• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Годовая инвентаризация – 2017: что нужно знать


Акценты статьи:

  • правила организации и проведения инвентаризации;
  • требования к инвентаризационным документам;
  • ответственность за организацию и проведение годовой инвентаризации.

Обязательность годовой инвентаризации

Как известно, инвентаризация активов и обязательств – это предусмотренный законом способ их проверки и документального подтверждения, необходимый для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности (п. 6 ст. 145 Хозяйственного кодекса; п. 1 ст. 10 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», далее – Закон № 996).

Во время инвентаризации активов и обязательств проверяют и документально подтверждают их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценку. Поэтому проведение инвентаризации является обязательным перед составлением годовой финотчетности. Ведь это предусмотрено нормами:

  • ч. 1 ст. 10 Закона № 996;
  • п. 7 разд. І Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879);
  • п. 12 Порядка представления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Поэтому ежегодно все предприятия обязаны проводить инвентаризацию своих активов и обязательств.

Основными нормативными документами, которыми следует руководствоваться сельхозпредприятиям при проведении инвентаризации и оформлении ее результатов, являются:

  • Положение № 879;
  • Инструкция о порядке приема, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и организациях Украины, утвержденная совместным приказом Минтопливэнерго, Минэкономики, Минтранссвязи, Госпотребстандарта от 20.05.08 г. № 281/171/578/155;
  • Методические рекомендации по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и незавершенного производства сельскохозяйственных предприятий из приложения к письму Минагрополитики от 04.12.03 г. № 37-27-12/14023 (далее – Методрекомендации № 14023).

Объекты инвентаризации

Годовая инвентаризация должна быть сплошной (п. 6 разд. 1 Положения № 879). То есть инвентаризацией охватываются все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в том числе предметы, которые переданы в прокат, аренду или находятся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от технического состояния.

Проверке также подлежат активы и обязательства, которые учитываются на забалансовых счетах, в частности ценности, которые не принадлежат предприятию, но временно находятся в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты оперативной (операционной) аренды основных средств, материальные ценности на ответственном хранении, переработке, комиссии, монтаже), условные активы и обязательства (непредвиденные активы и обязательства) предприятия (залоги, гарантии, обязательства и т. п.), бланки документов строгой отчетности, прочие активы.

Сроки проведения

По общему правилу, установленному п. 10 разд. І Положения № 879, инвентаризацию следует провести в трехмесячный срок до даты годового баланса, то есть с 1 октября до 31 декабря 2017 года включительно. Однако есть еще рекомендованные Минагрополитики сроки для проведения инвентаризации специфических для сельхозпредприятия активов. Систематизируем их в табл. 1.

Таблица 1. Сроки и периодичность проведения годовой инвентаризации активов и обязательств


п / п

Объект инвентаризации

Срок проведения

Периодичность проведения

1

2

3

4

Согласно Положению № 879 (п. 10 разд. І)

1

Земельные участки, здания, сооружения, другие объекты недвижимости

В течение трех месяцев до даты годового баланса (с 1 октября до 31 декабря)

Один раз в три года*

2

Необоротные активы (кроме незавершенных капитальных инвестиций и объектов основных средств, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия)

Ежегодно

3

Запасы (кроме незавершенного производства, полуфабрикатов и материальных ценностей, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия), текущие биологические активы)

4

Текущие биологические активы

5

Дебиторская и кредиторская задолженность

6

Доходы и расходы будущих периодов

7

Прочие обязательства

8

Незавершенные капитальные инвестиции

В течение двух месяцев до даты годового баланса (с 1 ноября до 31 декабря)

Ежегодно

9

Незавершенное производство

10

Полуфабрикаты

11

Финансовые инвестиции

12

Денежные средства

13

Средства целевого финансирования

14

Обеспечения

15

Расчеты с бюджетом

16

Отчисления с ЕСВ

17

Объекты основных средств, в частности автомобили, речные и морские суда, которые отбывают в продолжительные рейсы

До их временного выбытия, но до даты баланса

Ежегодно

18

Прочие ТМЦ, которые находятся за пределами предприятия на дату проведения инвентаризации

19

Инструменты, приспособления, инвентарь

В течение двух месяцев до даты годового баланса (с 1 ноября до 31 декабря)

В течение 3 лет в объеме более 30 % объектов ежегодно

20

Библиотечные фонды**

 По решению руководителя может проводиться в течение года согласно установленному графику

Ежегодно

21

Драгоценные металлы в оборудовании, приборах

Одновременно с такими активами

Согласно п. 1.4 Методрекомендаций № 14023

22

Незавершенное производство в растениеводстве

По состоянию на 1 ноября следует провести инвентаризацию

Ежегодно

23

Продукция сельхозпроизводства (за исключением кормов, семян, кожеи мехосырья, готовых изделий, продукции промышленных и других производств и хозяйств)

Не позже 1 декабря

Ежегодно

24

Корма

25

Семена

26

Минеральные и органические удобрения

27

Гербициды, пестициды и другие средства защиты растений

28

Полуфабрикаты собственного производства

Перед составлением годовых отчетов на 31 декабря

Ежегодно

29

Незавершенное производство в промышленных, вспомогательных, других производствах и хозяйствах

30

Взрослый продуктивный и рабочий скот

31

Молодняк животных, животные на откорме

32

Птица, кролики, звери

33

Плодовые и ягодные питомники и насаждения

До наступления зимы (в IV квартале)

Ежегодно

34

Пчелосемьи

Осенью

Ежегодно

* Это правило не распространяется на недвижимое имущество госпредприятий, их объединений, учреждений и организаций, в т. ч. то, что передано в аренду, концессию, и госимущество, которое не вошло в уставный капитал хозяйственных организаций, созданных в процессе приватизации и корпоратизации. Их инвентаризацию проводят согласно Методике проведения инвентаризации объектов государственной собственности, утвержденной постановлением КМУ от 30.11.05 г. № 1121, и Положению об инвентаризации имущества государственных предприятий, которые приватизируются (корпоратизируются), а также имущества государственных предприятий и организаций, которое передается в аренду (возвращается по окончании срока действия договора аренды или его расторжения), утвержденного постановлением КМУ от 02.03.93 г. № 158.
** При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризация может проводиться в течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а свыше 500 тыс. единиц — в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц.

Кто занимается инвентаризацией

Для проведения инвентаризации на предприятии создается инвентаризационная комиссия согласно распорядительному документу руководителя. Это может быть приказ или распоряжение (п. 1 разд. ІІ Положения № 879), в котором также утверждаются объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации (п. 3 разд. ІІ Положения № 879).

В инвентаризационную комиссию следует включить (п. 1 разд. II Положения № 879):

  • представителей аппарата управления предприятия;
  • работников бухгалтерской службы (представителей аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, субъекта предпринимательской деятельности – физического лица, которое осуществляет ведение бухгалтерского учета на предприятии на договорных началах);
  • опытных работников предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеров, технологов, механиков, исполнителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров и т. п.).

По решению руководителя предприятия в состав инвентаризационной комиссии могут быть включены члены ревизионной комиссии хозяйственного общества.

Если из-за большого объема работ одна комиссия не может обеспечить проведение инвентаризации, то для непосредственного проведения инвентаризации в местах хранения и производства создают рабочие инвентаризационные комиссии. Требования к их составу изложены в п. 2.1 разд. ІІ Положения № 879. Также могут быть включены члены инвентаризационной комиссии.

В таком случае функции комиссий разграничивают (п. 2.5 разд. ІІ Положения № 879) следующим образом:

Таблица 2. Функции инвентаризационной и рабочих инвентаризационных комиссий


п / п

Инвентаризационная комиссия

Рабочая инвентаризационная комиссия

1

2

3

1

Организует проведение инвентаризаций

Осуществляет инвентаризацию активов в местах хранения и производства

2

Осуществляет инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий

Принимает участие вместе с бухгалтерской службой в определении результатов инвентаризации и разрабатывает предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также по списанию недостач в пределах норм естественной убыли

3

Осуществляет контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации активов и обязательств по решению руководителя предприятия

Оформляет протокол с указанием в нем информации, которая требуется для составления протокола инвентаризационной комиссии

4

Проверяет правильность определения инвентаризационных разниц, обоснованность предложений по зачету пересортицы ценностей во всех местах их хранения

 

5

Проводит повторную инвентаризацию в случае установления серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и в других случаях по решению руководителя предприятия

6

Рассматривает причины выявленных недостач и потерь от порчи активов, формирует предложения по зачету вследствие пересортицы, списанию недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхурочных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер по предотвращению таких потерь и недостач и отражает соответствующую информацию в протоколе

Инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем предприятия. Это может быть и главный бухгалтер. Обратите внимание: запрещается назначать председателем рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, которые находятся на ответственном хранении у одних и тех же материально ответственных лиц (далее – МОЛ), одного и того же работника два года подряд (п. 2.4 разд. ІІ Положения № 879).

МОЛ в состав инвентаризационной комиссии не включают, поскольку они являются лицами, которые проверяются (п. 2.4 разд. ІІ Положения № 879). Однако МОЛ обязаны присутствовать во время проверки (п. 1 разд. II Положения № 879): они дают в инвентаризационной описи расписки о том, что до начала инвентаризации все приходные и расходные документы на активы сданы в бухгалтерию, что все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны. Кроме того, по необходимости МОЛ должны предоставлять письменные объяснения (в случае выявления недостачи, порчи ценностей, которые находятся на ответственном хранении).

В п. 1 разд. ІІ Положения № 879 предусмотрено, что инвентаризация проводится полным составом инвентаризационной комиссии и в присутствии МОЛ. Поэтому если член инвентаризационной комиссии не может по определенным причинам принять участие в ее работе, он должен быть заменен (в состав комиссии должны быть внесены изменения).

В письме Минфина от 15.12.03 г. № 31-04200-30-23/191 указано, что руководитель предприятия или другое должностное лицо, которое утвердило состав инвентаризационной комиссии, соответствующим распорядительным документом может осуществить замену председателя инвентаризационной комиссии в случае, если отсутствие ранее назначенного председателя вызвано, в частности, его болезнью, командировкой.

Кроме того, согласно п. 18 разд. ІІ Положения № 879 ответственность за полноту и точность внесения в инвентаризационные описи данных о фактических остатках имущества, материальных ценностей, денежных средств и документов, ценных бумаг и задолженности в расчетах несут все члены рабочих инвентаризационных комиссий.

В штате предприятия числится один человек – директор. Как в таком случае провести инвентаризацию?

Прямых распоряжений для подобной ситуации законодательство не дает. Однако среди форм ведения бухучета на предприятии законодательством предусмотрено и самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия (ч. 3, 4 ст. 8 Закона № 996). Поэтому наличие в штате единственного работника не освобождает предприятие от обязанности проведения инвентаризации. Но мы считаем: если на предприятии работает только один руководитель, то вполне вероятно, что инвентаризационная комиссия будет состоять только из него. В письме Минфина от 27.05.14 г. № 31-08410-0-29/12918 находим подтверждение: в такой ситуации руководитель предприятия может утвердить соответствующим распорядительным документом состав постоянно действующей комиссии из одного человека или включить в комиссию специалистов, нанятых по гражданско-правовому договору.

Порядок проведения

Любая инвентаризация, в том числе и годовая, состоит из нескольких этапов (см. табл. 3).

Таблица 3. Этапы инвентаризации


п / п

Этап инвентаризации

Характеристика

1

2

3

1

Организационный

Издается соответствующий приказ (распоряжение) о проведении годовой инвентаризации, в котором отражаются основные организационные моменты, касающиеся процедуры, а именно: сроки начала и окончания, объекты инвентаризации, места проведения, состав инвентаризационной комиссии, которая непосредственно занимается проверкой, и т. п.
Перед началом проведения инвентаризации членам инвентаризационной комиссии вручается приказ (распоряжение), а председателям – также контрольный пломбиратор

2

Подготовительный

До начала инвентаризации:
– проверяется исправность всех весоизмерительных приборов;
– завершается обработка всех документов по движению активов и формируются последние на момент проведения инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчетов о движении активов;
– определяются остатки на дату инвентаризации;
– активы группируются, рассортировываются и раскладываются по названиям, сортам, размерам в порядке, удобном для подсчета;
– председатель инвентаризационной комиссии (рабочей комиссии) визирует все приходные и расходные документы, которые прилагаются к реестрам (отчетам), с записью «До инвентаризации на (дата)»;
– бухгалтерия на основании завизированных председателем комиссии документов определяет остаток активов на начало инвентаризации по данным учета;
– МОЛ предоставляются в инвентаризационных описях расписки о том, что до начала инвентаризации все приходные и расходные документы на активы сданы в бухгалтерию, все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны

3

Проверка фактического наличия

Это главный этап инвентаризации, в ходе которого проверяется наличие материальных ценностей, их состояние, порядок хранения:
– комиссия в присутствии МОЛ определяет фактическое наличие активов путем обязательного подсчета, перевеса, обмера;
– все сведения об объектах проверки инвентаризационная комиссия отражает в инвентаризационных описях (актах инвентаризации);
– инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и МОЛ;
– в конце инвентаризационной описи МОЛ дает расписку, которая подтверждает: проведение проверки в их присутствии; отсутствие претензий к работе комиссии; прием на ответственное хранение перечисленных в описи активов.
Если инвентаризацию в помещении невозможно завершить за один день, председатель комиссии должен оставить в этом помещении инвентаризационную опись и опечатать его пломбиратором

4

Сопоставление фактического наличия с данными бухучета

После окончания проверки:
– оформленные инвентаризационные описи (акты инвентаризации) передают в бухгалтерию;
– бухгалтерия проверяет все подсчеты. На последней странице делается отметка о проверке цен, таксировке и подсчетах результата за подписями лиц, проводивших проверку;
– результаты инвентаризации сверяются с данными бухучета. Для этого данные бухучета проставляют напротив соответствующих данных инвентаризационных описей. И путем сопоставления определяют расхождения между данными инвентаризации и бухучета;
– в случае выявления расхождений (излишков, недостач, пересортиц) составляют сличительные ведомости

5

Анализ и оформление результатов

На этом этапе обобщаются результаты инвентаризации:
– инвентаризационная комиссия на своем заседании рассматривает все документы, которые у нее есть, составляет заключения и принимает соответствующие решения;
– итоги заседания оформляются протоколом, который утверждается руководителем предприятия в 5-дневный срок;
– утвержденные результаты инвентаризации отражаются в бухучете предприятия в месяце ее окончания, но не позже декабря отчетного года;
– при необходимости работников предприятия, виновных в недостаче или порче ценностей, привлекают к материальной ответственности

Формы инвентаризационных документов и правила их оформления

Положение № 879 не устанавливает типовых форм инвентаризационных документов. Как указано в п. 14 разд. II этого документа, инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости оформляют согласно Положению о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденному приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88 (далее – Положение № 88).

Поэтому предприятия, разрабатывая инвентаризационные документы, могут взять за базу:

  • формы первичной учетной документации для предприятий и организаций, утвержденные постановлением Госкомстата СССР от 28.12.89 г. № 241 (см. письма Госкомстата от 26.05.04 г. № 03-04-05/41 и от 30.01.03 г. № 03-04-05/18);
  • типовые формы для отражения бюджетными учреждениями результатов инвентаризации, утвержденные приказом Минфина от 17.06.15 г. № 572. Они обязательны для применения бюджетными учреждениями, а другие субъекты хозяйствования могут их использовать по желанию. На это прямо указывает п. 2 указанного приказа. При этом ничто не запрещает включать в инвентаризационные формы другие реквизиты, если этого требует специфика деятельности предприятия;
  • специализированные формы, приведенные в приложениях к Методрекомендациям № 14023.

Можно вообще не привязываться к установленным формам и документировать процесс инвентаризации на самостоятельно изготовленных бланках (письмо Госкомстата от 15.07.10 г. № 14/2-18/72).

В инвентаризационных описях (актах инвентаризации) помарки и подчистки не допускаются. На это указывает п. 17 разд. ІІ Положения № 879. Если же все-таки возникла необходимость исправить ошибку, следует зачеркнуть неправильную запись и написать над ней правильную. Причем такое исправление следует сделать во всех экземплярах документа. Исправления должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и МОЛ.

Правильно оформленные и подписанные всеми членами комиссии инвентаризационные описи (акты инвентаризации) передают в бухгалтерию для проверки, выявления и отражения в учете результатов инвентаризации.

Ответственность за непроведение (ненадлежащее проведение) годовой инвентаризации

Поскольку проведение инвентаризации перед составлением годовой финансовой отчетности является обязательным, отчетность, не подтвержденная инвентаризацией, может быть квалифицирована как неправильная и недостоверная. Это,  свою очередь, грозит негативными последствиями. Какими именно – рассмотрим дальше.

Случаи непроведения (или ненадлежащего проведения) годовой инвентаризации подпадают под действие норм КУоАП, а именно:

  • ст. 1642 (нарушение законодательства по финансовым вопросам) предусматривает ответственность, в частности, за внесение неправдивых данных в финотчетность, несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Штраф составляет от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 255 грн.). Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года было наложено админвзыскание за правонарушение, указанное в ч. 1 этой статьи, влекут за собой штраф от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн.);
  • ст. 1863 предусматривает наказание, в частности, за представление органам Госстата недостоверных данных для проведения госстатнаблюдений. Такие действия влекут за собой штраф с должностных лиц предприятия – от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн.). Эти же, совершенные повторно в течение года после наложения админвзыскания, действия приведут к штрафу на должностных лиц в размере от 15 до 20 НМДГ (от 255 до 340 грн.).

Рассматривают такие дела и налагают админсанкции:

  • в первом случае – орган государственного финконтроля (Государственная аудиторская служба);
  • втором – органы Госстата.

Вместе с тем доказательством выявления админнарушений является составленный надлежащим образом админпротокол. А право на его составление имеют только уполномоченные лица органов внутренних дел, а именно Национальной полиции (ст. 255 КУоАП, письмо МВД от 25.09.09 г. № 18401/ВР). Поэтому маловероятно, что полицейские будут «копать» в этом деле.

Также, проанализировав ст. 2 Закона от 26.01.93 г. № 2939-XII «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине», приходим к выводу, что Госаудитслужба может «дотянуться» только до госорганов или госпредприятий или до предприятий, которые имеют дело с бюджетными средствами и/или имуществом. Аналогичный вывод следует и из положений самого Положения о Государственной аудиторской службе Украины, утвержденного постановлением КМУ от 03.02.16 г. № 43.

Поэтому напрашивается вывод, что руководители предприятий частной формы собственности, которые не финансируются со стороны государства, не могут быть наказаны на основании норм cт. 1642 КУоАП. Вместе с тем советуем не злоупотреблять этим фактом и проводить годовую инвентаризацию согласно требованиям законодательства.

Выводы

На обязательность проведения инвентаризации перед составлением годовой финансовой отчетности указывает как Закон № 996, так и «инвентаризационное» Положение № 879. Дело в том, что инвентаризация позволяет проверить и документально подтвердить наличие, состояние и оценку собственных активов и обязательств предприятия, а также ценностей, которые ему не принадлежат, но учитываются на забалансовом учете. То есть с помощью инвентаризации вы можете убедиться в правильности данных бухучета и достоверности составленной на основании этих данных финансовой отчетности.

Непроведение инвентаризации может вызвать для предприятия неприятные последствия: или административное наказание в виде штрафа, или вмешательство судебных органов. Поэтому советуем исполнять свою обязанность по осуществлению инвентаризации. Таким образом и проблем можно избежать, и данные бухгалтерского учета еще раз проверить.

На этом организационные аспекты годовой инвентаризации завершаются. Однако сама инвентаризация только начинается.

Об особенностях инвентаризации отдельных групп активов и обязательств, документальном оформлении процедуры, а также учете и налогообложении ее результатов читайте:

«Инвентаризация незавершенного производства»
«Инвентаризация расчетов за товары, работы, услуги»
«Отражаем результаты инвентаризации на счетах бухучета»
«Налогообложение инвентаризационных разниц»
«Материальная ответственность работников за вред, нанесенный предприятию»

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Надежные решения по бухучету, налогам, спецрежиму и праву

585 грн. / квартал

Купить
Годовая инвентаризация – 2017: что нужно знать