• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Как подать налоговую отчетность, чтобы приняли

16.08.2018 1313 0 1

Можно ли подать налоговую декларацию на бумаге? Электронный договор не расторгнут, но орган ГФС не принимает налоговую отчетность.

Многим налогоплательщикам известна ситуация, когда налоговая декларация в электронном виде органами ГФС не принимается по причине возможного прекращения действия Договора о признании электронной отчетности. При этом, контролирующий орган отказывается заключить новый договор, обосновывая свою позицию тем, что старый договор действует. Что делать плательщику в такой ситуации?

Что говорит законодательство.

Правила представления налоговой декларации определены в п.49.3 ст.49 НКУ, но нужно заметить, что данный пункт НКУ распространяется на малые предприятия и ФЛП. Кроме того, плательщики НДС находятся в значительно худшем положении, потому п.49.4 НКУ предусматривает, что налоговая отчетность по НДС подается в электронной форме контролирующему органу всеми плательщиками этого налога с соблюдением требований законов по электронного документооборота и электронной цифровой подписи. Впрочем, НКУ позволяет налогоплательщикам для маневров в тех случаях, когда органы ГФС действуют вне правового поля.

Между прочим, указанные в п.49.4 НКУ способы представления отчетности могут пригодиться и средним и крупным предприятиям а также плательщикам НДС (см.ниже), поэтому рассмотрим их.

Согласно п.49.3 ст.49 НКУ налоговую декларацию можно предоставить органу ГФС:

а) плательщик подает лично или через уполномоченное на это лицо (в том числе по доверенности)

б) направляется плательщиком по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;

в) средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законов по электронного документооборота и электронной цифровой подписи. При этом, единственным основанием для отказа в принятии налоговой декларации средствами электронной связи в электронной форме является недействительность электронной цифровой подписи такого налогоплательщика, в т.ч. в связи с окончанием срока действия сертификата открытого ключа, если только такая налоговая декларация соответствует всем требованиям электронного документа и предоставлена в формате, доступном для ее технической обработки.

1 из 1

Важно помнить, что в п.49.5 НКУ установлены предельные сроки для подачи декларации. Так, в случае отправки налоговой декларации по почте, налогоплательщик обязан осуществить такое отправление в адрес соответствующего контролирующего органа не позднее чем за пять дней до истечения предельного срока представления налоговой декларации, а при представлении налоговой отчетности в электронной форме - не позднее окончания последнего часа дня, в котором истекает такой предельный срок.

А вот средние и крупные налогоплательщики, а также все плательщики НДС подают налоговые декларации контролирующему органу в электронной форме с соблюдением требований законов об электронном документообороте и электронной цифровой подписи (п.49.4 НКУ).

Вместе с тем, п.49.4 НКУ предусмотрено ситуацию, когда договор о признании электронных документов расторгнут в соответствии с законодательством (при этом, нормами НКУ органам ГФС запрещается в одностороннем порядке расторгать договор о признании электронных документов). При таких обстоятельствах, налогоплательщик вправе до принятия нового договора подавать налоговую отчетность в соответствии с установленными подпунктами «а» и «б» пункта 49.3 НКУ - то есть отнести в орган ГФС на бумаге, или направить такую декларацию по почте.

Если проанализировать требования п.49.4 НКУ, то плательщик НДС не обязано подавать налоговую декларацию по НДС только в электронной форме (в указанной норме нет слов ни «плательщик обязан», ни «исключительно в электронной форме»). Заодно, поскольку налоговый спор - дело довольно длительная, плательщики предпочитают подавать налоговую отчетность в электронной форме.

Проблемы возникают тогда, когда органы ГФС действуют вне правового поля и единолично разрывают/не признают электронный договор, будто есть и в то же самое время - не работает. В таких случаях плательщикам целесообразно обратиться в суд, обосновывая свои требования нормами НКУ и судебной практикой.

Верховный Суд разрешил подавать налоговую декларацию в бумажной форме.

В Постановлении от 01.08.2018 года по делу № 815/3086/17 (№ К / 9901/1610/17) ВС поддержал позицию плательщика НДС.

По данному делу, плательщик и ГНИ заключили договор о признании налоговых документов, в т.ч. деклараций, поданных налогоплательщиком в электронном виде с применением ЭЦП в органы ГФС средствами телекоммуникационной связи, или на электронных носителях, как оригинал. Однако, орган ГФС в течение определенного времени не принимал представленные истцом (в исследуемой деле) налоговые декларации в связи с возможным прекращением действия договора о признании электронной отчетности. Когда плательщик попытался заключить с новый договор о признании электронной отчетности, орган ГФС не принял этот документ на основании действия предыдущего договора. Плательщик НДС подал декларации непосредственно в орган ГФС и на всякий случай, послал средствами почтовой связи с уведомлением о вручении и с описью вложения. Вместо того, орган ГФС заявил, что налоговые декларации по НДС за указанный период могут быть приняты контролирующим органом только в случае расторжения договора о признании электронной связности, который, впрочем, был действующий в течение времени спорных правоотношений.

В указанном Постановлении от 01.08.2018 года, ВС проанализировал положения статей 48 и 49 НКУ и пришел к следующему выводу, который могут использовать налогоплательщики, в т.ч. НДС.

НКУ устанавливает четкий, исчерпывающий и окончательный перечень оснований, при наличии которых орган ГФС вправе отказать в принятии налоговой декларации в бумажном виде, в частности, в случае представления налогоплательщиком в контролирующий орган налоговой декларации, заполненной с нарушением требований пунктов 48.3 и 48.4 ст.48 НКУ (указаны обязательные реквизиты, перечень которых может быть расширен подзаконными нормативными актами, в частности приказами Минфина) и этот перечень расширительному толкованию не подлежит.

При этом, если плательщиком налоговая декларация (в т.ч. НДС) представлена в бумажном виде и заполнена с соблюдением требований НКУ, в частности п.48.3 и 48.4 НКУ, не устанавливает для истца обязанности представления налоговых деклараций в электронном виде, то у органа  ГФС нет оснований для отказа в принятии такой налоговой декларации.

В п.49.9 НКУ предусмотрено, что при условии соблюдения налогоплательщиком требований ст.49 НКУ, должностное лицо контролирующего органа, в котором состоит на учете налогоплательщик, обязано зарегистрировать налоговую декларацию плательщика датой ее фактического получения контролирующим органом. Доказательством получения органом ДГФС налоговой декларации является наличие:

- отметки/штампа органа ГФС, с фиксацией даты получения;

- квитанции о получении налоговой декларации в случае ее представления средствами электронной связи;

- почтового уведомления с отметкой о вручении контролирующему органу, в случае отправки налоговой декларации по почте.

Также налоговая декларация считается поданной в случае, если контролирующий орган, с соблюдением требований п.49.11 НКУ, не предоставляет налогоплательщику уведомление об отказе в принятии налоговой декларации.
При этом, в соответствии с предписаниями п.49.11 НКУ, орган ГФС обязан предоставить налогоплательщику письменное уведомление об отказе в принятии его налоговой декларации с указанием причин, если такая декларация заполнена с нарушением требований п.48.3 и 48.4 НКУ. А если налогоплательщик не согласен с таким решением органа ГФС, он может обжаловать решение об отказе в принятии в порядке, предусмотренном ст.56 НКУ (п.п.49.12.2 НКУ).

1 из 1

Согласно п.49.13 НКУ, в случае, если в установленном законодательством порядке будет установлен факт неправомерного отказа контролирующим органом (должностным лицом) в принятии налоговой декларации, последняя считается принятой в день ее фактического получения контролирующим органом.

Итак, на основании приведенных выше норм НКУ, ВС пришел к следующему выводу. Если плательщик не может подать декларацию по НДС в электронной форме по независящим от него причинам, а налоговая декларация, заполненная правильно в части формирования всех обязательных реквизитов, предусмотренных пунктами 48.3 и 48.4 НКУ, то такая декларация должна быть принята и считается поданной датой ее представления.

Обратите внимание на выводы, ВС изложил в Постановлении от 31.07.2018 года по делу №810/1570/16 (№К / 9901/50496/18): «несоблюдение налогоплательщиком предписаний п. 49.4. ст.49 НКУ по представлению налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость в электронной форме и предоставление такой отчетности в бумажной форме, само по себе, не является основанием для отказа в принятии налоговой декларации, при условии наличия в представленных документах реквизитов, предусмотренных пунктами 48.3 и 48.4 ст.48 НКУ».

То есть, в Постановлении от 31.07.2018 года ВС занял даже либеральную к налогоплательщику позицию, фактически указав на то, что плательщик может подать декларацию любым способом, главное, чтобы были заполнены все обязательные реквизиты, предусмотренные пунктами 48.3 и 48.4 НКУ.

Если возник спор с органом ГФС

В ситуации, когда орган ГФС отказывается принять налоговую декларацию, в т.ч. на бумажном носителе, единственным выходом является - обратиться с исковым заявлением в суд. Можно, конечно сначала обжаловать противоправность действия должностных лиц контролирующего органа к ГФС Украины, но вероятность положительного решения минимальна, а потеря времени учитывается недели.

Вместе с тем, п.49.10 НКУ предусматривает, что отказ должностного лица контролирующего органа принять налоговую декларацию по любым причинам, не определенных ст.49 НКУ, в т.ч. выдвижения каких бы то ни определенных ст.49 НКУ предпосылок для такого принятия (включая изменение показателей такой налоговой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и т.п.) запрещается.

Итак, если плательщиком правильно заполнены все обязательные реквизиты, предусмотренные пунктами 48.3 и 48.4 НКУ (даже при условии ошибки в определении налоговых обязательств) и такой плательщик имеет действующий ЭЦП (в т.ч. не истек срок действия сертификата открытого ключа ), то декларация такого плательщика должно быть принято органом ГФС. В противном случае, действия должностных лиц органа ГФС являются неправомерными и плательщик имеет все основания для получения положительного судебного решения. Но для этого нужно учесть несколько нюансов.

1 из 1

Прежде чем обращаться с иском в суд, плательщику нужно убедиться в том, что в налоговой декларации заполнены все обязательные реквизиты. Кроме того, следует убедиться, что срок действия ЭЦП не истек. Целесообразно также обратиться с письмом к аккредитованному центру сертификации ключей с просьбой подтвердить, что ключ плательщика все еще является действующим и незаблокированным.

Если договор о признании электронных документов органом ГФС не расторгнут, но в электронной квитанции указывается, что «возможно прекращение действия договора о признании электронной отчетности», то такие квитанции следует приложить к исковому заявлению. При этом, непринятия декларации по основаниям «возможного прекращения действия договора», действующим законодательством не предусмотрено и противоречит п. 49.10 НКУ.

В исковом заявлении предметом иска целесообразно предъявлять требования:

- признать противоправным отказ органа ГФС принять налоговую декларацию;

- признать налоговую декларацию истца такой, что представленная в день ее фактического получения.

Обратите внимание на то, что заявленные выше требования будут считаться требованиями неимущественного характера. Поэтому за каждое требование (в нашем случае их два) юридическому лицу придется заплатить судебный сбор на уровне 1 прожиточного минимума на 1 трудоспособное лицо (в 2018 году - 1762,00 грн.), А физическому лицу придется заплатить 0,4 прожиточного минимум на 1 трудоспособное лицо (в 2018 году - 704,80 грн.).

Следует помнить, что не стоит откладывать подачу отчетности на последний день. По возможности, следует подавать электронную отчетность хотя бы за 5 дней до предельного срока - тогда у плательщика будет возможность вовремя отправить налоговую декларацию средствами почтовой связи (это важно ввиду того, что в канцелярии органа ГФС могут отказаться принять бумажную отчетность, и отказаться предоставить письменный ответ об отказе).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

810 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

Как подать налоговую отчетность, чтобы приняли