Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Аренда госимущества: как оформить налоговые накладные


Акценты этой статьи: подсказки арендатору в ситуации, когда арендодателем является государство:

  • как распределять сумму арендной платы;
  • на какую базу начислять налоговые обязательства;
  • каковы особенности оформления налоговой накладной.

Кому платить за аренду госимущества

Допустим, вы арендуете недвижимое имущество, которое находится в собственности государства. Кто в этом случае должен получать арендную плату? Ответ на данный вопрос находим в п. 17 Методики, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786 (далее – Методика № 786). Для удобства информацию приводим в табличной форме.

Объект аренды

Распределение арендной платы между ее получателями

в госбюджет

арендодателю

1

2

3

1. Арендодатель – ФГИУ

Целостный имущественный комплекс (далее – ЦИК)

100 %

Недвижимое имущество госпредприятий(за исключением предприятий кинематографии, которые относятся к сфере управления Минкультуры на период до 31.12.16 г.)

70 %

30 %

Примечание. Пунктом 5.4 Типового договора аренды госимущества, утвержденного приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774, установлено, что арендатор должен своевременно и в полном объеме уплачивать арендную плату в госбюджет и балансодержателю. При этом в платежных поручениях, которые оформляет арендатор, указывается «Назначение платежа» по образцу, который предоставляет арендодатель письмом при заключении договора аренды. То есть обязанность распределять сумму арендного платежа возлагается на арендатора.

Имущество, которое не вошло в уставный фонд госпредприятий, созданных в процессе приватизации

100 %

Объекты жилого фонда, которые не вошли в уставный фонд госпредприятий

70 %

30 %

2. Арендодатель – госпредприятие (организация)

ЦИК структурного подразделения предприятия, недвижимое имущество

30 %

70 %

Что нужно учесть арендатору – плательщику НДС

Напомним, что в целях налогообложения сдача имущества в аренду считается поставкой услуг.

В общем случае арендные операции на территории Украины являются объектом обложения НДС (пп «б» п. 185.1 Налогового кодекса, далее – НК). База налогообложения определяется по правилам п. 188.1 НК.

Однако когда арендодателем выступает ФГИУ (его региональные отделения или представительства), здесь возникают НДС-особенности.

Так, если объектом аренды является ЦИК (сумма арендной платы полностью направляется в госбюджет) – операция не является объектом обложения НДС (пп. 196.1.15 НК). В этом случае налоговая накладная не составляется.

А если объектом аренды является недвижимость госпредприятий, то арендатор должен оформить три платежных документа (письмо ГНАУ от 04.06.07 г. № 11098/7/16-1517-01):

  • один – на перечисление в бюджет 70 % суммы арендной платы без учета НДС;
  • второй – на перечисление госпредприятию 30 % суммы арендной платы с учетом НДС;
  • третий – на перечисление госпредприятию суммы НДС, которая приходится на часть арендной платы, перечисленной в бюджет.

Госпредприятие на дату первого события начисляет налоговые обязательства и выписывает арендатору налоговую накладную на всю сумму арендной платы. Арендатор имеет право на налоговый кредит при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной.

Пример
В мае 2016 года арендатор получил в аренду помещение у госпредприятия. Согласно условиям договора сумма ежемесячной арендной платы составляет 50 000 грн. (кроме того НДС – 10 000 грн.). Арендная плата за первые два месяца аренды (май и июнь) уплачивается авансом, эту сумму арендатор распределяет следующим образом:

  • 70 000 грн. – перечисляет в госбюджет;
  • 30 000 грн. и НДС в сумме 20 000 грн. – арендодателю (двумя платежками).

Арендодатель на дату получения предоплаты выписывает налоговую накладную на всю сумму арендной платы за два месяца – 100 000 грн. (кроме того НДС – 20 000 грн.).

Рассмотрим некоторые особенности заполнения такой налоговой накладной.

Графа 2 раздела Б «Номенклатура товаров/услуг продавца» заполняется в соответствии, например, с договором. Поэтому в случае получения платы за услуги аренды здесь можно указать: «Аренда за май – июнь 2016 года»;

Графы 4 и раздела Б «Условное обозначение (украинское) и код единиц измерения товара/услуги» могут быть заполнены, например, так:

  • вариант 1 – в графе 4 указать «услуга», тогда графа 5 раздела Б не заполняется, поскольку условного обозначения такой единицы, как «услуга», нет в Классификаторе (утвержден приказом Госстандарта от 09.01.97 г. № 8);
  • вариант 2 – в графе 4 указать «грн.», тогда в графе 5 ставится «2454».

Обратите внимание! Такой реквизит, как условное обозначение и код единицы измерения товаров/услуг, не является обязательным реквизитом налоговой накладной (п. 201.1 НК). Поэтому оба варианта заполнения не являются ошибочными и не угрожают налоговому кредиту арендатора.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
07.04.2025
Предприятие сдает в аренду часть помещения: как оформить договор, подать форму № 20-ОПП и что с налогом на недвижимость?
На практике нередко возникают ситуации, когда предприятие планирует сдать в аренду только часть помещения (склада, ангара и т. п.). Однако в таких случаях возникает ряд вопросов, в частности: как правильно указать в договоре аренды, что в пользование передается именно часть помещения; нужно ли п...
25.03.2025
Аренда коммунального имущества: нюансы заключения договора
Предприятие планирует взять в аренду помещение коммунальной формы собственности. Это довольно распространенная операция, но передача в аренду государственного и коммунального имущества имеет специфику и состоит из нескольких этапов. О том, какие именно нюансы следует учесть в случае заключения догов...
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
11.03.2025
Приказ об установлении норм расхода топлива
Если ваше предприятие решило прибегнуть к нормированию расходов горючего или размышляет, целесообразно ли это делать, постараемся упростить для вас эту задачу, приведя в статье: образец приказа об установлении норм расхода топлива; две причины, почему на предприятии необходим такой приказ. Есл...
10.03.2025
Списание ГСМ: оформление документов и учет
Для того чтобы обеспечить грамотный учет списания горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ), бухгалтер должен иметь первичные документы, фиксирующие транспортную работу (пробег) и фактические расходы ГСМ. Типовые формы этих документов законодательно не утверждены, так что их можно разработать ...
Новое
28.05.2025
Адвокатские услуги: как влияет статус предоставителя на налоговые последствия получателя
Адвокаты, адвокатские объединения или бюро имеют особый статус. Пользуясь их услугами, в частности, для представительства в судах, получения правовой помощи, субъектам хозяйствования (как юрлицам, так и физлицам-предпринимателям) нужно учесть немало нюансов, чтобы правильно отразить в отчетности адв...
20.05.2025
6 ошибок налогоплательщиков в обзоре практики Верховного Суда за март 2025 года
В статье рассмотрена практика Верховного Суда по налоговым спорам за март 2025 года. Приведены 6 самых интересных судебных решений, знание о которых может помочь налогоплательщикам избежать повторения чужих ошибок и сэкономить. Опыт – это имя, которое каждый дает своим ошибкам Оскар Уайльд (18...
19.05.2025
Как взыскать денежные средства с ГНС по решению админсуда: советы юриста
В статье рассмотрены вопросы, куда и с какими документами следует обращаться предприятию для исполнения решения административного суда о взыскании денежных средств с органа ГНС. Многие из наших читателей сталкиваются с ситуацией, когда приходится обжаловать налоговое уведомление-решение в администра...
Лучшие материалы