Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Самоликвидация предприятия: правовые аспекты

Нередко случается так, что собственнику (собственникам) необходимо закрыть предприятие. В законодательстве нет четко прописанной процедуры ликвидации по решению собственников, эта информация содержится разрозненно в разных нормативных документах. В консультации рассмотрим, что и как нужно делать в подобной ситуации.

Основу нормативной регламентации процедуры ликвидации предприятия по решению собственников составляют нормы Гражданского кодекса Украины от 16.01.03 г. № 435-IV (далее – ГК), в частности ст. 105, 110–112. По сути, данная процедура состоит из 10 основных этапов. Некоторые из них могут проводиться одновременно, а некоторые и вовсе не проводиться (например, если у юрлица нет филиалов и/или представительств, этап их закрытия исключается, и т. д.). Остановимся подробнее на каждом из этапов.

В первую очередь надо документально оформить принятое решение собственников о закрытии юрлица в зависимости от его организационно-правовой формы и от того, что прописано в учредительных документах данного предприятия. Так, в большинстве случаев такое решение оформляется в виде протокола общего собрания учредителей (собственников), например, в ООО.

При этом протокол должен содержать (п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона № 755):

  • порядок проведения и сроки ликвидации юрлица (с соблюдением требований ч. 5 ст. 105 ГК – не менее двух и не более шести месяцев со дня обнародования данного решения);
  • персональный состав ликвидационной комиссии (далее – комиссия) и Ф. И. О. ее председателя/ Ф. И. О. ликвидатора – если процедура будет проводиться ликвидатором;
  • Ф. И. О. членов комиссии, а также регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков – членов комиссии (в отдельных случаях – серию и номер паспорта гражданина Украины, если по религиозным убеждениям данное физлицо отказалось от принятия ИНН, что было оформлено в установленном порядке);
  • права и обязанности комиссии (можно изложить в отдельном документе, например, в положении о комиссии).

На сегодня требования к составу комиссии законодательно не установлены. Как правило, в нее входят учредители предприятия, директор и/или главный бухгалтер, могут быть также включены юрисконсульт, аудитор и т. д. Если ликвидируется предприятие, в уставном капитале которого есть государственная доля, в комиссии должен быть представитель госоргана, имущество которого входит в состав такого предприятия.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Популярное
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
28.07.2025
Как применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения
В статье рассмотрено, при каких условиях в случяае выплаті доходов нерезидентам можно применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения, а также в чем особенности налогообложения отдельных видов доходов по правилам конвенций. Резиденты Украины (как юрлица, так и физл...
18.07.2025
Какие документы должен иметь водитель для приема на работу
В статье рассмотрено, какие документы нужно требовать от водителя при приеме его на работу. При выполнении трудовых обязанностей водитель отвечает за транспортное средство (далее – ТС), пассажиров, груз. Поэтому работодатель, принимая человека на такую должность, должен проверить, есть ли у не...
Новое
08.10.2025
Приобретение солнечной электростанции за счет банковского кредита: учет процентов и комиссии
Кредит был взят в банке для приобретения основного средства. Поясним, как отразить в учете предприятия проценты по кредиту, а также сумму банковской комиссии, уплаченной при получении кредита. Ситуация. Предприятие получило в украинском банке кредит сроком на 24 месяца для приобретения солнечной эле...
06.10.2025
Разменная монета: как вести бухгалтерский учет на субсчете 308?
Бухгалтерский учет разменной монеты в ящике РРО имеет свои особенности. Какие именно – читайте в статье. На сегодня учет наличной выручки, которая поступает через РРО (в т. ч. и через программный РРО), нужно вести с применением субсчета 308 «Наличные деньги в национальной валюте по опера...
06.10.2025
Принимаем нового участника в общество с ограниченной ответственностью
Общество с ограниченной ответственностью намерено принять новых участников? О возможных вариантах оформления такого решения рассказывает юрист. На практике у общества с ограниченной ответственностью часто возникает необходимость увеличить количество участников. Для этого действующим законодательство...
Лучшие материалы