предусмотрен. Однако на практике колллективного договор заключают на один или два года. В конце года, даже если срок действия это...
Лучшие материалы