Ситуация: сельхозпредприятие, которое приобрело легковой автомобиль, интересует, где и в какие сроки его следует зарегистрировать, нужно ли платить транспортный налог, имеет ли предприятие право на налоговый кредит в случае приобретения автомобиля, как определить его первоначальную стоимость для зачисления на баланс. На эти и другие вопросы мы предоставим ответы в нашей консультации.
Процедура государственной регистрации и постановки на учет автомобиля осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388 (далее – Порядок № 1388). Так, для регистрации прав на автомобиль нужно обратиться непосредственно в сервисный центр МВД или центр предоставления административных услуг (далее – ЦПАУ). Авто регистрируется независимо от местонахождения предприятия (п. 24 Порядка № 1388).
Автомобиль нужно зарегистрировать в течение 10 суток после приобретения (получения) или таможенного оформления. Срок госрегистрации продлевается в случае представления документов, подтверждающих отсутствие возможности своевременного ее проведения владельцами транспортных средств (далее – ТС) (болезнь, командировка или другие уважительные причины).
Важно! Эксплуатировать незарегистрированный ТС запрещается (п. 7 Порядка № 1388). |
Для госрегистрации автомобиля в сервисный центр МВД или ЦПАУ следует подать заявление по форме из приложения 2 к Инструкции, утвержденной приказом МВД от 11.08.10 г. № 379. Заявление может подать руководитель или представитель предприятия, полномочия которого подтверждены доверенностью. Дополнительно нужно предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя (например, паспорт).
Кроме заявления подаются документы, подтверждающие правомерность приобретения автомобиля. Обычно это договор купли-продажи. Такой договор должен быть (один из вариантов):
Если автомобиль приобретен непосредственно у его производителя, то вместо договора купли-продажи вместе с заявлением подается акт приемки-передачи автомобиля по форме приложения 6 к Порядку № 1388.
Если автомобиль не новый (бывший в употреблении), к заявлению следует подать заключение экспертного исследования (п. 15 Порядка № 1388). Такое исследование проводится специалистами экспертной службы МВД или судебными экспертами государственных спецучреждений, которые имеют надлежащим образом присвоенную квалификацию судебного эксперта с правом проведения исследований по соответствующим экспертным специальностям. Целью исследования является определение действительности идентификационных номеров агрегатов (кузова, шасси, двигателя) и их соответствие номерам, указанным в регистрационных документах, а также установление, не находится ли автомобиль в розыске.
Для регистрации автомобилей, которые находились в эксплуатации и сняты с учета в уполномоченных органах МВД, кроме вышеуказанных документов, также необходимо подать свидетельства об их регистрации (техпаспорт) и копии регистрационной карточки, которая прилагается к свидетельству на пластиковой основе, с отметкой уполномоченного органа МВД о снятии автомобиля с учета.
Обратите внимание: госрегистрация автомобиля проводится при условии уплаты его владельцем предусмотренных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей). |
До проведения госрегистрации владелец автомобиля должен уплатить пенсионный сбор.
Плательщиками сбора на обязательное пенсионное страхование являются, в частности, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, а также физлица, к которым переходит право собственности на легковой автомобиль, подлежащий первой госрегистрации в Украине (п. 7 ст. 1 Закона от 26.06.97 г. № 400/97-ВР, далее – Закон № 400; п. 12 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 03.11.98 г. № 1740, далее – Порядок № 1740).
Поэтому пенсионный сбор платится только при первой регистрации автомобиля в Украине.
Для справки. Первая регистрация ТС в Украине – это регистрация, которая осуществляется уполномоченными госорганами относительно такого ТС в Украине впервые (пп. 14.1.163 Налогового кодекса, далее – НК). |
Базой обложения пенсионным сбором является стоимость автомобиля (п. 6 ст. 2 Закона № 400). Причем такая стоимость берется без НДС (письмо ПФУ от 25.06.11 г. № 13034/03-30).
Стоимость автомобиля можно подтвердить одним из следующих документов: договором купли-продажи, справкой органов таможенной службы (при импорте автомобиля), актом экспертной оценки автомобиля, справкой-счетом (выдает субъект торговли, у которого приобрели автомобиль) (п. 13 Порядка № 1740).
Ставки пенсионного сбора определены в п. 13 Порядка № 1740 и зависят от стоимости автомобиля (см. таблицу).
Таблица 1
Ставка сбора |
Стоимость автомобиля |
1 |
2 |
3 % |
Не превышает 165 ПМ* в 2020 году – 346 830 грн (165 ПМ х 2 102 грн) |
4 % |
В пределах от 165 до 290 ПМ в 2020 году – более чем 346 830 грн, но менее чем 609 580 грн |
5 % |
Превышает 290 ПМ в 2020 году – более чем 609 580 грн |
* ПМ – прожиточный минимум, установленный для трудоспособного лица по состоянию на 1 января отчетного года. На 01.01.20 г. ПМ составлял 2 102 грн. |
Пенсионный сбор платится по месту первой регистрации автомобиля территориальным сервисным центром МВД.
К сведению: отчитываться об уплаченном при госрегистрации автомобиля пенсионном сборе не нужно. |
Согласно п. 16 Порядка № 1388 на зарегистрированный ТС выдаются:
Рассмотрим особенности уплаты транспортного налога, НДС и порядок налогообложения доходов в случае приобретения автомобиля у физлица.
Объектом обложения транспортным налогом являются легковые автомобили, с года выпуска которых истекло не более 5 лет (включительно) и средняя стоимость которых составляет более 375 размеров минимальной зарплаты (далее – МЗП), установленной на 1 января отчетного года (в 2020 году – больше 1 771 125 грн) (пп. 267.2.1 НК).
Среднерыночная стоимость легковых автомобилей определяется Минэкономразвития согласно Методике, утвержденной постановлением КМУ от 18.02.16 г. № 66, по состоянию на 1 января налогового (отчетного) года, с учетом марки, модели, года выпуска, объема цилиндров двигателя и типа горючего.
Обратите внимание:ежегодно до 1 февраля налогового (отчетного) года Минэкономразвития на своем официальном веб-сайте размещает перечень легковых автомобилей, с года выпуска которых истекло не более 5 лет (включительно) и среднерыночная стоимость которых составляет больше 375 МЗП. Эти данные можно найти по ссылке. |
Ставка налога устанавливается в расчете на календарный год в размере 25 000 грн за каждый легковой автомобиль (п. 267.4 НК).
За вновь приобретенный автомобиль, который является объектом налогообложения, предприятие должно:
В следующих годах предприятие должно:
Этот вопрос очень часто задают нам сельхозпредприятия. Ведь чаще легковой автомобиль будет приобретаться для директора или кого-то другого из административного персонала. Поэтому разберемся.
Прежде всего напомним, что право на налоговый кредит не зависит от того, для каких целей будет приобретаться автомобиль – для использования в хозяйственной или нехозяйственной деятельности (п. 198.1, 198.3 НК). Главное – наличие налоговой накладной, зарегистрированной в Едином реестре налоговых накладных (п. 198.6 НК).
Но если автомобиль предназначен для использования или начинает использоваться, в частности, в операциях, не связанных с хозяйственной деятельностью предприятия, то на его стоимость следует начислить так называемые компенсирующие налоговые обязательства по НДС (далее – НО) в соответствии с п. 198.5 НК.
Поэтому решающим для неначисления компенсирующих НО является доказательство того факта, что приобретенный автомобиль предназначен для использования и в дальнейшем будет использоваться в хозяйственной деятельности. Для этого сельхозпредприятию следует надлежащим образом оформлять операции по его использованию в хозяйственной деятельности.
Напомним: хозяйственной является деятельность лица, которое связано с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, которая направлена на получение дохода и проводится таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, которое действует в интересах первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам (пп. 14.1.36 НК). |
То есть цель хозяйственной деятельности – получение дохода. Для сельхозпредприятия деятельностью, которая приносит доход, является производство и реализация сельхозпродукции. И хотя легковушка непосредственного отношения к производству сельхозпродукции не имеет, она используется для обеспечения общей деятельности предприятия. А для организации этой деятельности нужны и административный аппарат, и бухгалтерия, и отдел сбыта и т. п. Ведь без этих служб полноценная работа предприятия, в том числе и реализация готовой продукции, невозможна. То есть деятельность указанных служб, а следовательно, и использование ими ТС для выполнения своих служебных обязанностей, является составляющей хозяйственной деятельности сельхозпредприятия.
Таким образом, для подтверждения факта использования легкового автомобиля в собственной хоздеятельности нужно:
Порядок налогообложения доходов от продажи движимого имущества определен ст. 173 НК.
Предприятие-покупатель является налоговым агентом относительно доходов, полученных физлицом-продавцом, если к заключению договора купли-продажи не привлекается товарная биржа, нотариус или посредник-комиссионер.
Таким образом, если договор купли-продажи заключался без участия нотариуса, товарной биржи или посредника, то предприятие – налоговый агент обязано рассчитать, удержать и уплатить НДФЛ в бюджет, а также отразить его в форме № 1ДФ с кодом признака дохода «105» (п. 173.3 НК).
Если же стороны договора купли-продажи (предприятие-покупатель и физлицо-продавец) удостоверяют договор у нотариуса, пользуются услугами биржи или посредника-комиссионера, то предприятию-покупателю не нужно удерживать НДФЛ при приобретении автомобиля. В этом случае физлицо обязано уплатить налог самостоятельно, а приведенные выше субъекты хозяйствования – налоговые агенты должны будут отразить доход в форме № 1ДФ.
Важно знать: не подлежит обложению НДФЛ доход, полученный в течение года от продажи одного из объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля и/или мотоцикла и/или мопеда (п. 173.2 НК). |
Информацию о количестве продаж легковых автомобилей в текущем году физлицо должно указать в договоре купли-продажи или в отдельном заявлении. С учетом этой информации предприятие удерживает/не удерживает НДФЛ с суммы продажи. То есть, если физлицо указало в договоре или отдельном заявлении, что это его первая продажа автомобиля в течение года, покупатель не должен удерживать НДФЛ.
В случае второй продажи автомобиля в течение года НДФЛ у такого физлица удерживается по ставке 5 %, а в случае третьей и последующих продаж – 18 %. При этом НДФЛ рассчитывается исходя из цены договора, но не ниже его среднерыночной (см. выше) или оценочной стоимости, определенной согдасно закону на выбор физлица (п. 173.1 НК).
Если доход от продажи автомобиля облагается НДФЛ, а сельхозпредприятие выступает налоговым агентом, то оно должно также удержать военный сбор по ставке 1,5 % (пп. 164.2.4, п. 161 подразд. 10 разд. XX НК).
Что касается ЕСВ, то начислять взнос на доход, выплачиваемый физлицу при покупке автомобиля, не нужно. Ведь эта выплата не является платой за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовому договору, а следовательно, не включается в базу начисления ЕСВ.
Легковой автомобиль для целей бухучета является объектом основных средств (далее – ОС) (п. 4 П(С)БУ 7 «Основные средства»). А приобретенные ОС засчитываются на баланс по первоначальной стоимости.
В соответствии с п. 8 П(С)БУ 7 в состав первоначальной стоимости объекта ОС входят:
Таким образом, в случае приобретения автомобиля в первоначальную стоимость включаются:
Не относятся к первоначальной стоимости (их нет в п. 8 П(С)БУ 7) и включаются в расходы отчетного периода:
Расходы на приобретение легкового автомобиля учитываются на субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств». А ввод автомобиля в эксплуатацию отражается проводкой: Дт 105 «Транспортные средства» – Кт 152.
После ввода в эксплуатацию автомобиль подлежит амортизации по одному из методов, предусмотренных П(С)БУ 7.
Рассмотрим на числовом примере, как отражаются в учете операции по приобретению автомобиля.
Пример
Сельхозпредприятие приобрело легковой автомобиль, предназначенный для использования в хозяйственной деятельности и налогооблагаемых операциях. Автомобиль не был ранее зарегистрирован в Украине. Его стоимость – 900 000 грн (в т. ч. НДС – 150 000 грн), пенсионный сбор – 37 500 грн, расходы на доставку – 12 000 грн (в т. ч. НДС – 2 000 грн), плата за регистрацию автомобиля в органе МВД – 1 500 грн.
Учет этих операций ведется следующим образом:
(грн)
№ |
Содержание операции |
Первичные |
Бухгалтерский учет |
||
Дт |
Кт |
Сумма |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Перечислена предоплата поставщику за автомобиль и его доставку |
Платежное поручение |
371 |
311 |
900 000 |
2 |
Отражен налоговый кредит по НДС |
641 |
644 |
150 000 |
|
3 |
Оприходован автомобиль |
Акт приемки-передачи |
152 |
631 |
750 000 |
4 |
Включены в первоначальную стоимость автомобиля расходы на его доставку |
Акт выполненных работ |
152 |
631 |
10 000 |
5 |
Отражено зачисление задолженностей |
Бухгалтерская справка |
631 |
371 |
900 000 |
644 |
631 |
150 000 |
|||
6 |
Уплачен пенсионный сбор |
Платежное поручение |
651 |
311 |
37 500 |
7 |
Оплачены услуги сервисного центра МВД по регистрации автомобиля |
377 |
311 |
1 500 |
|
8 |
Включены в первоначальную стоимость автомобиля: – пенсионный сбор |
Акт типовой формы |
|
|
|
– стоимость услуг сервисного центра МВД |
152 |
377 |
1 500 |
||
9 |
Введен в эксплуатацию автомобиль |
105 |
152 |
799 000 |
|
* Утверждена приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352. |