Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Самоликвидация предприятия: правовые аспекты

Нередко случается так, что собственнику (собственникам) необходимо закрыть предприятие. В законодательстве нет четко прописанной процедуры ликвидации по решению собственников, эта информация содержится разрозненно в разных нормативных документах. В консультации рассмотрим, что и как нужно делать в подобной ситуации.

Основу нормативной регламентации процедуры ликвидации предприятия по решению собственников составляют нормы Гражданского кодекса Украины от 16.01.03 г. № 435-IV (далее – ГК), в частности ст. 105, 110–112. По сути, данная процедура состоит из 10 основных этапов. Некоторые из них могут проводиться одновременно, а некоторые и вовсе не проводиться (например, если у юрлица нет филиалов и/или представительств, этап их закрытия исключается, и т. д.). Остановимся подробнее на каждом из этапов.

В первую очередь надо документально оформить принятое решение собственников о закрытии юрлица в зависимости от его организационно-правовой формы и от того, что прописано в учредительных документах данного предприятия. Так, в большинстве случаев такое решение оформляется в виде протокола общего собрания учредителей (собственников), например, в ООО.

При этом протокол должен содержать (п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона № 755):

  • порядок проведения и сроки ликвидации юрлица (с соблюдением требований ч. 5 ст. 105 ГК – не менее двух и не более шести месяцев со дня обнародования данного решения);
  • персональный состав ликвидационной комиссии (далее – комиссия) и Ф. И. О. ее председателя/ Ф. И. О. ликвидатора – если процедура будет проводиться ликвидатором;
  • Ф. И. О. членов комиссии, а также регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков – членов комиссии (в отдельных случаях – серию и номер паспорта гражданина Украины, если по религиозным убеждениям данное физлицо отказалось от принятия ИНН, что было оформлено в установленном порядке);
  • права и обязанности комиссии (можно изложить в отдельном документе, например, в положении о комиссии).

На сегодня требования к составу комиссии законодательно не установлены. Как правило, в нее входят учредители предприятия, директор и/или главный бухгалтер, могут быть также включены юрисконсульт, аудитор и т. д. Если ликвидируется предприятие, в уставном капитале которого есть государственная доля, в комиссии должен быть представитель госоргана, имущество которого входит в состав такого предприятия.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
Новое
15.09.2025
Офис в квартире директора: нужно ли оформлять договор аренды или ссуды?
В статье расскажем, необходимо ли заключать договор аренды или ссуды, если предприятие зарегистрировало свое местонахождение по домашнему адресу одного из учредителей. Бизнес на дому: что должен учесть предприниматель Иногда по тем или иным причинам учредители (участники, члены) юридического лица ...
15.09.2025
Как организовать бизнес на дому
Можно ли вести бизнес на дому? В статье разберемся, какие виды деятельности разрешено проводить по месту жительства субъекта хозяйствования. Бизнес на дому: что должен учесть предприниматель Сегодня у многих предпринимателей местом проведения деятельности является место их регистрации. Также офис юр...
12.09.2025
Долг умершего физлица: когда можно списать и каковы налоговые последствия
В статье ответим на вопрос, нужно ли списывать долг умершего физлица, начисляется ли НДФЛ и военный сбор в таком случае и какова судебная практика по этому вопросу. Ситуация из практики. Предприятие предоставило возвратную финансовую помощь физлицу. Задолженность по ней – 200 тыс. грн. Однако ...
Лучшие материалы