Складочный капитал фермерского хозяйства
Договор аренды земли: спрашивали – отвечаем
Должно ли фермерское хозяйство оформлять использование имущества, принадлежащего его членам?
Для кого эта статья: для всех фермерских хозяйств (далее – ФХ), которые хотят надлежащим образом оформить использование имущества, которое принадлежит их членам.
Из этой статьи вы узнаете: о юридическом аспекте передачи недвижимого имущества члена ФХ последнему в аренду или его внесении в складочный капитал такого ФХ.
Когда член ФХ хочет внести свое недвижимое имущество (земельный участок, здание, помещение и т. п.) в складочный капитал, перед ФХ возникает вопрос: как это осуществить? Почему-то почти все считают, что единственным способом является оформление договора аренды. При этом забывают, что для ФХ законодательством предусмотрен еще один способ – внесение имущества в складочный капитал. Поэтому в консультации рассмотрим правовые особенности передачи недвижимого имущества члена ФХ в аренду или в складочный капитал хозяйства и стоимость оформления этой процедуры.
По договору найма (аренды) наймодатель передает или обязуется передать нанимателю имущество в пользование за плату на определенный срок (ст. 759 Гражданского кодекса, далее – ГК). Аналогичным по сути является понятие договора аренды земельного участка, определенное в ст. 13 Закона от 06.10.98 г. № 161-XIV «Об аренде земли».
То есть правоотношения между сторонами относительно временного пользования имуществом за плату излагаются в письменном договоре, который подписывается сторонами и в установленных случаях подлежит государственной регистрации.
Следует знать: вещные права на недвижимое имущество, которые подлежат госрегистрации в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество и их обременений (далее – Госреестр прав), возникают с момента такой регистрации согласно ч. 2 ст. 3 Закона от 01.07.04 г. № 1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее – Закон № 1952). |
Государственной регистрации подлежат (ст. 4 Закона № 1952):
Имейте в виду! Не нужно регистрировать производное вещное право, если срок пользования зданием или помещением по договору менее 3 лет. |
Итак, для регистрации права пользования любая из сторон может обратиться к субъекту госрегистрации прав (регистратору при исполкоме местного совета, аккредитованным субъектам и т. п.) или нотариусу (ст. 6, 10 Закона № 1952).
Госрегистратор рассматривает представленные документы и при отсутствии оснований для остановки рассмотрения заявления, остановки госрегистрации или отказа в ее проведении принимает решение об осуществлении госрегистрации прав (ст. 18 Закона № 1952). По результатам госрегистрации заявителю выдается извлечение из Госреестра прав.
В какие сроки осуществляется госрегистрация прав?
Общий срок регистрации права собственности и других вещных прав составляет до 5 рабочих дней (далее – р. д.) со дня регистрации заявления в Госреестре прав (ч. 1 ст. 19 Закона № 1952).
А если право регистрирует нотариус путем совершения нотариального действия (например, удостоверение договора, ведение наследственного дела и т. п.), то госрегистрация проводится безотлагательно после завершения такого действия, но не позже 5 р. д. То есть, если надо скорее провести госрегистрацию, лучше обратиться к нотариусу.
Впрочем, эти сроки могут быть сокращены при условии уплаты заявителем административного сбора соответствующего размера (см. ниже).
Сколько стоит госрегистрация права собственности и аренды?
Размеры административного сбора определены в ст. 34 Закона № 1952. Они различаются в зависимости от срока проведения регистрации. Админсбор рассчитывается от прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года (далее – ПМ), с округлением до ближайших 10 грн. (ч. 7 ст. 34 Закона № 1952). Так, заявителю нужно уплатить:
1) за госрегистрацию права собственности:
2) за госрегистрацию других вещных прав, в частности аренды:
За госрегистрацию прав в результате совершения нотариальных действий придется уплатить 0,1 ПМ (180 грн.).
Помните! Частные нотариусы берут дополнительную плату за свои услуги. |
Кроме того, ч. 8 ст. 34 Закона № 1952 установлен круг лиц, которые освобождаются от уплаты админсбора (пострадавшие вследствие аварии на ЧАЭС, инвалиды, участники АТО и т. п.).
В складочный капитал ФХ могут, в частности, входить (ст. 19 Закона от 19.06.03 г. № 973-IV «О фермерском хозяйстве», далее – Закон № 973):
Как видим, член ФХ имеет право вносить какое-либо свое имущество в складочный капитал хозяйства. Кроме того, взносом может быть право собственности (на земельный участок, здание, сооружение) или право пользования. В учредительном документе ФХ должен фиксироваться порядок формирования складочного капитала (ч. 4 ст. 1 Закона № 973). Поэтому необходимо посмотреть, какой порядок внесения имущества прописан именно в вашем учредительном документе.
Приведем приблизительный алгоритм действий:
Перечень документов для госрегистрации изменений в сведения ЕГР приведен в ч. 4 ст. 17 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755).
После госрегистрации изменения в учредительный документ ФХ вступают в силу.
Обращаем внимание! Член хозяйства самостоятельно решает, на какой срок вносить имущество в складочный капитал – навсегда (на период деятельности ФХ), на определенный период или до момента его выхода. На это он указывает в своем заявлении, и такой срок прописывается в учредительном документе ФХ. В случае внесения имущества, которое принадлежит члену ФХ на правах собственности, в собственность к ФХ переходит право собственности на это имущество (ст. 115 ГК). |
В какой срок вносятся изменения в ЕГР и каков размер админсбора?
Для внесения изменений в ЕГР выделено 24 часа после поступления документов (ч. 1 ст. 26 Закона № 755). Хотя обычно Госрегистратор это делает сразу, поэтому ждать не придется.
А вот уплатить нужно 0,3 ПМ (в 2018 году – 530 грн.) (ст. 36 Закона № 755). Здесь также действует правило округления до ближайших 10 грн. Сбор не уплачивается, только если изменения касаются связи с юридическим лицом (телефонный номер), но это не наш случай.
Член ФХ может передать собственное имущество во временное пользование своему хозяйству путем заключения с ним договора аренды. Кроме того, он может передать такое имущество в складочный капитал ФХ. Учитывая размер админсбора, дешевле заключить договор аренды. Однако если это касается аренды земельного участка, то здесь еще можно поспорить. Ведь если на участок нужно изготовить землеустроительную документацию и получить кадастровый номер, это точно будет стоить куда больше денег и времени. В случае внесения имущества в складочный капитал непредусмотренных расходов не будет, ведь все документы готовит именно ФХ, все можно сделать быстро. Потратиться придется только на админсбор за внесение изменений в ЕГР. Каким способом воспользоваться – решать вам.