Вопрос обжалования результатов проверок всегда актуален для налогоплательщиков. В соответствии с п. 56.1 НК решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке. В консультации рассмотрим порядок, сроки, основные нюансы административного обжалования, а также приведем образец, которым можно воспользоваться при подготовке жалобы.
Согласование налоговых обязательств по результатам проверок
После проверки представители органа ГФС составляют акт, на основании которого принимается налоговое уведомление-решение, которое в дальнейшем может быть обжаловано. Напомним, при подписании акта проверки налогоплательщик должен зафиксировать все возражения по изложенным в нем фактам. Это поможет при написании жалобы или искового заявления.
Налоговое уведомление-решение принимается в течение 10 рабочих дней (далее – р. д.) со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта, а при наличии возражений по акту – в течение 3 р. д. после дня рассмотрения возражений и представления письменного отчета налогоплательщику (п. 86.8 НК). Механизм направления налоговых уведомлений-решений регламентируется Порядком № 1204.
При подаче жалобы на решение контролирующего органа денежное обязательство налогоплательщика будет считаться несогласованным до окончания процедуры обжалования.
Согласно п. 56.17 НК административное обжалование прекращается, а денежное обязательство считается согласованным:
Налоговое обязательство становится налоговым долгом в момент согласования денежного обязательства. Это приводит к тому, что на сумму налогового долга орган ГФС выписывает налоговое требование (пп. 14.1.175 НК).
При составлении и подаче жалобы на решение органов ГФС следует руководствоваться нормами ст. 56 НК и Порядка № 916.
Куда подать жалобу на решение органа ГФС
Жалобы подаются в контролирующие органы высшего уровня. Так, жалобы на решения:
Обратите внимание: если в жалобе затронуты вопросы, которые не относятся к компетенции органа ГФС, то она в 5-дневный срок пересылается по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается жалобщику.
Сроки административного обжалования
По общему правилу, установленному п. 56.3 НК, жалоба на решение органа ГФС подается в течение 10 календарных дней (далее – к. д.), которые исчисляются со дня, следующего за днем получения налогоплательщиком соответствующего решения.
Решения органа ГФС по самостоятельному определению денежного обязательства налогоплательщика по основаниям, не связанным с нарушением налогового законодательства, могут быть обжалованы налогоплательщиком в высший орган ГФС в течение 30 к. д. после дня получения такого решения (п. 56.12 НК). Указанный срок обжалования распространяется, в том числе (п. 3 разд. III Порядка № 916):
1) на суммы налоговых обязательств по налогу на имущество, начисленные физлицам контролирующими органами;
2) на решения органов ГФС относительно:
Важный нюанс: если последний день срока админобжалования приходится на выходной или праздничный день, то таким последним днем будет первый рабочий день после выходного или праздника.
Например, налогоплательщик получил налоговое уведомление-решение 01.09.16 г. Срок админобжалования начинает исчисляться со 02.09.16 г. Значит, последний, 10-й день выпадает на 11.09.16 г. (воскресенье). Таким образом, последним днем подачи жалобы будет 12.09.16 г. (понедельник).
Продление сроков админобжалования
В отдельных случаях, предусмотренных п. 102.6 НК, сроки подачи жалобы на решение органа ГФС могут быть продлены. Для этого налогоплательщик должен подать в орган ГФС письменное заявление о продлении таких сроков, указав, что установленные сроки были пропущены по уважительным причинам. К таковым относятся (п. 102.6 НК):
Составление и подача жалобы
Жалоба на решение органа ГФС, подаваемая в административном порядке, всегда составляется в письменном виде и должна содержать (см. образец в конце консультации):
Жалоба подписывается лично налогоплательщиком, который ее подает, либо его уполномоченным представителем (тогда к ней прилагается оригинал либо заверенная копия документа, удостоверяющего полномочия представителя).
Все документы, прилагаемые к жалобе, заверяются подписью руководителя либо лица, исполняющего его обязанности, и закрепляются печатью юридического лица с пометкой «копия верна» или «согласно оригиналу».
Жалоба подается самим налогоплательщиком либо его представителем, нарочным или направляется по почте (с уведомлением о вручении и описью вложения).
Одновременно с подачей жалобы в орган ГФС вышестоящего уровня налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган, вынесший решение, о его обжаловании. Данное уведомление может быть сформулировано так: «В соответствии с п. 56.5 НК сообщаем о подаче жалобы в ГФС в Киевской области об отмене решения Киево-Святошинской ОГНИ ГУ ГФС в Киевской области от 01.09.16 г. № 123/123».
Важно соблюдать все требования к оформлению жалобы, поскольку ненадлежащим образом составленная жалоба возвращается подателю с соответствующим разъяснением не позднее 5 дней со дня ее получения. При этом налогоплательщик может пропустить сроки обжалования. Так что рекомендуем внимательно относиться к составлению жалобы.
Результаты рассмотрения жалобы
Орган ГФС принимает решение в течение 20 к. д. со дня, следующего за днем получения жалобы. Если последний день указанного срока приходится на выходной или праздничный день, то последним днем будет первый рабочий день после выходного или праздника.
В отдельных случаях данный срок может быть продлен до 60 к. д., но об этом налогоплательщик должен быть уведомлен в письменной форме до истечения 20-дневного срока.
Мотивированный ответ на жалобу направляется налогоплательщику по почте (на адрес, указанный в жалобе, а при отсутствии адреса – на налоговый адрес) с уведомлением либо выдается под подпись.
Что делать, если по истечении 20 дней ответ на жалобу не пришел и не было уведомления о продлении срока ее рассмотрения?
Согласно п. 4 разд. VII Порядка № 916 в случае, если мотивированное решение органа ГФС по жалобе налогоплательщика не направляется на протяжении установленного или продленного срока (не более 60 дней), жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков. Также жалоба считается удовлетворенной и тогда, когда срок ее рассмотрения был продлен, но налогоплательщик не был об этом проинформирован.
По результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика контролирующий орган принимает одно из следующих решений (п. 2 разд. IX Порядка № 916):
Подача повторной жалобы
Если орган ГФС по результатам рассмотрения жалобы вынес решение о полном либо частичном ее неудовлетворении, налогоплательщик имеет право обратиться с повторной жалобой в вышестоящий орган в течение 10 к. д. со дня получения ответа (п. 56.6 НК).
Вышестоящий орган ГФС обязан предоставить ответ на повторную жалобу в течение 20 к. д. либо 60 к. д. – в случае продления сроков в рассмотренном выше порядке.
Куда обжаловать решение ГФС Украины, принятое в результате рассмотрения повторной жалобы? Такое решение является окончательным и не подлежит дальнейшему обжалованию в административном порядке, но может быть обжаловано в судебном порядке (подробнее о судебном обжаловании «Обжалование результатов проверок в суде»).
Образец Исходящий № 123 от 01.09.16 г. В Главное управление ГФС в Киевской области Жалоба на налоговое уведомление-решение Киево-Святошинской объединенной государственной налоговой инспекцией Главного управления Государственной фискальной службы в Киевской области была проведена документальная внеплановая выездная проверка Общества с ограниченной ответственностью «Надежда» по вопросам соблюдения налогового законодательства относительно начисления НДС по взаимоотношениям с ООО «Луч» за период с 01.01.16 г. по 30.06.16 г. По ее результатам составлен акт проверки от 08.08.16 г. № 00147852 (далее – акт проверки), в котором указано на нереальность сделки между ООО «Надежда» и ООО «Луч» и, как результат, нарушение нормы п. 198.3 НК (занижена сумма НДС за указанный период). На основании акта проверки было вынесено налоговое уведомление-решение от 15.08.16 г. № 00123456, которым сумма денежного обязательства ООО «Надежда» по платежу «НДС» увеличена на 120 000 грн., из них: 100 000 грн. – по основному платежу, 20 000 грн. – штрафные (финансовые) санкции. ООО «Надежда» считает факты, изложенные в акте проверки, необоснованными, а принятое ГНИ налоговое уведомление-решение подлежащим отмене. Данное решение было получено 25.08.16 г. по почте (о чем есть соответствующая отметка в уведомлении о получении почтового отправления). Исковое заявление в суд о признании его недействительным не подавалось. О подаче данной жалобы Киево-Святошинская ОГНИ ГУ ГФС в Киевской области уведомлена (письмо от 31.08.16 г. исх. № 124, копия прилагается). Основания для отмены принятого налогового уведомления-решения таковы. Реальность сделки подтверждается всеми необходимыми документами. Так, между ООО «Надежда» (покупатель) и ООО «Луч» (поставщик) был заключен договор поставки от 31.12.15 г. № 23356/1 (далее – договор), согласно которому ООО «Луч» обязалось поставить товар (бумагу) ООО «Надежда», а ООО «Надежда» – принять указанный товар и оплатить его согласно условиям договора (копия договора прилагается). В п. 1.3 договора указано, что наименование, количество, ассортимент, цена поставляемого товара определяются в приложениях к договору, которые являются его неотъемлемой частью. Согласно п. 4.2 договора доставка товара совершается покупателем за свой счет и на условиях EXW (склад ООО «Луч» – г. Киев, ул. Херсонская, 24) Правил ИНКОТЕРМС-2010. В соответствии со Спецификацией от 20.01.16 г. № 1, которая является приложением 1 к договору, поставщик продает, а покупатель приобретает бумагу формата А1 плотностью 80 г/м2 по 500 листов в упаковке стоимостью 100 грн. за упаковку. Общее количество – 6 000 упаковок, общая сумма – 600 000 грн., в т. ч. НДС – 100 000 грн. К договору составлена расходная накладная от 25.01.16 г. № 456, а также счет-фактура от 25.01.16 г. № 123 (копии прилагаются). Поставка товара от ООО «Луч» на склад ООО «Надежда» осуществлялась автомобилем марки ГАЗ 2101, номер АА0101АА (водитель Николаев Петр Васильевич), из пункта погрузки – склад ООО «Луч» (г. Киев, ул. Херсонская, 24), в пункт отгрузки – склад ООО «Надежда» (г. Киев, ул. Петрова, 2). Указанный автомобиль принадлежит ООО «Надежда» на праве собственности (документы прилагаются). На имя ООО «Надежда» выписан приходный ордер от 25.01.16 г. № 123654, подтверждающий факт получения товара (копия прилагается). 26.01.16 г. ООО «Надежда» перечислило на счет ООО «Луч» 600 000 грн. по договору, что подтверждается платежным поручением от 26.01.16 г. № 78/987 (копия прилагается). На основании вышеизложенного и руководствуясь нормами ст. 56 НК и Порядка № 916, просим: 1. Вынесенное Киево-Святошинской ОГНИ ГУ ГФС в Киевской области налоговое уведомление-решение от 15.08.16 г. № 00123456 о начислении ООО «Надежда» денежных обязательств по НДС в сумме 120 000 грн. отменить в полном объеме. 2. Решение (ответ) по результату рассмотрения жалобы направить по адресу: ООО «Надежда», 01001, г. Киев, ул. Петрова, 2. Прилагаемые документы: 1. Копия акта проверки от 08.08.16 г. № 00147852. 2. Копия налогового уведомления-решения от 15.08.16 г. № 00123456. 3. Копия письма исх. № 124 от 31.08.16 г. 4. Копия договора поставки от 31.12.15 г. № 23356/1. 5. Копия Спецификации от 20.01.16 г. № 1 к договору поставки от 31.12.15 г. № 23356/1. 6. Копия расходной накладной от 25.01.16 г. № 456. 7. Копия счета-фактуры от 25.01.16 г. № 123. 8. Копия документов на право собственности на автомобиль марки ГАЗ 2101 № АА0101АА. 9. Копия приходного ордера от 25.01.16 г. № 123654. Директор ООО «Надежда» (подпись) А. Г. Потемкин М. П. |
Обратите внимание! В настоящее время на государственном сайте Минфина размещена информация об усовершенствовании процедуры административного обжалования решений налоговых органов налогоплательщиками. Планируется внести изменения в Порядок № 916 (с проектом приказа о внесении изменений можно ознакомиться на сайте, в разделе «Новости» за 19.08.16 г.).
Выводы
Жалобу на решение налогового органа можно подать в контролирующий орган вышестоящего уровня в течение 10 к. д. (в отдельных случаях 30 к. д.) со дня, следующего за днем получения решения. В некоторых случаях указанные сроки могут быть продлены по уважительным причинам.
При составлении жалобы необходимо четко соблюдать нормы действующего законодательства.