Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Определение суммы земельного налога и арендной платы за земельные участки

19.03.2018

Как контролирующий орган определяет ФЛ суммы земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности?

Коротко:

Контролирующие органы для определения владельцам земельных участков размера земельного налога используют данные государственного земельного кадастра относительно площади земельных участков, их нормативной денежной оценки с учетом коэффициентов индексации, а также решения сельских, поселковых, городских советов и советов объединенных территориальных общин, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий общин, по ставкам земельного налога.

Для определения землепользователям размера арендной платы контролирующие органы используют данные государственного земельного кадастра и договоров аренды земельных участков по площади земельных участков, их нормативной денежной оценки с учетом коэффициентов индексации, размера арендной платы.

При этом учитываются некоторые особенности исчисления и уплаты земельного налога.

Так, в случае перехода права собственности на земельный участок от одного собственника - юридического или физического лица к другому в течение календарного года налог уплачивается предыдущим собственником за период с 01 января этого года до начала того месяца, в котором прекратилось право собственности на указанный земельный участок, а новым собственником - начиная с месяца, в котором он приобрел право собственности.

При переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на такой земельный участок.

Владелец нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бюджет налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

подробно:

Согласно п. 287.2 ст. 287 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 № 2755-VI с изменениями и дополнениями (далее - НКУ) учет физических лиц - плательщиков налога и начисление соответствующих сумм проводятся контролирующими органами по месту нахождения земельного участка ежегодно до 01 мая.

Согласно п. 286.1 ст. 286 НКУ основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

Центральные органы исполнительной власти, реализующих государственную политику в сфере земельных отношений и в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в сфере строительства, ежемесячно, но не позднее 10 числа следующего месяца, а также по запросу соответствующего контролирующего органа по местонахождению земельного участка подают информацию, необходимую для исчисления и взимания платы за землю, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Следует отметить, что данные государственного земельного кадастра - совокупность сведений и документов о месте расположения и правовом режиме земельных участков, их оценке, классификации земель, количественной и качественной характеристики, распределении среди собственников земли и землепользователей, подготовленных в соответствии с законом (п 14.1 .42 п. 14.1 ст. 14 НКУ).

Начисление физическим лицам сумм налога производится контролирующими органами (по месту нахождения земельного участка), которые присылают (вручают) плательщику по месту его регистрации до 01 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога по форме, установленной в порядке, определенном ст. 58 НКУ (абзац первый п. 286.5 ст. 286 НКУ).

Согласно п. 271.1 ст. 271 НКУ базой налогообложения земельным налогом являются:

нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным гл. XII НКУ;

площадь земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена.

Пунктом 284.1 ст. 284 НКУ установлено, что органы местного самоуправления устанавливают ставки платы за землю и льготы по земельному налогу, который уплачивается на соответствующей территории.

Органы местного самоуправления до 25 декабря года, предшествующего отчетному, подают соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка решение по ставкам земельного налога и предоставленных льгот по уплате земельного налога юридическим и / или физическим лицам по форме, утвержденной Кабинетом Министров Украины.

Ставки земельного налога с учетом п.п. 12.4.1 п. 12.4 ст. 12 НКУ устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами и советами объединенных территориальных общин, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий общин, в пределах ставок, определенных ст 274, 277 НКУ.

Согласно п. 288.1 ст. 288 НКУ основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка.

Налоговый период, порядок исчисления арендной платы, срок уплаты и порядок ее зачисления в бюджеты применяется в соответствии с требованиями ст 285 - 287 разд. XII НКУ (п. 288.7 ст. 288 НКУ).

Размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа в соответствии с требованиями п. 288.5 ст. 288 НКУ:

не может быть меньше размера земельного налога:

для земельных участков, нормативная денежная оценка которых проведена, - в размере не более 3 процентов их нормативной денежной оценки, для земель общего пользования - не более 1 процента их нормативной денежной оценки, для сельскохозяйственных угодий - не менее 0,3 процента и не более 1 процента их нормативной денежной оценки;

для земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена, - в размере не более 5 процентов нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, для сельскохозяйственных угодий - не менее 0,3 процента и не более 5 процентов нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области (п.п. 288.5.1 п. 288.5 ст. 288 НКУ);

не может превышать 12 процентов нормативной денежной оценки (п.п. 288.5.2 п. 288.5 ст. 288 НКУ);

может превышать предельный размер арендной платы, установленный в п 288.5.2 п. 288.5 ст. 288 НКУ, в случае определения арендатора на конкурентных началах (п.п. 288.5.3 п. 288.5 ст. 288 НКУ);

для пастбищ в населенных пунктах, которым предоставлен статус горных, не может превышать размера земельного налога (п.п. 288.5.4 п. 288.5 ст. 288 НКУ);

для баз олимпийской, паралимпийской и дефлимпийской подготовки, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины, не может превышать 0,1 процента нормативной денежной оценки (п.п. 288.5.5 п. 288.5 ст. 288 НКУ).

Итак, контролирующие органы для определения владельцам земельных участков размера земельного налога используют данные государственного земельного кадастра относительно площади земельных участков, их нормативной денежной оценки с учетом коэффициентов индексации, а также решения сельских, поселковых, городских советов и советов объединенных территориальных общин, созданных по закону и перспективным планом формирования территорий общин, по ставкам земельного налога. Для определения землепользователям размера арендной платы контролирующие органы используют данные государственного земельного кадастра и договоров аренды земельных участков по площади земельных участков, их нормативной денежной оценки с учетом коэффициентов индексации, размера арендной платы.

При этом учитываются особенности исчисления и уплаты земельного налога, установленные ст 286, 287 НКУ.

Так, в случае перехода права собственности на земельный участок от одного собственника - юридического или физического лица к другому в течение календарного года налог уплачивается предыдущим собственником за период с 01 января этого года до начала того месяца, в котором прекратилось право собственности на указанный земельный участок, а новым собственником - начиная с месяца, в котором он приобрел право собственности (абзац второй п. 286.5 ст. 286 НКУ).

При переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на такой земельный участок (п. 287.6 ст. 287 НКУ).

Владелец нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бюджет налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (п. 287.8 ст. 287 НКУ).

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
02.12.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Гоструда утвердила новые нормативно-правовые акты по охране труда Обновлены показатели средней зарплаты за 2025 год, которая учитывается для исчисления пенсии Планируют утвердить примерные формы и описания унифицированных форм типовых документов, создаваемы...
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
Новое
04.12.2025
«Акт возврата имущества» создает риск повторного нарушения прав, несмотря на аннулирование регистрационных действий
Административное аннулирование регистрационных действий не устраняет риск повторного нарушения, ведь сам акт и связанные с ним сделки формально остаются в силе. Подробне см. ниже. Больше по теме: Ракета повредила, но не уничтожила ОС: фиксация и учет Списание имущества, уничтоженного в результате ...
04.12.2025
Господдержка аграриев не в полной мере отвечала принципам доступности и открытости: выводы Счетной палаты
Об этом говорится в выводах Счетной палаты по результатам аудита соответствия государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей требованиям доступности и прозрачности. Больше по теме: Как средства государственной поддержки влияют на долю сельхозтоваропроизводства? Актуализируем у...
04.12.2025
Как сообщать работникам о размерах оплаты труда
Эта информация должна предоставляться в письменной форме вместе с заработной платой или быть доступной для ознакомления работнику. Больше по теме: Работники выполняют работу на дому: куда платить налоги с зарплаты? Выплата зарплаты наличными с 1 октября 2025 года: как округлять? В соответствии со ...
Лучшие материалы