• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Имущество члена фермерского хозяйства: аренда или взнос в складочный капитал?

07.12.2018 50 0 1


Складочный капитал фермерского хозяйства
Договор аренды земли: спрашивали – отвечаем
Должно ли фермерское хозяйство оформлять использование имущества, принадлежащего его членам?


Для кого эта статья: для всех фермерских хозяйств (далее – ФХ), которые хотят надлежащим образом оформить использование имущества, которое принадлежит их членам.

Из этой статьи вы узнаете: о юридическом аспекте передачи недвижимого имущества члена ФХ последнему в аренду или его внесении в складочный капитал такого ФХ.


Когда член ФХ хочет внести свое недвижимое имущество (земельный участок, здание, помещение и т. п.) в складочный капитал, перед ФХ возникает вопрос: как это осуществить? Почему-то почти все считают, что единственным способом является оформление договора аренды. При этом забывают, что для ФХ законодательством предусмотрен еще один способ – внесение имущества в складочный капитал. Поэтому в консультации рассмотрим правовые особенности передачи недвижимого имущества члена ФХ в аренду или в складочный капитал хозяйства и стоимость оформления этой процедуры.

Заключение договора аренды

По договору найма (аренды) наймодатель передает или обязуется передать нанимателю имущество в пользование за плату на определенный срок (ст. 759 Гражданского кодекса, далее – ГК). Аналогичным по сути является понятие договора аренды земельного участка, определенное в ст. 13 Закона от 06.10.98 г. № 161-XIV «Об аренде земли».

То есть правоотношения между сторонами относительно временного пользования имуществом за плату излагаются в письменном договоре, который подписывается сторонами и в установленных случаях подлежит государственной регистрации.

Следует знать: вещные права на недвижимое имущество, которые подлежат госрегистрации в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество и их обременений (далее – Госреестр прав), возникают с момента такой регистрации согласно ч. 2 ст. 3 Закона от 01.07.04 г. № 1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее – Закон № 1952).

Государственной регистрации подлежат (ст. 4 Закона № 1952):

  • право собственности;
  • производные вещные права, в частности право пользования земельным участком для сельхознужд (эмфитевзис), право аренды (субаренды) земельного участка, право пользования (найма или аренды) зданием или другим капитальным сооружением (его отдельной частью), которое возникает на основании договора, по которому срок пользования составляет не менее 3 лет.

Имейте в виду! Не нужно регистрировать производное вещное право, если срок пользования зданием или помещением по договору менее 3 лет.

Итак, для регистрации права пользования любая из сторон может обратиться к субъекту госрегистрации прав (регистратору при исполкоме местного совета, аккредитованным субъектам и т. п.) или нотариусу (ст. 6, 10 Закона № 1952).

Госрегистратор рассматривает представленные документы и при отсутствии оснований для остановки рассмотрения заявления, остановки госрегистрации или отказа в ее проведении принимает решение об осуществлении госрегистрации прав (ст. 18 Закона № 1952). По результатам госрегистрации заявителю выдается извлечение из Госреестра прав.

В какие сроки осуществляется госрегистрация прав?

Общий срок регистрации права собственности и других вещных прав составляет до 5 рабочих дней (далее – р. д.) со дня регистрации заявления в Госреестре прав (ч. 1 ст. 19 Закона № 1952).

А если право регистрирует нотариус путем совершения нотариального действия (например, удостоверение договора, ведение наследственного дела и т. п.), то госрегистрация проводится безотлагательно после завершения такого действия, но не позже 5 р. д. То есть, если надо скорее провести госрегистрацию, лучше обратиться к нотариусу.

Впрочем, эти сроки могут быть сокращены при условии уплаты заявителем административного сбора соответствующего размера (см. ниже).

Сколько стоит госрегистрация права собственности и аренды?

Размеры административного сбора определены в ст. 34 Закона № 1952. Они различаются в зависимости от срока проведения регистрации. Админсбор рассчитывается от прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года (далее – ПМ), с округлением до ближайших 10 грн. (ч. 7 ст. 34 Закона № 1952). Так, заявителю нужно уплатить:

1) за госрегистрацию права собственности:

  • в стандартный срок 5 р. д. – 0,1 ПМ (в 2018 году это 180 грн.);
  • за 2 р. д. – 1 ПМ (1 760 грн.);
  • 1 р. д. – 2 ПМ (3 520 грн.);
  • 2 часа – 5 ПМ (8 810 грн.);

2) за госрегистрацию других вещных прав, в частности аренды:

  • в стандартный срок – 0,05 ПМ (90 грн.);
  • за 2 р. д. – 0,5 ПМ (880 грн.);
  • 1 р. д. – 1 ПМ (1 760 грн.);
  • 2 часа – 2,5 ПМ (4 410 грн.).

За госрегистрацию прав в результате совершения нотариальных действий придется уплатить 0,1 ПМ (180 грн.).

Помните! Частные нотариусы берут дополнительную плату за свои услуги.

Кроме того, ч. 8 ст. 34 Закона № 1952 установлен круг лиц, которые освобождаются от уплаты админсбора (пострадавшие вследствие аварии на ЧАЭС, инвалиды, участники АТО и т. п.).

Внесение в складочный капитал

В складочный капитал ФХ могут, в частности, входить (ст. 19 Закона от 19.06.03 г. № 973-IV «О фермерском хозяйстве», далее – Закон № 973):

  • здания, сооружения, обустройства, материальные ценности, ценные бумаги, полученные доходы, другое имущество, приобретенное на основаниях, не запрещенных законом, право пользования землей, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другие имущественные права, денежные средства, которые передаются членами такого ФХ.

Как видим, член ФХ имеет право вносить какое-либо свое имущество в складочный капитал хозяйства. Кроме того, взносом может быть право собственности (на земельный участок, здание, сооружение) или право пользования. В учредительном документе ФХ должен фиксироваться порядок формирования складочного капитала (ч. 4 ст. 1 Закона № 973). Поэтому необходимо посмотреть, какой порядок внесения имущества прописан именно в вашем учредительном документе.

Приведем приблизительный алгоритм действий:

  • член ФХ подает письменное заявление произвольной формы о желании внести имущество в складочный капитал;
  • учредители ФХ принимают решение о принятии такого имущества в складочный капитал и внесении изменений в учредительный документ (излагается в новой редакции);
  • изменения, внесенные в учредительный документ, регистрируются в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР).

Перечень документов для госрегистрации изменений в сведения ЕГР приведен в ч. 4 ст. 17 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755).

После госрегистрации изменения в учредительный документ ФХ вступают в силу.

Обращаем внимание! Член хозяйства самостоятельно решает, на какой срок вносить имущество в складочный капитал – навсегда (на период деятельности ФХ), на определенный период или до момента его выхода. На это он указывает в своем заявлении, и такой срок прописывается в учредительном документе ФХ. В случае внесения имущества, которое принадлежит члену ФХ на правах собственности, в собственность к ФХ переходит право собственности на это имущество (ст. 115 ГК).

В какой срок вносятся изменения в ЕГР и каков размер админсбора?

Для внесения изменений в ЕГР выделено 24 часа после поступления документов (ч. 1 ст. 26 Закона № 755). Хотя обычно Госрегистратор это делает сразу, поэтому ждать не придется.

А вот уплатить нужно 0,3 ПМ (в 2018 году – 530 грн.) (ст. 36 Закона № 755). Здесь также действует правило округления до ближайших 10 грн. Сбор не уплачивается, только если изменения касаются связи с юридическим лицом (телефонный номер), но это не наш случай.

Выводы

Член ФХ может передать собственное имущество во временное пользование своему хозяйству путем заключения с ним договора аренды. Кроме того, он может передать такое имущество в складочный капитал ФХ. Учитывая размер админсбора, дешевле заключить договор аренды. Однако если это касается аренды земельного участка, то здесь еще можно поспорить. Ведь если на участок нужно изготовить землеустроительную документацию и получить кадастровый номер, это точно будет стоить куда больше денег и времени. В случае внесения имущества в складочный капитал непредусмотренных расходов не будет, ведь все документы готовит именно ФХ, все можно сделать быстро. Потратиться придется только на админсбор за внесение изменений в ЕГР. Каким способом воспользоваться – решать вам.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2736 грн. / год

Купить

Лучшие материалы

Имущество члена фермерского хозяйства: аренда или взнос в складочный капитал?