Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Самоликвидация предприятия: правовые аспекты

Нередко случается так, что собственнику (собственникам) необходимо закрыть предприятие. В законодательстве нет четко прописанной процедуры ликвидации по решению собственников, эта информация содержится разрозненно в разных нормативных документах. В консультации рассмотрим, что и как нужно делать в подобной ситуации.

Основу нормативной регламентации процедуры ликвидации предприятия по решению собственников составляют нормы Гражданского кодекса Украины от 16.01.03 г. № 435-IV (далее – ГК), в частности ст. 105, 110–112. По сути, данная процедура состоит из 10 основных этапов. Некоторые из них могут проводиться одновременно, а некоторые и вовсе не проводиться (например, если у юрлица нет филиалов и/или представительств, этап их закрытия исключается, и т. д.). Остановимся подробнее на каждом из этапов.

В первую очередь надо документально оформить принятое решение собственников о закрытии юрлица в зависимости от его организационно-правовой формы и от того, что прописано в учредительных документах данного предприятия. Так, в большинстве случаев такое решение оформляется в виде протокола общего собрания учредителей (собственников), например, в ООО.

При этом протокол должен содержать (п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона № 755):

  • порядок проведения и сроки ликвидации юрлица (с соблюдением требований ч. 5 ст. 105 ГК – не менее двух и не более шести месяцев со дня обнародования данного решения);
  • персональный состав ликвидационной комиссии (далее – комиссия) и Ф. И. О. ее председателя/ Ф. И. О. ликвидатора – если процедура будет проводиться ликвидатором;
  • Ф. И. О. членов комиссии, а также регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков – членов комиссии (в отдельных случаях – серию и номер паспорта гражданина Украины, если по религиозным убеждениям данное физлицо отказалось от принятия ИНН, что было оформлено в установленном порядке);
  • права и обязанности комиссии (можно изложить в отдельном документе, например, в положении о комиссии).

На сегодня требования к составу комиссии законодательно не установлены. Как правило, в нее входят учредители предприятия, директор и/или главный бухгалтер, могут быть также включены юрисконсульт, аудитор и т. д. Если ликвидируется предприятие, в уставном капитале которого есть государственная доля, в комиссии должен быть представитель госоргана, имущество которого входит в состав такого предприятия.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
20.06.2025
Резерв на выполнение гарантийных обязательств: кто должен создавать и в чем выгода
В статье расскажем, как знания стандартов бухучета помогают оптимизировать базу обложения налогом на прибыль. Также поговорим о формировании резерва на выполнение гарантийных обязательств. Полезная норма бухучета: согласно п. 13–18 НП(С)БУ 11 «Обязательства» предприятиям дана возмо...
Новое
25.07.2025
Рекламные раздачи: оформление и учет
Рекламные раздачи – эффективный инструмент продвижения товаров и услуг, но с определенными бухгалтерскими нюансами. Мы расскажем, как правильно оформить и отразить в учете такие операции, а также нужно ли при этом начислять НДС. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и...
25.07.2025
Маркетинговые услуги в бухгалтерском и налоговом учете
Как отразить в учете заказчика маркетинговые услуги и избежать налоговых рисков? Мы рассмотрим учет для юрлиц, валютные нюансы, услуги от нерезидентов и правила для единщиков. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков В статье расскажем, как отразить...
25.07.2025
Как оформить маркетинговые услуги без налоговых рисков
Как правильно оформить маркетинговые услуги во избежание претензий налоговиков? Мы рассмотрим ключевые признаки, риски и приведем готовые формулировки для договоров и актов, а также образец приказа. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков Маркетинг...
Лучшие материалы