• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Договор подряда на выполнение работ

Елена Кантерман

26.08.2014 2125 0 1

Акценты этой статьи:

  • результаты работ по договору следует оформлять актом, который должен содержать реквизиты первичного документа;
  • цена договора подряда состоит из стоимости работ и возмещения расходов подрядчика;
  • при составлении договора подряда можно воспользоваться примерными договорами, разработанными для различных отраслей хозяйства.

Общие положения

Суть договора подряда: одна сторона (подрядчик) обязуется на свой риск выполнить определенную работу по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу (ч. 1 ст. 837 Гражданского кодекса, далее – ГК). Договор подряда может быть заключен на изготовление, обработку, переработку, ремонт вещи или на выполнение другой работы с передачей ее результатов заказчику. Договорные отношения в этой сфере регламентируются прежде всего:

  • гл. 61 (ст. 875-891) ГК;
  • гл. 33 (ст. 317-324) Хозяйственного кодекса (далее – ХК) – для подряда в капитальном строительстве.

Кроме того, для отдельных отраслей хозяйства есть разработанные примерные договоры, которые можно использовать при составлении своего договора подряда. Так, примерные договоры разработаны:

  • для подрядных работ в капитальном строительстве (приказ Минстроя от 27.10.05 г. № 3);
  • для подряда на техническое обслуживание и ремонт лифтов и диспетчерских систем (приказ Госкомстроя от 10.04.2000 г. № 73);для подряда на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию автомобильных дорог (приказ Укравтодора от 28.04.09 г. № 188).

Отметим, что это примерные договоры, которые не являются обязательными к применению и используются при составлении договора как рекомендация.

Договор подряда заключается в простой письменной форме, но по желанию сторон может быть удостоверен нотариально.

Следует также помнить, что для некоторых подрядных работ, в частности в строительстве, у подрядчика должна быть соответствующая лицензия, которую он обязан предъявить заказчику при заключении договора подряда.

Существенные условия договора

Как и любой договор, договор подряда должен содержать существенные условия. Поскольку речь идет о хозяйственных договорах, такими условиями являются прежде всего предмет договора, цена и срок договора (ст. 638 ГК,ст. 180 ХК).

Помимо названных рекомендуем обратить внимание также на другие, не менее важные условия договора, которые рассмотрим ниже.

Договорная цена. В договоре должна быть указана цена или способы ее определения (ст. 843 ГК). Договорную цена можно закрепить в смете. Смета может быть приблизительной или твердой. Твердая цена может корректироваться только по взаимному соглашению сторон.

Следует помнить, что цена договора подряда включает в себя две части: плату за выполненную работу; возмещение расходов подрядчика. Поэтому во избежание споров между сторонами рекомендуем четко сформулировть в договоре, какие именно затраты подрядчика подлежат возмещению. Не забудьте указать, что смета является неотъемлемой частью договора.

Отдельный случай – когда предметом договора являются строительные работы и строительство ведется на бюджетные средства или на средства юрлиц государственной формы собственности. В этом случае при определении цены договора необходимо руководствоваться:

  • до 1 января 2014 года – ДБН Д.1.1-1-2000 «Правила определения стоимости строительства», утвержденными приказом Госкомстроя от 27.08.2000 г. № 174;
  • с 1 января 2014 года – национальным стандартом ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства», принятым приказом Минрегионстроя от 05.07.13 г. № 293.

Сроки начала и окончания работ. Это условие может быть указано как в самом договоре, так и в приложении к нему. На практике нередко стороны составляют к договору календарный график выполнения работ, являющийся неотъемлемой частью договора, в котором и определяют даты начала и окончания всех видов работ. Если объем работ большой, то в графике указываются даты начала и окончания этапов работ. В некоторых случаях сроки выполнения работ могут быть изменены. Эти случаи следует четко обозначить в договоре.

Возможность и порядок привлечения субподрядчиков. По общему правилу подрядчик вправе привлекать к выполнению работ субподрядчиков, если иное не установлено договором (ст. 838 ГК). Поэтому если заказчик хочет, чтобы работы по договору подрядчик выполнял сам, без привлечения субподрядчиков, об этом должно быть специально сказано в договоре. Субподрядчики, которые привлекаются к выполнению работ, должны отвечать квалификационным и другим требованиям, предусмотренным в договоре подряда (иметь лицензию (разрешение) на выполнение работ, определенных договором субподряда, опыт выполнения аналогичных работ и ресурсы, достаточные для их выполнения, и т. п.).

Порядок обеспечения проектной и иной документацией. По общему правилу обеспечение работ (строительства объекта) проектной документацией, ее согласование с уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления, проведение экспертизы этой документации возлагается на заказчика. Но договором можно предусмотреть, что такие обязанности (или их часть) возлагаются на подрядчика.

Из чьих материалов выполняются работы. Если стороны ничего не предусмотрели в договоре относительно материалов, из которых будут выполняться работы, то по умолчанию работы должны выполняться из материалов подрядчика (ст. 839 ГК). Однако стороны вправе предусмотреть иное. Если работы будут выполняться из материалов заказчика, в договоре следует указать сроки и порядок обеспечения подрядчика этими материалами.

Порядок контроля за качеством выполнения работ со стороны заказчика. Такой контроль заказчик может осуществлять сам или поручить специализированной организации. В договоре следует описать, каким образом осуществляется контроль, сроки предупреждения о проверках, какую документацию обязан предъявлять подрядчик и т. п.

Порядок приемки-сдачи выполненных работ. Приемка-передача выполненных работ оформляется обычно актом. В договоре следует предусмотреть, в какие сроки и в каком порядке должны составляться такие акты. Также в договоре следует оговорить порядок и сроки устранения недостатков, выявленных в ходе приемки работ. Не забудьте, что акт приемки-передачи выполненных работ является первичным документом, поэтому должен содержать все необходимые реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV.

На практике нередки случаи, когда акт составлен подрядчиком в установленные сроки, работы выполнены, а заказчик уклоняется от подписания акта и не предъявляет претензий по поводу недостатков выполненной работы. Соответственно, не имея подписанного акта, он уклоняется от оплаты работы. Чтобы защитить себя от таких случаев, советуем подрядчику указать в договоре, что если заказчик не подписывает акт приемки-сдачи выполненных работ в установленный договором срок и не предъявляет в этот срок мотивированных претензий к выполненным работам, работы считаются принятыми, а акт – утвержденным заказчиком.

Условия страхования рисков. Согласно ст. 881 ГК подрядчик обязан застраховать объект строительства, если иное не предусмотрено договором. Поэтому, если у сторон договора есть желание вменить страхование объекта строительства в обязанности заказчику, это следует указать в договоре.

ВЫВОДЫ

Составляя договор подряда, следует обратить особое внимание на такие его условия, как цена договора, сроки и этапы выполнения работ, порядок приемки выполненных работ.

ОБРАЗЕЦ

Договор подряда на капитальное строительство

<...>

1. Предмет Договора

1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по строительству складского помещения по адресу: г. Днепропетровск, ул. Соловьиная, 78 (далее – Объект) согласно утвержденной проектно-сметной документации и сдать в эксплуатацию Объект в установленный срок.

1.2. Заказчик обязуется предоставить Подрядчику строительную площадку, проектно-сметную документацию, обеспечить своевременное финансирование строительства, принять завершенный строительством Объект и полностью оплатить стоимость выполненных работ в порядке и в размерах, предусмотренных настоящим Договором и приложениями к нему.

2. Сроки выполнения работ

2.1. Общий срок выполнения работ Подрядчиком по настоящему Договору предусмотрен графиком осуществления работ (приложение 1) (1) и сроком введения Объекта в эксплуатацию. Срок введения Объекта в эксплуатацию – не позднее 25 февраля 2014 года. Подрядчик вправе досрочно выполнить свои обязательства по Договору.

2.2. Датой окончания выполнения работ Подрядчика по настоящему Договору является дата введения Объекта в эксплуатацию.

ОТ РЕДАКЦИИ

(1) Приложения не публикуются.

3. Права и обязанности Сторон

3.1. Подрядчик в рамках настоящего Договора обязан:

3.1.1. Начать строительство не позднее 5 календарных дней после предоставления ему строительной площадки и проектно-сметной документации.

3.1.2. Выполнить своими силами и средствами, из своего материала, качественно и в установленный срок предусмотренные настоящим Договором работы в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и сдать в эксплуатацию Объект в установленный срок.

3.1.3. Представлять Заказчику документы, подтверждающие качество материалов и оборудования, которые используются при строительстве Объекта. Подрядчик гарантирует соответствие качества материалов и оборудования, которое используется им для выполнения работ, материалам и оборудованию, утвержденным проектной документацией.

3.1.4. При осуществлении работ соблюдать на строительной площадке все необходимые меры противопожарной безопасности, техники безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды в течение всего срока проведения работ в соответствии с нормами и правилами, которые действуют в Украине.

3.1.5. Выполнить работы по настоящему Договору с соблюдением строительных норм и правил, которые действуют в Украине. Оформить в соответствии с действующими нормами Украины исполнительную документацию, протоколы испытаний и другие документы, необходимые для сдачи Объекта в эксплуатацию.

3.1.6. Обеспечить сохранность материалов и оборудования, а также результаты выполненных работ до сдачи Объекта в эксплуатацию.

3.1.7. Ежемесячно представлять Заказчику акты выполненных работ в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным.

3.1.8. К моменту сдачи Объекта в эксплуатацию передать Заказчику всю исполнительную документацию, необходимую техническую документацию, паспорта и сертификаты на используемые материалы и оборудование.

3.2. Подрядчик в рамках настоящего Договора имеет право:

3.2.1. Получать оплату за выполненные работы в размерах и в сроки, предусмотренные Договором.

3.2.2. Привлекать по собственному выбору к выполнению отдельных объемов работ субподрядные специализированные строительные и другие организации, имеющие соответствующие лицензии и разрешения.

3.3. Заказчик в рамках настоящего Договора обязуется:

3.3.1. Передать Подрядчику строительную площадку в срок не позднее 10 календарных дней после вступления в силу настоящего Договора.

3.3.2. К началу осуществления работ обеспечить Подрядчика утвержденной проектно-сметной документацией и всеми необходимыми документами.

3.3.3. К началу осуществления работ перечислить предоплату в размере 20 % общей стоимости работ на текущий счет Подрядчика.

3.3.4. Принять результаты работ по настоящему Договору в порядке, предусмотренном действующим законодательством Украины. Ежемесячные акты выполненных работ, предоставленные подрядчиком, Заказчик обязан подписать в течение 5 рабочих дней с момента получения или же предъявить мотивированные письменные претензии по этим работам в течение 5 рабочих дней с момента получения акта. Если заказчик не подписывает акт приемки-сдачи выполненных работ в установленный Договором срок и не предъявляет в этот срок мотивированных претензий к выполненным работам, работы считаются принятыми, а акт – утвержденным заказчиком.

3.3.5. Оплатить стоимость выполненных Подрядчиком работ по настоящему Договору в порядке и в объемах, предусмотренных разд. 4 настоящего Договора.

3.4. Заказчик имеет право:

3.4.1. В любое время осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством работ, выполняемых Подрядчиком, соблюдением сроков выполнения работ, качеством материалов и оборудования, которое предоставляется Подрядчиком, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика.

3.4.2. По своему выбору требовать бесплатного исправления недостатков или возмещения расходов на их исправление своими силами либо соответствующего уменьшения вознаграждения за работы, если Подрядчик отклонился от условий настоящего Договора, которые ухудшили результат работ, или допустил другие погрешности при выполнении работ.

4. Сумма Договора и порядок расчетов

4.1. Общая сумма настоящего Договора состоит из расходов Подрядчика и стоимости работ, выполняемых Подрядчиком по настоящему Договору. Общая предварительная сумма настоящего Договора – 900 000 грн. (девятьсот тысяч грн.).

4.2. Окончательная сумма настоящего Договора будет дополнительно согласована Сторонами в приложении 2 к настоящему Договору на основе согласованной Сторонами сметы с учетом замечаний и изменений, возникших в процессе строительства.

4.3. Стоимость работ по настоящему Договору определяется в приложении 2. Изменение стоимости работ или материалов, указанных в сметном расчете, возможно только в случае внесения Заказчиком изменений в рабочий проект или проект дизайна либо удорожания материалов, изделий и конструкций, подтвержденных документально. Внесение изменений в стоимость работ оформляется дополнительным соглашением к настоящему Договору.

4.4. Оплата работ по настоящему Договору осуществляется Заказчиком согласно графику платежей (приложение 3) путем перечисления денежных средств на текущий счет Подрядчика в национальной валюте Украины с учетом фактически выполненных объемов работ Подрядчиком на основании актов выполненных работ.

4.5. Окончательный расчет с Подрядчиком осуществляется в течение 10 рабочих дней после сдачи Объекта в эксплуатацию и получения Свидетельства о соответствии построенного объекта проектной документации. При несоблюдении Подрядчиком графика выполнения работ Заказчик имеет право соответственно уменьшить сумму платежа на стоимость невыполненных работ, при этом сроки окончания работ Подрядчиком не изменяются.

4.6. В случае прекращения работ по настоящему Договору по инициативе Подрядчика последний обязан в течение трех банковских дней со дня получения письменного требования Заказчика вернуть сумму авансовых платежей, полученных от Заказчика, за вычетом стоимости проведенных работ и установленных на объекте конструкций. Подрядчик также возмещает Заказчику все убытки, связанные с прекращением Договора, и платит штраф в размере 10 % общей стоимости работ согласно смете.

5. Порядок сдачи и приемки работ

5.1. Сдача-приемка выполненных работ оформляется актами, подписанными обеими Сторонами, которые ежемесячно подаются Подрядчиком Заказчику.

5.2. Заказчик обязан принять работы, выполненные Подрядчиком, в срок не позже пяти рабочих дней со дня получения от Подрядчика акта выполненных работ.

5.3. В случае мотивированного отказа Заказчика принять выполненные работы Сторонами составляется акт с перечнем претензий Заказчика, в котором указываются сроки устранения недостатков.

6. Гарантийные сроки

6.1. Гарантийные сроки выполненных работ устанавливаются с даты введения Объекта в эксплуатацию и составляют 10 (десять) лет.

6.2. Подрядчик обязан за свой счет и своими силами устранять недостатки (дефекты), неисправности, обнаруженные в течение гарантийного срока, указанного в п. 6.1 настоящего Договора. Перечень недостатков определяется дефектным актом, составленным Сторонами. В акте фиксируются дата выявления недостатков и сроки их устранения.

7. Страхование рисков

7.1. Подрядчик обязан в течение 30 календарных дней со дня заключения настоящего Договора за свой счет застраховать риски:

· возникающие при транспортировке материалов, приспособлений, конструкций и изделий от места их выгрузки к строительной площадке;

· связанные с сохранностью выполненных работ, материальных ценностей, размещенных на строительной площадке, от стихийного бедствия в период от начала работ на Объекте до момента сдачи его в гарантийную эксплуатацию;

7.2. Подрядчик обязан передать Заказчику копии страховых полисов и подтверждения уплаты страховых платежей в течение 35 календарных дней с момента подписания настоящего Договора.

8. Ответственность Сторон

8.1. Подрядчик несет следующую ответственность:

· за нарушение срока введения Объекта в эксплуатацию, указанного в п. 2.1 Договора, Подрядчик обязан уплатить Заказчику штраф в сумме 300 грн. (триста грн.) за каждый день просрочки;

· за некачественное выполнение работ, предусмотренных настоящим Договором, Подрядчик обязан устранить недостатки за свой счет или возместить расходы Заказчика на их устранение в полном объеме;

· в случае нарушения Подрядчиком срока введения в эксплуатацию Объекта, указанного в п. 2.1 настоящего Договора, более чем на 60 (шестьдесят) календарных дней Заказчик имеет право на расторжение Договора, компенсацию убытков, которые возникли в связи с нарушением сроков введения Объекта в эксплуатацию, и взыскание штрафных санкций, предусмотренных Договором и действующим законодательством.

8.2. Заказчик несет следующую ответственность: за несвоевременное проведение расчетов с Подрядчиком Заказчик обязан уплатить Подрядчику пеню в размере двойной учетной ставки НБУ, действующей на день уплаты просроченного платежа, за каждый день просрочки.

<...>

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить